Большая Советская энциклопедия

    Александр Павлович [28.9(10.10). 1890, с. Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии, — 26.1.1968, Саратов], советский литературовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Окончил Варшавский университет (1913). С 1923 профессор Саратовского университета. Печатался с 1916. В книге «Поэтика и генезис былин» (1924) впервые рассмотрена художественная структура русских былин. Главная тема работ С. о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. Н. Островском, А. П. Чехове, Стендале — личная творческая правда и духовный, нравственный идеал каждого большого художника, воссоздаваемые посредством целостной интерпретации художественного произведения. Здесь смело ставятся сложные литературно-философские проблемы: Толстой и Гегель, Чехов в споре с Шопенгауэром, авторская оценка персонажа у Достоевского и Чехова. В статьях 1946—48 «конструктивное своеобразие» чеховских пьес объяснено принципиальной новизной драматургического конфликта. Многие работы С. посвящены жизни и творчеству Н. Г. Чернышевского. Награжден орденом Ленина.

    Соч.: Статьи о русской литературе, Саратов, 1958; Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках, М., 1972.

    Лит.: Жук А., Покусаев Е., Александр Павлович Скафтымов, «Вопросы литературы», 1970, № 9; Роднянская И., «Нравственные искания...». [Рец.], «Новый мир», 1974, № 2; Список печатных работ А. П. Скафтымова, «Уч. зап. Саратовского гос. университета», 1957, т. 56.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Скафтымов

    СКАФТЫМОВ Александр Павлович (1890—) — историк русской литературы. Окончил в 1913 историко-филологический фак-т Варшавского университета. С 1923 — профессор Саратовского ун-та, позднее пед. ин-та.

    Исследовательские работы С. раннего периода полемически направлены против наивно-реалистического историзма, а затем против механического формализма. Это сказалось в наиболее известном исследовании С. «Поэтика и генезис былин» (1924), в полемике с исторической миллеровской школой. С. стоит здесь на эстетико-психологической точке зрения. В этом разрезе написаны также статьи об «Идиоте» Достоевского (1924) и о романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (1926). В последние годы С. под влиянием марксистского литературоведения преоценил эту точку зрения.Библиография:

    Поэтика и генезис былин, М. — Саратов, 1924; Композиция романа Достоевского «Идиот», сб. «Творческий путь Достоевского», Л., 1924; Роман Чернышевского «Что делать?», сб. «Н.Г.Чернышевский», Саратов, 1926; Чернышевский и Плещеев, там же; Чернышевский и Жорж Занд, сб. «Н.Г.Чернышевский», Саратов, 1928; Неизданная повесть Чернышевского «Отблески сияния» среди его сибирской беллетристики, там же; Редакция и примечания к письмам Чернышевского к родным, «Литературное наследие Чернышевского», т.II, Гиз, М. — Л., 1928; «Записки из подполья» Достоевского среди его публицистики, «Slavia», 1929, №№1 и 2; Das Jubilaum N.G. Cernysevsky, Eine bibliographishe ubersicht, «Slavische Rundschau», 1929, №3; О реализме и сентиментализме в «Путешествии» Радищева, «Ученые записки Саратовского университета», 1929, III; Диалектика в рисунке Л.Толстого, сб. «Литературные беседы Саратов, 1929; Л.Толстой и Стендаль, там же, 1930; Творчество Стендаля, «Литературная учеба», 1931, №6; Вступ. ст. к статье Н.Г.Чернышевского «Стихотворения Кольцова», сб. «Звенья», изд. «Academia», М. — Л., 1934, III—IV.

  3. Источник: Литературная энциклопедия