«Экскаватор»

Экскаватор в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Экскаватор»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Современная энциклопедия
  9. Строительный словарь
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Энциклопедия Кольера
  18. Энциклопедический словарь
  19. Геологическая энциклопедия
  20. Большой энциклопедический политехнический словарь
  21. Большая политехническая энциклопедия
  22. Русско-английский политехнический словарь
  23. Dictionnaire technique russo-italien
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Русско-украинский политехнический словарь
  26. Словарь черезвычайных ситуаций
  27. Тезаурус русской деловой лексики
  28. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    (англ. excavator, от лат. excavo — долблю, выдалбливаю)

    основной тип машин, предназначенных для разработки (копания) мягких горных пород (грунта) в массиве или скальных в раздробленном состоянии, а также для погрузки их в транспортные средства (автомобили, ж.-д. вагоны и др.) или укладки в отвал. Э. в СССР выполняют около 35% объёмов земляных работ (См. Земляные работы) в строительстве и свыше 80% объёмов на открытых горных работах; общий годовой объём экскаваторных работ в СССР достигает 15 млрд. м3 (1976).

    По принципу действия различают 2 основные группы: одноковшовые (прерывного, или цикличного, действия) и многоковшовые Э. (непрерывного действия). У первых все основные операции цикла производятся в постоянной последовательности, у вторых — одновременно.

    Одноковшовые Э. Рабочий цикл этого распространённого класса Э. складывается из операций резания (копания) грунта (с одновременным заполнением ковша), перемещения заполненного ковша к месту разгрузки, выгрузки грунта из ковша и возвращения ковша в забой; продолжительность рабочего цикла в зависимости от мощности и типа Э. и условий работы колеблется от 12 до 80 сек. Производительность одноковшового Э. на 1 м3 ёмкости ковша в зависимости от условий работы составляет от 100 до 350 тыс. м3в год, или 80—180 м3/ч. Одноковшовые Э. используются для разработки любых, в том числе самых крепких и неоднородных, грунтов с крупными твёрдыми включениями. Для работы в более мягких грунтах одноковшовые Э. могут снабжаться ковшами увеличенной ёмкости. Скальные породы и мёрзлые грунты перед разработкой одноковшовым Э. разрыхляют (обычно взрывом).

    По роду ходового оборудования различают гусеничные, колёсные, шагающие, на ж.-д. ходу, плавучие, колёсно-гусеничные одноковшовые Э. По типу привода — с одним двигателем и со смешанным и индивидуальными приводами всех рабочих механизмов. По роду силовой установки — с приводом от двигателя внутреннего сгорания (дизельные, редко карбюраторные и газогенераторные), электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные. По виду управления — с ручным, гидравлическим, пневматическим, электрическим и смешанным. По виду рабочего оборудования Э. подразделяются на одноковшовые с жёсткой шарнирно-скользящей связью ковша со стрелой (прямая лопата), с жёсткой шарнирной связью ковша со стрелой (обратная лопата), с гибкой связью ковша со стрелой (драглайн, грейфер и др.). Наиболее распространено оборудование прямой лопаты (рис. 1, а); им оснащаются Э. любой мощности с ковшами ёмкостью до 153 м3(см. Механическая лопата). Э. с оборудованием прямой лопаты и с разгрузкой в транспортные средства или отвал целесообразно применять при разработке месторождений полезных ископаемых и для рытья котлованов, преимущественно в крепких, каменистых и скальных породах и грунтах, а также в устойчивых грунтах ср. крепости. Оборудование обратной лопаты (рис. 1, б) используется для рытья узких траншей (шириной 0,7— 1,5 м и глубиной до 8 м), особенно с вертикальными стенками для прокладки сетей канализации, нефтепроводов, устройства фундаментов в крепких и каменистых грунтах, а также сооружения небольших котлованов. Рабочее оборудование Э.-драглайна (рис. 1, в) состоит из стрелы и ковша, подвешенного к стреле при помощи подъёмного и тягового канатов. Выемку грунта драглайн производит, как правило, ниже уровня установки Э.; ковши применяются различной ёмкости — в скальных предварительно разрыхлённых породах допускается работа драглайна при ёмкости ковша свыше 10 м3.Продолжительность цикла обычно на 10—20% больше, чем при работе Э. с оборудованием прямой лопаты. С оборудованием драглайна работает до 40% одноковшовых Э. Драглайны, имеющие т. н. шагающий ход, получили название шагающих драглайнов. Оборудование грейфера (рис. 1, г) применяется для погрузочных работ, рытья котлованов с отвесными стенками, для работ под водой. Оборудование струга (рис. 1, д) приспособлено для планировочных работ, удаления дорожной одежды и т.п. Отдельные модели Э., предназначенные в основном для строительства (с ковшами ёмкостью до 5 м3), снабжают различным сменным оборудованием не только для земляных, но и для монтажных, подъёмно-транспортных, погрузочно-разгрузочных, свайных и буровых работ, валки леса и корчёвки пней и т.п. Такие Э. обычно называются универсальными, т.к. они применимы во многих видах земляных и строительных работ. Если число единиц сменного оборудования не превышает трёх (например, лопата, драглайн, кран), Э. называется полууниверсальными.

    Получают широкое распространение Э. с гидроприводом, т. н. гидроэкскаваторы, у которых все виды рабочих органов шарнирно связаны с поворотной платформой и перемещаются с помощью гидроцилиндров, приводимых в движение насосами высокого давления (10— 40 МПа). В этом случае для передачи вращения (привод поворота, хода) обычно применяют гидравлические двигатели. Этот вид одноковшовых Э. изготовляется с ковшами малой (до 1,8 м3), средней (2—3 м3) и большой (3,2—6 м3) ёмкости; в СССР осваиваются гидроэкскаваторы с ковшом 12—20 м3. Основное рабочее оборудование — обратная лопата. Удельная мощность гидравлических Э. в зависимости от условий работы (мягкие или крепкие грунты) составляет от 133 до 213 квтна 1 м3 ёмкости ковша.

    В зависимости от назначения одноковшовые Э. подразделяют на строительные, карьерные, строительно-карьерные и вскрышные, кроме того, выделяют тоннельные Э., плавучие и др. Строительные Э. — самый распространённый тип одноковшовых Э. (около 60% мирового парка); насчитывают около 200 моделей, выпускаемых более чем 80 отечеств. и зарубежными заводами. Различают: универсальные малой мощности (ёмкость ковша 0,05—1,8 м3, грузоподъёмность крана 0,7—45 т, масса 1,5—65 т); средней мощности — полууниверсальные (ёмкость ковша 2—3 м3, грузоподъёмность крана 60—80 т, масса 72—105 т); большой мощности — полууниверсальные (ёмкость ковша 3,25—6 м3, грузоподъёмность крана 100—150 т, масса 115—210 т). Удельная масса на 1 м3 ёмкости ковша для крепких грунтов составляет для этих Э. 33—36 т.Для более эффективного использования Э. снабжаются в мягких грунтах ковшами увеличенной на 25—60% ёмкости, а в очень крепких — уменьшенной на 20—25%. Э. малой мощности часто имеют сменное гусеничное и пневмоколёсное ходовое оборудование и одномоторный привод. У гидравлических Э. индивидуальный или смешанный привод. Карьерные Э. изготовляются с оборудованием лопаты, реже со сменным оборудованием драглайна и крана. Отличаются мощным рабочим оборудованием, высокими рабочими усилиями и скоростями, коротким циклом работы, что обусловливает по сравнению с др. Э. тех же типоразмеров большую производительность при погрузке в транспортные средства, особенно при крепких грунтах. Э. средней (ёмкость ковша 2—4 м3) и большой (ёмкость ковша 5—20 м3) мощности, массой 76—900 т,предназначены для работы в карьерах, особенно в крепких, предварительно взорванных породах и грунтах с погрузкой главным образом в большегрузные автосамосвалы. Выпускаются как в виде полууниверсальных Э., так и спец. лопат со стандартным и удлинённым оборудованием для верхней погрузки в средства транспорта, расположенные на бровке забоя (выемки). Ходовое оборудование — гусеничное. Силовое оборудование — электрическое с индивидуальным приводом механизмов по системе генератор — двигатель. Удельная мощность приводного двигателя 60— 80 квт на 1 м3 ёмкости ковша, давление на грунт 0,15—0,25 МПа, скорость хода 0,6—1,5 км/ч. Гидравлические карьерные Э. имеют ёмкость ковша до 8—9 м3,разрабатываются модели с ковшами ёмкостью 12—20 м3. Строительно-карьерные Э. средней и большой мощности предназначены для работы в основном на карьерах нерудных строительных материалов. По своей конструкции они занимают среднее положение между строительными и карьерными. Вскрышные Э. изготовляют обычно с оборудованием лопаты для перемещения в отвал вскрышных пород на карьерах. Вскрышные Э. с ковшами ёмкостью до 15 м3 применяются также для погрузки в транспортные средства, расположенные на бровке разрабатываемого забоя. Ёмкость ковша от 6 до 153 м3,масса 700—12 700 т. Ходовое оборудование мощных моделей — 4 спаренные гусеницы. Силовое оборудование такое же, как у карьерных Э. Удельная масса 45—90 т на 1 м3 ёмкости ковша, скорость хода 0,3—0,5 км/ч. Помимо механической лопаты на вскрышных работах применяются драглайны на шагающем ходу со стрелами длиной до 100 м, с ковшами ёмкостью от 5 до 168 м3, массой до 14 тыс. т. Они являются основным оборудованием при бестранспортных системах разработки месторождений полезных ископаемых. В 1977 в СССР введён в эксплуатацию один из крупнейших в мире шагающих драглайнов со стрелой длиной 100 м и ковшом ёмкостью 100 м3.

    Тоннельные и шахтные Э. используют в подземных условиях в выработках большого поперечного сечения при проходке тоннелей, сооружении камер подземных сооружений, выемке полезных ископаемых. Ёмкость ковша 0,75—1 м3, масса 16—30 т.

    Многоковшовые Э. состоят из рабочего оборудования (ковши, шарнирная ковшовая рама, стрела); металлоконструкции (надстройки), на которой оно укреплено; механизмов привода (силового оборудования); управления; платформы, на которой установлены все эти узлы и агрегаты, и ходового оборудования — нижней рамы с движителем. Ходовое оборудование многоковшовых Э.— гусеничное (при любой массе), пневмоколёсное (до массы в 30—40 т), реже рельсовое (железнодорожное), шагающее или рельсо-шагающее (последние два при любой массе и перемещении Э. по мягким грунтам). В процессе работы многоковшовый Э. производит резание (копание), захват, транспортирование и разгрузку грунта на магистральный конвейер или в вагоны. По виду рабочего оборудования многоковшовые Э. подразделяются на два основных типа: цепные и роторные. В цепных экскаваторах ковши (от 12 до 40 штук) укреплены на бесконечной цепи, движущейся по каткам в направляющих ковшовой рамы. Большинство конструкций цепных Э. может обеспечить точную отделку откосов сооружения, благодаря чему ими выполняются профилировочные работы (рис. 2, а и б). В роторных экскаваторах (См. Роторный экскаватор) рабочий орган — колесо (ротор) с 6—12 (иногда до 24) ковшами (рис. 2, г). Грунт из ковшей ротора высыпается на конвейер роторной стрелы непосредственно или через питатель и передаётся на разгрузочный конвейер. Общее расстояние, на которое перемещается грунт, достигает 150 м, высота копания до 50 м, глубина копания до 25 м.

    Ротор почти полностью освобожден от транспортирования грунта, что позволяет увеличить скорость копания до 3— 4,4 м/сек вместо 0,4—1,2 м/сек у цепных машин. Модели малой мощности, с ковшами ёмкостью 25—150 л, могут работать в карьерах нерудных строительных материалов; средней мощности, с ковшами ёмкостью 200—450 л, — на крупных строительных работах; большой мощности, с ковшами 500—4500 л,— на крупных карьерах. Роторные Э. применяются также для складирования, отгрузки материалов при больших объёмах, с производительностью до 12 500 м3 и более. Масса Э. на 1 л ёмкости ковша 0,9—1,5 т. Средняя производительность 1,8—2,5 м3/ч на 1 лёмкости ковша.

    В зависимости от направления движения ковшей относительно перемещения Э. различают многоковшовые Э. поперечного и продольного копания и поворотные. К Э. поперечного копания (см. рис. 2) относятся в основном цепные Э., которые во время работы движутся в направлении, перпендикулярном плоскости движения ковшей. Машины могут работать с верхним и нижним копанием и устанавливаются на рельсовом или гусеничном ходу. К Э. продольного копания относятся цепные и роторные Э., которые во время работы движутся в направлении, параллельном или совпадающем с плоскостью движения ковшей, — траншеекопатели, канавокопатели. Обычно — это машины малой мощности (масса до 75 т), на гусеничном или пневмоколёсном ходу. Предназначены они для рытья траншей шириной от 0,35 до 2, реже 3 м при глубине от 1,2 до 2 м для роторных Э. и до 8 м— для цепных. Эти Э. выполняются также в виде навесного оборудования на тракторах, колёсных тягачах и автомобилях. К поворотным многоковшовым Э. относятся цепные Э., имеющие ковшовую раму, установленную на поворотной платформе, вращающейся на опорном круге; обычно оборудуются гусеничным ходом (рис. 2, б). Полноповоротность увеличивает массу Э. на 30—40%. Ёмкость ковшей достигает 3600 л. Применяют для отработки тупиковых забоев и разработки с одного уступа попеременно верхним и нижним забоем двух уступов.

    Многоковшовые Э. наиболее производительны в условиях сосредоточенных объёмов открытых горных и земляных работ в мягких, средних и однородных крепких грунтах, особенно при постоянных или мало изменяющихся поперечных профилях забоев или сооружений с правильными откосами. Э. малой мощности, с ковшами ёмкостью до 150 л, могут работать с любым видом транспорта, а машины средней и большой мощности — с ж.-д. и конвейерным транспортом. Помимо вскрышных работ на карьерах многоковшовые Э. применяют в мелиорации и для отвальных работ. Э. для мелиоративных работ обычно относятся к цепным машинам поперечного копания; отличаются небольшим удельным давлением на грунт (около 3—104Па) и предназначены для рытья траншей с откосами и небольших каналов (рис. 2, д). Глубина копания до 2,5 м, ширина канала до 12 м. Ёмкость ковша 25—75 л,масса Э. 12—20 т. Удельная мощность около 1 квт на 1 л ёмкости ковша, производительность 1,5—3 м3 на 1 т массы (большее значение — для малых моделей). Реже применяются Э. продольного копания со специальным рабочим оборудованием. Отвальные Э., или абзетцеры (рис. 2, е), с роторным или цепным рабочим органом и консольными отвальными конвейерами применяются для выполнения больших объёмов отвальных работ при выемке вскрышных пород в карьерах многоковшовыми Э. Абзетцеры укладывают рыхлые породы вскрыши в верхний отвал высотой до 25 м или в нижний — высотой до 50 м.

    Историческая справка. Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, который в начале 16 в. предложил схемы Э.-драглайнов. Первая паровая землечерпалка была построена на Ижорском заводе под руководством А. А. Бетанкура во втором десятилетии 19 в. Одноковшовый неполноповоротный Э. на рельсовом ходу был запатентован в 1834 В. Отисом (США); широкое применение одноковшовых Э. началось с конца 19 в. в связи с развитием строительства железных дорог. В 1910 появились первые электрические Э., в 1912 — полноповоротные Э. на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания, в 1916 — с дизелем, в 20-е гг. — первые полноповоротные Э. средней мощности с большими рабочими размерами на рельсовом ходу для открытых горных работ. Производство одноковшовых Э. в России было начато в 1901 на Путиловском (ныне ленинградский Кировский) заводе. В СССР производство Э. было организовано в 1931. С 1947 Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных Э. с ковшами ёмкостью 3—5 м3. В 1958 на УЗТМ был изготовлен шагающий Э.-драглайн с ковшом 25 м3 и стрелой 100 м, а на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ) в 1965 — Э.-лопата с ковшом 35 м3 для крепких грунтов. В 1975 УЗТМ закончил изготовление шагающего драглайна с ковшом ёмкостью 100 м3 и стрелой 100 м.УЗТМ осваивает наиболее мощную карьерную лопату, с ковшом 20 м3, для крепких грунтов (1976). За рубежом производство Э. сосредоточено в США (фирмы «Марион», «Бюсайрус», «Харнитфегер» и др.), Великобритании, ФРГ, ГДР, Франции, Японии, ПНР, ЧССР и др. странах. В США в 1968 фирма «Бюсайрус» изготовила шагающий Э.-драглайн с ковшом ёмкостью 168 м3 для мягких грунтов, а фирма «Марион» Э.-лопату с ковшом ёмкостью 153 м3.

    Сухопутный многоковшовый Э., изобретённый во Франции М. Кувре в 1860, был применен на строительстве Суэцкого канала. В конце 19 в. многоковшовые Э. получили широкое применение в Германии на открытых горных работах по добыче бурого угля. В России производство многоковшовых Э. было начато на Путиловском заводе (1901). В 1921 в Германии появились Э. с ковшами ёмкостью 525 л, в 1933—1200 л, в 1939—1500 л, в 1941— 2000 л. В 1958 в ФРГ был введён в действие роторный Э. с ковшами ёмкостью 3600 л. В СССР в 1967 НКМЗ начал выпуск мощных роторных Э. производительностью 3000 м3, а в 1973 —5000 м3/ч.

    Перспективы развития. Основное направление развития экскаваторостроения — увеличение производительности Э. за счёт применения машин всё большей единичной мощности. Изменение структуры парка Э. произойдёт и в связи с внедрением гидравлических Э. Доля легированных сталей в конструкции Э. малой мощности возрастет до 35—40%, средней мощности — до 40—50%, большой мощности — до 70—80% массы Э. Увеличение скорости рабочих движений Э. вызовет уменьшение продолжительности его рабочего цикла. Создаются роторные Э. для разработки пород с удельным сопротивлением копанию до 16.106 Па,траншеекопатели производительностью 2500—3000 м3 для работы в мёрзлых породах с удельным сопротивлением копанию 0,8.107—107Па (ширина траншеи 2—2,5 м и глубина до 3 м)со скоростью 400—500 м/ч, т. е. в 10—20 раз быстрее и в 5—6 раз экономичнее, чем существующие Э. этого класса. Широкое применение получат т. н. Э.-малютки массой не более 300— 800 кг. Для Э. непрерывного действия разрабатывается автоматическое управление с регулированием всех параметров, определяющих протекание рабочего процесса. На этой основе проектируются системы с самооптимизацией алгоритмов отработки подуступов и забоя в целом. Создаются автоматические системы управления всеми машинами комплекса непрерывного действия — отвалообразователями, перегружателями, мостами.

    Лит.: Панкратов С. А., Динамика машин для открытых горных и земляных работ, М., 1967; Домбровский Н. Г., Экскаваторы, М., 1969; его же, Многоковшовые экскаваторы, М., 1972; Ветров Ю. А., Резание грунтов землеройными машинами, М., 1971; Современные карьерные экскаваторы, 2 изд., М., 1971; Теория и практика открытых разработок, под ред. Н. В. Мельникова, М., 1973; Barnes W., Excavating machinery, L., 1928; Williamson Н. F., Myers K. Н., Designed for digging, Evanston (Ill.), 1955; Kühn G., Interessante Baggereinsätze, Wiesbaden, 1955; Pajer G., Pfeifer М., Kurth F., Tagebaugroßgeräte und Universalbagger, B., 1971.

    Н. Г. Домбровский.

    Рис. 1. Схемы универсальных экскаваторов со сменным рабочим оборудованием: а — прямая лопата; б — обратная лопата; в — драглайн; г — грейфер; д — струг.

    Рис. 2. Схемы многоковшовых экскаваторов: а — неповоротный цепной на железнодорожном ходу с боковой разгрузкой; б — то же однопортальный; в — поворотный цепной на гусеничном ходу; г — роторный; д — цепной, траншейный; е — цепной отвальный.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. экскава́тор;
    2. экскава́торы;
    3. экскава́тора;
    4. экскава́торов;
    5. экскава́тору;
    6. экскава́торам;
    7. экскава́тор;
    8. экскава́торы;
    9. экскава́тором;
    10. экскава́торами;
    11. экскава́торе;
    12. экскава́торах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЭКСКАВА́ТОР, -а, м. Землеройная машина для выемки, погрузки и отвала грунта, употр. при дорожных, горных и других работах. Одноковшовый, многоковшовый э. Шагающий э. (на шагающем ходу).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Самоходная землеройная машина для выемки, перемещения и погрузки на транспорт грунта, камней и т. п.

    Тарахтел экскаватор на дне канала — подхватывал ковшом камни и укладывал их на думпкар. Гладков, Энергия.

    [англ. excavator]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЭКСКАВА́ТОР, экскаватора, муж. (от лат. excavo - выдалбливаю).

    1. Машина для выемки, подъема и перемещения грунта, употр. при различных земляных работах (тех.).

    2. Хирургический инструмент для выскабливания полостей.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Выемочно-погрузочная машина для производства земляных и горных работ, рабочим элементом которой является ковш или система ковшей.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ЭКСКАВАТОР (англ. excavator - от лат. excavo - долблю), основной тип землеройных машин, главным образом для разработки мягких горных пород в массиве или скальных в раздробленном состоянии. Различают одноковшовые (механическая лопата, драглайн и др.) и многоковшовые (цепные и роторные) экскаваторы.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ЭКСКАВАТОР (английское excavator, от латинского excavo - долблю, выдалбливаю), самоходная выемочно-погрузочная машина для добычи полезных ископаемых при открытой разработке месторождений, погрузки и разгрузки сыпучих и кусковых материалов, для земляных работ и т.п. Экскаваторы могут быть на колесном, гусеничном, рельсовом и шагающем ходу. Вместимость одноковшовых экскаваторов до 160 м3, производительность многоковшовых экскаваторов 15000 м3/ч.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Строительный словарь

    одноковшовая или многоковшовая самоходная землеройная машина для выемки грунта, погрузки его на транспортное средство или перемещения

    (Болгарский язык; Български) — отвал

    (Болгарский язык; Български) — багер

    (Чешский язык; Čeština) — rýpadlo; bagr

    (Немецкий язык; Deutsch) — Bagger

    (Венгерский язык; Magyar) — kotrógép; exkavator

    (Монгольский язык) — экскаватор

    (Польский язык; Polska) — koparka

    (Румынский язык; Român) — excavator

    (Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — bager

    (Испанский язык; Español) — excavadora

    (Английский язык; English) — excavator

    (Французский язык; Français) — excavateur

    Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

    самоходная универсальная машина на гусеничном или пневмоколесном ходу цикличного (одноковшовые) или непрерывного (многоковшовые, роторные) действия. Предназначен для разработки грунтов и перемещения их с отсыпкой в насыпь, отвал или в транспортные средства, а также для разработки гравийных и песчаных карьеров, для погрузочных работ в карьерах, на складах и производственных предприятиях дорожных организаций. В зависимости от ходовой части различают гусеничные, колесные, шагающие экскаваторы. В зависимости от сменного оборудования - прямая лопата, обратная лопата, драглайн, грейфер и др.

    Источник: Справочник дорожных терминов

  17. Источник: Строительный словарь



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    тех. excavator, power shovel, steam shovel, earth-moving machine;
    dredge(r) брит. шагающий экскаватор скребковый экскаваторм. excavator;
    шагающий ~ self-propelled/dragline excavator;
    ~ный excavator attr.;
    ~ный ковш excavator bucket;
    ~щик м. excavator man*.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    экскаватор м Bagger m 1d карьерный экскаватор Abbaubagger m роторный экскаватор Schaufelradbagger m

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Bagger m

    карьерный экскаватор — Abbaubagger m

    роторный экскаватор — Schaufelradbagger m

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    экскаваторAusgräber

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. тех.

    excavateur m, excavatrice f; pelle f mécanique

    шагающий экскаватор — excavateur à patins(или à pattes), dragline m marcheur

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. тех.

    excavadora f, excavador m; cavadora f, cavador m (Лат. Ам.)

    шага́ющий экскава́тор — excavadora andante (automotriz)

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    scavatrice, escavatore

    шагающий экскаватор — escavatore semovente

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедия Кольера

    выемочно-погрузочная машина цикличного действия для земляных работ и добычи полезных ископаемых. Экскаваторы применялись еще в Древнем Египте и Древнем Риме как средство механизации работ по углублению русел рек и каналов. В зависимости от организации процесса черпания они делятся на ряд типов: механическая лопата (прямая и обратная), драглайн, многоковшовый, роторный, грейферный и т.д. Первая паровая механическая лопата была запатентована в 1836. В настоящее время большинство экскаваторов имеет электрический или дизельный приводы.

    Механическая лопата. Усилие черпания прямой механической лопаты складывается из направленной вверх силы тяги, прилагаемой к ковшу подъемной цепью или подъемным проволочным канатом, и осевого усилия напора, прилагаемого к рукояти, на которой закреплен ковш. По своему назначению (и вместимости ковша) механические лопаты подразделяются на универсальные (0,2-2 м3), карьерные и добычные (2-5 м3) и вскрышные (8-90 м3). Все эти экскаваторы выполняются на гусеничном ходу. На основании устанавливается поворотная платформа, несущая стрелу. Нижний конец стрелы опирается (через шарниры) на эту платформу, а верхний удерживается в рабочем положении канатным подвесом, опорой которого служат треугольные рамы, тоже закрепленные на платформе. Стрела может быть рассчитана на работу с ковшом прямой или обратной лопаты, ковшом драглайна, грейферным ковшом или работу с грузоподъемным крюком.

    МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОПАТА В. Отиса (1839).

    МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОПАТА В. Отиса (1839).

    Универсальный одноковшовый экскаватор. Экскаватор такого типа легко перестраивается на любой вид работ путем замены переднего рабочего оборудования. Все основные параметры таких экскаваторов (вылет стрелы, размеры гусеничных опор, габариты, мощность привода, линейные скорости, вместимость ковша, грузоподъемность, вид двигателя) стандартизованы. Как правило, они выпускаются с бензиновыми или дизельными двигателями, но может быть предусмотрен и электропривод.

    Карьерные и добычные одноковшовые экскаваторы. Такие машины рассчитаны на самые тяжелые условия эксплуатации. Они проектируются как механические лопаты, допускающие переоборудование в драглайн. Поскольку они предназначаются для карьеров, шахт, крупных строительств, где имеется подвод электроэнергии, их оборудуют системой электропривода, основанной на управлении по напряжению всеми или некоторыми функциями - черпанием, поворотом стрелы, напором и перемещением. Основой такой системы служит двигатель-генераторный агрегат, в котором электродвигатель переменного тока механически связан с отдельными электрогенераторами, питающими приводы разных групп оборудования. Частоты вращения и вращающие моменты приводов регулируются изменением тока возбуждения электрогенераторов и электродвигателей.

    Вскрышные механические лопаты. Для таких экскаваторов характерны большие радиусы черпания и разгрузки (более 100 м) и большая вместимость ковша (90 м3 и более). От малых универсальных и карьерных экскаваторов, перемещающихся на двух жестко закрепленных гусеничных тележках, они отличаются конструкцией гусеничного хода. Каждый из четырех углов их основания опирается на двухленточную гусеничную тележку. Горизонтальность основания автоматически поддерживается гидравлическими домкратами, цилиндры которых закреплены на основании экскаватора, а поршни - на гусеничных тележках. Шире других используются существуют два варианта конструкции переднего оборудования. В одном из них основными узлами являются одноканатная двухбарабанная лебедка, рукоять круглого сечения и канатный напорный механизм, закрепленный на поворотной платформе. Подъемный механизм сбалансирован, так что при опускании ковша поднимается противовес, а опусканием противовеса облегчается поднятие ковша при срезании грунта. В другом варианте используется трехканатная лебедка без противовеса. Стреле, рукояти и напорному механизму придается особая конструкция с промежуточным шарниром, обеспечивающая независимость подвеса. Напорный механизм, закрепленный на треугольной или портальной ферме, воздействует на двухзвенную рукоять, которая поддерживается и направляется подвижным жестким звеном.

    Драглайн. В отличие от прямой механической лопаты, которая разрабатывает забой, расположенный выше горизонта установки самого экскаватора, экскаватор-драглайн (как и обратная лопата) разрабатывает грунт ниже уровня стояния машины. Его ковш подвешен на подъемном канате, а черпание осуществляется подтягиванием "на себя" вторым, тяговым канатом. Ковш врезается в грунт под тяжестью собственного веса. Такое устройство позволяет разрабатывать даже крепкую скальную породу, разрыхленную взрывом. Благодаря своим большим рабочим размерам (глубине черпания, радиусу и высоте разгрузки) драглайн особенно подходит для строительства каналов и дамб, подводного черпания, разработки россыпных месторождений и месторождений, требующих раздельной выемки покрывающей породы и промышленной руды. Производительность драглайна зависит от глубины черпания и высоты подъема, а также от рабочего угла поворота стрелы. Экскаватор с вместимостью ковша 20 м3 снимал покрывающую породу с угольного пласта с производительностью ок. 640 000 м3 в месяц (720 рабочих часов). В ходе 14-дневных испытаний драглайн с вместимостью ковша 9 м3, разгружавший материал в хоппер, показал производительность погрузки, равную 400 м3 за 1 ч. Основание драглайна служит для закрепления поворотной платформы. На платформе установлены стрела и барабаны лебедок для подъемного и тягового канатов. Барабаны через муфты и зубчатые передачи связаны с отдельными дизелями или электродвигателями. Подъемный канат огибает шкив на конце стрелы, а тяговый пропассован через направляющее устройство у основания стрелы. Для опускания ковша и стравливания подъемного каната машинист выключает сцепление барабанов, и ковш опускается под собственным весом. Скорость опускания регулируется тормозами. Для поворота стрелы даже на дизельных экскаваторах предусматривается система управления с двигатель-генераторным агрегатом. На экскаваторах же с электроприводом такая система управления применяется для всех функций. Большие драглайны выпускаются на шагающем ходу, который состоит из центральной опорной плиты, боковых лыж и кулачкового или рычажного механизма, приводящего их в движение. Когда экскаватор опирается на плиту, лыжи приподняты и могут перемещаться. После их опускания экскаватор вместе с центральной плитой приподнимается, опирается на лыжи и перемещается. Шаг перемещения составляет ок. 2 м. Поскольку лыжи закреплены на поворотной платформе, ее поворотом можно изменить направление перемещения, так что машина может перемещаться даже в боковом направлении. Благодаря высокой маневренности и проходимости шаговый ход вытесняет гусеничные и другие ходовые устройства. Башенный драглайн (канатно-скреперная установка). Это экскаватор-драглайн, стрела которого заменена натянутым между двумя башнями канатом, несущим ковш. Такой драглайн может иметь эффективный "вылет стрелы" (расстояние между башнями) до 500 м. Применяются башенные драглайны двух типов: с волочением ковша по земле от точки черпания до точки разгрузки и с перемещением его над землей. Башни могут быть установлены на гусеничном ходу. По натяжному канату ходит кабельная тележка, к которой прикреплен ковш. Когда натяжному канату дается слабина, ковш под собственным весом движется от высокой башни к низкой. На больших пролетах ковш снабжается хвостовым канатом. При приспущенном натяжном канате посредством тягового каната осуществляется черпание. По заполнении ковша натяжной канат натягивается, и ковш приподнимается для перемещения по поверхности земли. Когда ковш приходит в зону разгрузки, натяжной канат натягивают так, чтобы можно было поднять ковш на нужную высоту. Ковш разгружается через дно, для чего ему часто придают серповидную форму. Такие драглайны применяются преимущественно на строительстве дамб обвалования. Канатно-скреперные установки второго типа широко используются на заводах по производству щебня и гравия; ковш в них обычно без открывающегося дна, и управление разгрузкой осуществляется посредством тягового каната.

    ЛИТЕРАТУРА

    Домбровский Н.Г. Экскаваторы. М., 1969 Шостак Я.Е. и др. Экскаваторы. Минск, 1974

  33. Источник: Энциклопедия Кольера



  34. Энциклопедический словарь

    ЭКСКАВА́ТОР -а; м. [англ. excavator от лат. excavo - долблю, выдалбливаю] Машина для выемки, отвала или погрузки на транспорт грунта, камней и т.п. (применяется при горных, строительных, дорожных и т.п. работах). Ковш экскаватора. Многоковшовый э. Шагающий э. Экскаваторы рыли котлован.

    Экскава́торный, -ая, -ое. Э-ая стрела. Э-ая разработка. Э-ая станция.

    * * *

    экскава́тор

    (англ. excavator, от лат. excavo — выкапывать, выдалбливать), основной тип землеройных машин главным образом для разработки мягких горных пород в массиве или скальных пород в раздробленном состоянии. Различают экскаваторы одноковшовые (механическая лопата, драглайн и др.) и многоковшовые (цепные и роторные).Схемы универсальных экскаваторов со сменным рабочим оборудованием.

    * * *

    ЭКСКАВАТОР

    ЭКСКАВА́ТОР (англ. excavator, от лат. excavo — долблю), основной тип землеройных машин, главным образом для разработки мягких горных пород в массиве или скальных в раздробленном состоянии. Различают одноковшовые (механическая лопата, драглайн и др.) и многоковшовые (цепные и роторные) экскаваторы.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Геологическая энциклопедия

    (от лат. excavo - долблю, выдавливаю * a.excavator, excavating machine; н.Bagger; ф.excavateur, pelle mecanique; и.excavadora, cavadora, cavador) - самоходная выемочно-погрузочная машина, предназначенная для выемки (копания, черпания, экскавации) горн. массы (пород, грунтов) из массива или навала, перемещения её на расстояние в пределах радиуса действия и погрузки в трансп. средство или укладки в отвал. Э. - наиболее распространённый тип выемочно-погрузочных машин, эксплуатируемых на открытых разработках м-ний п. и., он широко используется для погрузки и разгрузки разл. сыпучих и кусковых материалов, при произ-ве земляных и др. работ (рис.).

     Экскаваторы: 1 - оборудованный прямой лопатой; 2 - оборудованный обратной лопатой; 3 - драглайн; 4 - грейфер

    Экскаваторы: 1 - оборудованный прямой лопатой; 2 - оборудованный обратной лопатой; 3 - драглайн; 4 - грейфер.

    Пo принципу действия Э. делятся на машины цикличного действия (Одноковшовый экскаватор, Драглайн, Гидравлический экскаватор) и непрерывного действия (Многоковшовый экскаватор, Роторный экскаватор, Фрезерный экскаватор). B Э. различают рабочее, ходовое, силовое оборудование, механизмы их привода и управления, вспомогат. оборудование, платформу c рамой, надстройку и кузов. Пo эксплуатационному назначению и роду выполняемой работы существующие типы Э. классифицируют на карьерные, вскрышные, добычные, строительные и т.п.; по типу ходового оборудования - на гусеничном, шагающем, пневмоколёсном и рельсовом ходу, плавучие; по роду силового оборудования - электрические, дизельные, гидравлические, комбинированные; видам управления - c ручным, гидравлическим, электрическим и смешанным; мощности или теоретич. производительности; размерам и т.д. Э. цикличного и непрерывного действия в свою очередь имеют более узкие классификации, отражающие специфику конструкций каждой группы машин. Hапр., Э. цикличного действия по конструктивной схеме подразделяются на машины c жесткошарнирной связью ковша co стрелой и поворотной платформой (Прямая лопата, Обратная лопата) и c гибкой (канатной) связью ковша co стрелой (драглайн, грейфер).

    Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Bинчи, к-рый в нач. 16 в. предложил схему Э.-драглайна. Первая паровая землечерпалка построена на Ижорском з-де в Pоссии под рук. A. A. Бетанкура в 1-й четверти 19 в. Oдноковшовый неполноповоротный Э. на рельсовом ходу запатентован в США в 1834 B. Oтисом. Первый многоковшовый цепной Э. сухопутного типа изобретён во Франции M. Kувре (1860); применялся при стр-ве Cуэцкого канала. Широкое использование Э. на земляных работах началось c кон. 19 в. в связи c развитием стр-ва жел. дорог. B 1910 появились первые электрич. Э., в 1912 - полноповоротные на гусеничном ходу c двигателями внутр. сгорания, в 1916 - c дизельным двигателем, в 20-e гг. - первые полноповоротные Э. cp. мощности на рельсовом ходу для открытых горн. работ. Произ-во Э. в Pоссии началось в 1901 на Путиловском (ныне Kировском) з-де. B CCCP выпуск Э. возобновлён c 1931. C 1947 Уральский з-д тяжёлого машиностроения (УЗТМ) впервые в мире начал производить карьерные Э. c ковшами вместимостью 3-5 м3, в 1958 на этом з-де изготовлен шагающий Э.-драглайн c ковшом 25 м3 и стрелой 100 м. C 1958 на Донецком машиностроит. з-де им. Ленинского комсомола Украины (ДМЗ), a затем литейномеханич. з-де и на Hовокраматорском машиностроит. з-де им. B. И. Ленина (НКМЗ) началось произ-во карьерных роторных Э. B 1967 НКМЗ освоил выпуск мощных роторных Э. производительностью 3000 м3/ч, a в 1973 - 5000 м3/ч. B 1965 на НКМЗ изготовлен Э.-лопата c ковшом 35 м3 для крепких грунтов. B 70-e гг. налажено произ-во добычных роторных экскаваторов c повышенными усилиями копания ЭР-1250Д, ЭРП-2500, ЭРШРД-5000, к-рые нашли наиболее широкое применение на угольных разрезах страны. B 80-e гг. создан ряд новых моделей роторных Э. высокого техн. уровня: ЭРГВ-630, ЭРП-3150, ЭРП-5250.

    Cовершенствование существующих Э. идёт по линии повышения их техн. уровня, надёжности, удельного усилия копания и производительности. Cоздаются модификации механич. лопат c удлинённым рабочим оборудованием. Hаращивается выпуск гидравлич. карьерных Э. разл. типоразмеров. Э.-драглайны c ковшами вместимостью до 20 м3 выпускаются в модульном исполнении, обеспечивающем сокращение сроков монтажа в 3-4 раза при уменьшении трудоёмкости работ. Прогрессивное направление в создании Э. непрерывного действия - роторные Э. большой единичной мощности и c высокими усилиями копания, a также - компактные роторные Э., отличающиеся меньшей удельной металлоёмкостью, что приводит к улучшению их технико-экономич. показателей и повышению технол. гибкости при разработке сложноструктурных забоев.Литература: Домбровскмй H. Г., Экскаваторы, M., 1969; Подэрни P. Ю., Горные машины и комплексы для открытых горных работ, 2 изд., M., 1985.И. A. Cидоренко.

  37. Источник: Геологическая энциклопедия



  38. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (англ. excavator, от лат. excavo - долблю, выдалбливаю) осн. тип землеройных выемочно-погрузочных машин, применяемых для произ-ва земляных работ и для добычи полезных ископаемых при открытой разработке месторождений. Копание грунтов (горных пород) осуществляется при движении рабочего органа (ковша). Различают Э. цикличного действия (одноковшовые экскаваторы) и непрерывного действия (многоковшовые экскаваторы).

  39. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  40. Большая политехническая энциклопедия

    ЭКСКАВАТОР — основной тип землеройных машин, применяемых для разработки открытых мягких горных пород млн. скальных в раздробленном состоянии, а также при проведении земляных, ирригационных и др. инженерных работ. Э. подразделяются на две крупные группы — одноковшовые (механическая лопата, драглайн и др.) и многоковшовые (цепные и роторные). Все они забирают грунт (породу), погружают его на транспорт или в отвал, образуют выемки, каналы, котлованы, траншеи, насыпи и т. п. По устройству ходового оборудования различают Э.: гусеничные, колёсные, шагающие, на железнодорожном ходу.

  41. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  42. Русско-английский политехнический словарь

    digger, digging machine, excavating machine, excavator

    * * *

    экскава́тор м.

    excavating machine (Примечание. Термин экскава́тор в обобщающем смысле следует переводить excavating machine, так как не все виды экскаваторов соответствуют тому понятию, которое на английском языке имеет термин excavator. Официального деления экскаваторов на одноковшовые и многоковшовые, как принято в СССР, зарубежом нет. Подразумевается, что power shovel или backhoe может быть только одноковшовым, a wheel-type trenching machine — только многоковшовым.)

    вскрышно́й экскава́тор — stripping shovel

    гу́сеничный экскава́тор — crawler-mounted power shovel; crawler-mounted wheel-type trenching machine

    колё́сный экскава́тор — wheel-mounted [rubber-tyre-mounted] power shovel

    многоковшо́вый, цепно́й экскава́тор — ladder-type trenching machine

    экскава́тор на автомоби́льном шасси́ — truck-mounted power shovel

    экскава́тор на гу́сеничном ходу́ — crawler(-mounted) power shovel; crawler(-mounted) wheel-type trenching machine

    экскава́тор на пневмати́ческом ходу́ — wheel-mounted [rubber-tyre-mounted] power shovel

    одноковшо́вый, полноповоро́тный экскава́тор — full-revolving shovel

    одноковшо́вый экскава́тор ти́па обра́тная лопа́та — (back) hoe, back [pull] shovel

    одноковшо́вый экскава́тор ти́па пряма́я лопа́та — (без противопоставления другим типам одноковшовых экскаваторов) power shovel; (при необходимом противопоставлении) push [forward] shovel

    отва́льный экскава́тор — stripping shovel

    полноповоро́тный экскава́тор — full-revolving shovel

    ро́торный, отва́льный экскава́тор — wheel excavator

    ро́торный, транше́йный экскава́тор — wheel-type trenching machine

    транше́йный экскава́тор — trencher, trenching machine, trench excavator, ditcher

    транше́йный, цепно́й экскава́тор — ladder-type trenching machine

    универса́льный экскава́тор — convertible shovel

    шага́ющий экскава́тор — walking excavator

    * * *

    excavating machine

  43. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  44. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    (e)scavatore m, (e)scavatrice f

    многоковшовый экскаватор, многочерпаковый экскаватор — escavatore a lavoro continuo [a catena di tazze, a cucchiaie]

    одноковшовый экскаватор, одночерпаковый экскаватор — escavatore a lavoro discontinuo [a tazza, a badilone, ad una cucchiaia]

    - башенный экскаватор

    - экскаватор верхнего копания

    - винтовой экскаватор

    - вскрышной экскаватор

    - гидравлический экскаватор

    - грейферный экскаватор

    - гусеничный экскаватор

    - двухбашенный экскаватор

    - дизельный экскаватор

    - канатно-скребковый экскаватор

    - канатный экскаватор

    - карьерный экскаватор

    - ковшовый экскаватор

    - колёсный экскаватор

    - лопастно-колёсный экскаватор

    - лопастный экскаватор

    - экскаватор на автомобильном ходу

    - экскаватор на гусеничном ходу

    - экскаватор на пневмоколёсном ходу

    - экскаватор на рельсовом ходу

    - отвальный траншейный экскаватор

    - паровой экскаватор

    - поворотный экскаватор

    - полноповоротный экскаватор

    - роторный экскаватор

    - самоходный экскаватор

    - экскаватор с зубчатым ковшом

    - экскаватор с обратной лопатой

    - экскаватор со скреперным ковшом

    - экскаватор с прямой лопатой

    - струговый экскаватор

    - экскаватор типа обратная лопата

    - экскаватор типа прямая лопата

    - траншейный экскаватор

    - траншейный роторный экскаватор

    - универсальный экскаватор

    - фрезерный экскаватор

    - цепной траншейный экскаватор

    - черпаковый экскаватор

    - шагающий экскаватор

  45. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    екскава́тор

    - башенный экскаватор

    - вскрышный экскаватор

    - гидравлический экскаватор

    - грейферный экскаватор

    - гусеничный экскаватор

    - канатно-ковшовый экскаватор

    - канатно-скребковый экскаватор

    - карьерный экскаватор

    - ковшовый экскаватор

    - колёсный экскаватор

    - лопастно-колёсный экскаватор

    - лопастный экскаватор

    - многоковшовый экскаватор

    - многочерпаковый экскаватор

    - мостовой экскаватор

    - одноковшовый экскаватор

    - отвалочный экскаватор

    - отвальный экскаватор

    - пневмоколёсный экскаватор

    - полноповоротный экскаватор

    - роторный экскаватор

    - самодвижущийся экскаватор

    - самоходный экскаватор

    - струговой экскаватор

    - торфяной экскаватор

    - цепной экскаватор

    - черпаковый экскаватор

    - шагающий экскаватор

    - шаговый экскаватор

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    екскава́тор

    - башенный экскаватор

    - вскрышный экскаватор

    - гидравлический экскаватор

    - грейферный экскаватор

    - гусеничный экскаватор

    - канатно-ковшовый экскаватор

    - канатно-скребковый экскаватор

    - карьерный экскаватор

    - ковшовый экскаватор

    - колёсный экскаватор

    - лопастно-колёсный экскаватор

    - лопастный экскаватор

    - многоковшовый экскаватор

    - многочерпаковый экскаватор

    - мостовой экскаватор

    - одноковшовый экскаватор

    - отвалочный экскаватор

    - отвальный экскаватор

    - пневмоколёсный экскаватор

    - полноповоротный экскаватор

    - роторный экскаватор

    - самодвижущийся экскаватор

    - самоходный экскаватор

    - струговой экскаватор

    - торфяной экскаватор

    - цепной экскаватор

    - черпаковый экскаватор

    - шагающий экскаватор

    - шаговый экскаватор

  49. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  50. Словарь черезвычайных ситуаций

    основной тип выемочно-погрузочных машин, применяемых в строительстве для производства земляных работ и для добычи полезных ископаемых при открытой разработке месторождений. Различают одноковшовые и многоковшовые Э., цепные и роторные. Одноковшовые Э. вследствие цикличности процесса работы по производительности уступают многоковшовым. Однако они универсальны, т.к. отрывают котлованы и траншеи различных профилей.

  51. Источник: Словарь черезвычайных ситуаций



  52. Тезаурус русской деловой лексики

  53. Источник:



  54. Большой Энциклопедический словарь

    ЭКСКАВАТОР
    ЭКСКАВАТОР (англ. excavator - от лат. excavo - долблю), основной тип землеройных машин, главным образом для разработки мягких горных пород в массиве или скальных в раздробленном состоянии. Различают одноковшовые (механическая лопата, драглайн и др.) и многоковшовые (цепные и роторные) экскаваторы.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  55. Источник: