Большая Советская энциклопедия

    (1032—1085)

    китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство). Вместе со своим братом Чэн И разработал одну из фундаментальных идей неоконфуцианства — концепцию «ли». «Ли» — всеобщий закон, единый и многообразный, присущий всем людям, вещам и явлениям и управляющий ими; «ли» — самоочевидно и самостоятельно, оно не может быть ни увеличено — усилено, ни уменьшено — ослаблено. Ч. Х. большое внимание уделял идее бытия как постоянного процесса рождения и возрождения; все вещи обладают «животворящим началом», им является «жэнь» («человечность», «гуманность»). «Жэнь» уничтожает преграды между «я» и всем остальным и объединяет небо, землю и человека.

    Лит. см. при ст. Чжу Си.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЧЭН ХА́О

    (Ч э н M и н - д а о) (1032–1085) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн И. Разделял взгляды Чэн И относительно первенствующей роли принципа "ли" по сравнению с материей ци. В учении Ч. X. новую интерпретацию получило понятие жэнь. Здесь оно приобретает значение не только гуманности, но и всеобщей любви. Ч. X. учил, что жэнь – животворящее начало добра, к-рое человек, углубляясь в себя, обнаруживает в своем сознании; оно объединяет его с небом, землей и со всем, существующим во Вселенной, и является источником всех остальных добродетелей. В нек-рых высказываниях Ч. X, жэнь отождествляет с жизнью, и защита жизни провозглашается им главной моральной обязанностью. Человеч. природе, по Ч. X., свойственна изначальная гармония с миром, к-рая нарушается эгоистич. желаниями; восстановить ее – задача духовного самоусовершенствования, путем к-рого Ч. X. считает серьезность во внутр. жизни, справедливость – во внешней.

    Лит. см. при ст. Чэн И.

    В. Рубин. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сянышн ("учитель из Миндао"). 1032, Лоян (в совр. пров. Хэнань), - 1085

    Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дунъи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Выступал против реформ Ван Аньши, подвергал критике идеи уравнительного перераспределения земли, ратуя за поддержку зажиточных хозяйств, в к-рых видел гарант устойчивости экономич. и фискальной системы. Осн. соч. - "Дин син шу" ("Книга об установлении индивид, природы"), "Ши жэнь пянь" ("Главы о познании гуманности") и др. Позднее произв. Ч.Х. и Чэн И были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги") и "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр. книг братьев Чэн").

    Считая ли (1) общим "принципом" природных и социальных процессов, "изменений и превращений" в окружающем мире, Ч.Х. в отличие от Чэн И избегал акцента на первичность ли (1) по отношению к "пневме" (ци (1)). Последнюю Ч.Х. отождествлял с "оформленным" (ю син, см. Син (2)), т.е. миром вещей, а "неоформленное" (у син (2)) считал синонимом дао, "не имеющего ни начала, ни конца". Этот тезис ложился в русло отрицания выдвинутой Чжан Цзаем концепции "Великой пустоты" (тай сюй) как единой общемировой "пневмы" и источника многообразия вещей.

    Нек-рые стороны учения Ч.Х. позволяют считать его непосредств. предшественником "учения о сердце" (синь сюэ (1)), основы к-рого заложил Лу Цзююанъ (12 в.). По мнению Ч.Х., "проявления Неба и Земли" суть "проявления всего и меня (в том числе)"; хотя "принцип Неба, Земли и тьмы вещей подразумевает обязательное наличие внутри себя противоположностей, но "искреннее и почтительное" "сердце" не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь) - высшему природному началу, к-рое одновременно является универсальным "принципом". Поэтому "исчерпание (собств.) сердца" является способом "исчерпания принципа" (цюн ли) и "исчерпывающего (познания своей) природы" (цзинь син), единосущной природе Вселенной. "(Я) сам есть лучшая мера (всего)", ибо при "обращении (к собств.) сердцу" (чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на "внутреннее" и "внешнее".

    Его фактическое единство и свою "единотелесность" с вещами постигает тот, кто проникнут "гуманностью" (жэнь (2)). Этот моральный фактор, включающий в себя, по Ч.Х., "долг/справедливость" (и (1J), нормы "благопристойности" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "благонадежность" (синь (2)), приобрел в учении Ч.Х. онтологич. характер как условие подлинного "слияния" с окружающим миром. "Познание гуманности" рассматривалось им как первостепенная задача "учебы".

    *Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981;

    **Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю); Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935; Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. (учений) братьев Чэн). Шанхай, 1937; Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Ч.Х., Чэн Или сюэ сысян яньцзю (Исслед. идеи "учения о принципе" Ч.Х. и Чэн И). Шанхай, 1988; Graham AC. Two Chinese Philosophers: Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Чжу Си.

    А.Г. Юркевич

  5. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.