Большая Советская энциклопедия

    (второе имя — Туй-чжи, прозвище — Чан-ли)

    (768—824), китайский философ, литератор и общественный деятель. Один из зачинателей «движения за возврат к древности» в литературе, в котором некоторые исследователи видят начало Возрождения (См. Возрождение) в китайской литературе. Занимал высокие должности, за непреклонность в суждениях не раз бывал в опале. Выступал против буддизма и даосизма, осуждал суеверия. Требовал уничтожить монастыри, экспроприировать их собственность, сжечь враждебные конфуцианству книги и построить общество «великого единения», основанное на идеалах древнего конфуцианства. Ввёл т. н. «древний стиль», ориентированный на ранние образцы философской прозы, более простой по языку и свободный по форме, чем господствовавшая «параллельная проза». Автор сочинений «О Пути», «О природе человека», «О клевете», «О человеке», «О бесах», докладов («О кости Будды»), эссе, жизнеописаний, философской лирики и др.

    Соч.: Хань Чан-ли цзи, Шанхай, 1958; Han Yü's poetische werke, Camb,, 1952; в рус. пер. — [Стихи], в кн.: Антология китайской поэзии, т. 2, М., 1957; [Стихи], в кн.: Китайская классическая проза, пер. В. М. Алексеева, М., 1959.

    Лит.: Гусаров В. Ф., О стилистическом моделировании прозы Хань Юя, в кн.: Жанры и стили литератур Китая и Кореи, М., 1969; его же, Политико-философские воззрения Хань Юя, «Вестник ЛГУ», 1970, № 14; Конрад Н. И., Хань Юй и начало китайского Ренессанса, в его кн.: Запад и Восток, М., 1972; Желоховцев А. Н., Литературные взгляды Хань Юя и Лю Цзун-Юаня, в сборнике: Историко-филологические исследования, М., 1974.

    И. С. Лисевич.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ХАНЬ ЮЙ (768-824) - китайский философ, литератор. Один из зачинателей т. н. движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философские трактаты, эссе, стихи.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ХАНЬ ЮЙ

    Хань Туйчжи, Хань Чанли (768—824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и учеником Ли АО (Ли Сичжи, 772—841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. первым использовал термин «саць пинь» — «три ступени» в отнесении к че-ловеч. природе (высшая — абсолютно хорошая; среднюю можно повести в обоих направлениях; низшая — абсолютно плохая), которую он отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внеш. вещами. X. Ю. расширил термин жэнь (человечность, гуманность) до понятия «всеобщей любви». X. Ю. и Ли АО выступили с защитой конфуцианства в условиях влияния буддизма и даосизма; в центре внимания их стояла проблема человеч. природы, при этом они опирались на такие классич. произв., как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и «Чжун юн», ставшие впоследствии основой неоконфуцианства, установили «дао тун» — «прямую линию передачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэнь-вана, У-вана, Чжоугуна до Конфуция и Мэн-цзы.

    Конрад Н. И., X. Ю. и начало кит. Ренессанса, в его кн.: Запад и BОСТОК, М.,1972, с. 103—31; Forke?., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb.,1934, S. 287—301; Liu Wuchi, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth,1955, p. 138—43.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Хань Юй

    (768—824), китайский философ, литератор. Один из зачинателей так называемого движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философская лирика, эссе, жизнеописания, трактаты.

    * * *

    ХАНЬ ЮЙ

    ХАНЬ ЮЙ (768—824), китайский философ, литератор. Один из зачинателей т. н. движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философские трактаты, эссе, стихи.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Хань Туйчжи, Хань Чанли.

    768, Хэян (запад совр. уезда Мэнсянь пров. Хэнань), - 824.

    Философ, литератор. Рано осиротел, упорно занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был чл. ("д-ром" - боши) Гос. академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость и нелицеприятность суждений попадал в опалу (в части., за то, что укорял императора Сянь-цзуна за поклонение мощам Будды) и вновь возвращался на службу в центр, ведомства. Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором "движения за возвращение к древности" (фу гу), в лит. сфере вылившегося в создание стиля, осн. на синтезе языковых форм эпохи Цинь - Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), - т.н. стиля гувэнь, а в сфере мировоззрения проявившегося в поисках путей к возрождению авторитета конф. мысли и восстановлению обществ, порядка "золотого века". Осн. соч. - "Юань дао" ("Обращение к началу дао"), "Юань син" ("Обращение к началу (индивид.) природы"), "Юань гуй" ("Обращение к началу (мира) духов"), "Ши шо" ("Поучения") и др. - сведены в сб. "Чанли сяньшэн цзи" ("Собр. произв. учителя Чанли").

    Доказывал историч. первенство конфуцианства перед даосизмом и буддизмом: "передача традиции" (дао тун) конфуцианства, по Х.Ю., идет непрерывно от "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полумифич. древности. Ставил в один ряд понятия "гуманность" (жэнь (2)), "долг/справедливость" (и (1)), дао и "благодать/добродетель" (дэ (1)): "гуманность", представляющая собой "всеохватную любовь", реализуется в сообразуемом с нею действии, представая "долгом/справедливостью", подобно тому как причина всего в

    мире - дао реализует свою самодостаточность во внеш. проявлении "благодати/добродетели" ("благой силы") ("Юань дао"). Учения даосизма и буддизма, не признающие, по Х.Ю., "гуманности" и "долга/справедливости", тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Им они противопоставляют "почитание пустотности (сюй) и отсутствия/небытия (у (1), см. Ю - у, Кун)", бессмысленное в свете учения "Да сюэ" о путях увеличения возможностей упорядочивающего воздействия личности на мир: от "самосовершенствования" (сю шэнь) до "упорядочения семьи" (ци цзя) и далее до "управления гос-вом" (чжи го) и "умиротворения Поднебесной" (пин Тянь ся). Подчеркивая ведущую роль "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин (1)) в человеч. жизни (им обусловлены знатность и худородность, несчастья и благополучия), в то же время отмечал заведомую неопределимость "границ" компетенции Неба и человека в судьбе индивидуума (см. Тянь). Признавал существование "навей и духов" (гуй шэнь, см. Шэнь (1)) как "оформленных" (син (2)) и имеющих "вещное бытие" (у ю, см. У (3), Ю - у) "безмолвных" ("беззвучных" - у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка, идущего вразрез с законами Неба, к-рые выражены в этич. нормах, демоны-нави (гуй) воздействуют на "(телесные) формы" вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере "звуков", т.е. чувственно воспринимаемой обл. бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию "доступа к Небу и духам" ("Юань дао"), но отрицал присутствие сверхъестеств. сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им. Предложил учение о "трех категориях природы и чувственности" (син цин сань пинь), т.е. градациях человеч. личности. Высшей категории (шан пинь) присущи только "добро" (шань) и пять моральных качеств - "гуманность", "благопристойность" (ли (2)), "благонадежность" (синь (2)), "долг/справедливость" и "разумность" (чжи (1)), при этом "семь эмоций" (ци цин)- радость (си), гнев (ну), печаль (ай (2)), страх (цзюй), любовь (ай (1)), ненависть (э), вожделение (юй) пребывают в состоянии полной уравновешенности - "срединности" (чжун (1)). Средней категории (чжун пинь) свойственны и "добро", и "зло", любое из пяти моральных качеств может присутствовать либо отсутствовать, эмоции - незначительно отклоняться в сторону избыточности или недостатка. Низшей категории (ся пинь) присущи только "зло", полный аморализм и эмоциальная недостаточность либо чрезмерность ("Юань син").

    Рассматривал историч. процесс как результат творчества "совершенномудрых" государей древности, приписывая им роль культурных героев и "учителей" человечества - создателей одежды, способов добывания и приготовления пищи, строительства жилья, изготовления орудий труда и лекарств, а главное - музыки и этико-ритуальной "благопристойности", системы наказаний и управления ("Юань дао"). Путь к восстановлению идеального обществ, порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, Х.Ю. усматривал в ликвидации даосизма и буддизма - превращении монахов в простолюдинов, а храмов - в жилые помещения, уничтожении их священных книг. Кардинальное устранение тлетворного духовного влияния посредством имп. указа должно обеспечить возвращение Поднебесной к "пути древних правителей".

    *Х.Ю., Лю Цзун-юань. Избранное. Пер. И. Соколовой. М., 1979; Хань Чанли цзи. Пекин, 1958; Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963 -L., 1969; "Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 103 - 31; Гусаров В.Ф. Нек-рые положения теории пути Х.Ю. // Письменные памятники Востока. 1972. М., 1977; Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987.

  9. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ХАНЬ ЮЙ
    ХАНЬ ЮЙ (768-824) - китайский философ, литератор. Один из зачинателей т. н. движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философские трактаты, эссе, стихи.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: