Большая Советская энциклопедия

    (Huizinga)

    Йохан (7.12.1872, Гронинген, — 1.2.1945, близ Арнема), нидерландский историк культуры, профессор Гронингенского (1905—15) и Лейденского (1915—40) университетов. В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западно-европейского средневековья и Возрождения: «Эразм» (1924) и особенно «Осень средневековья» (1919) — о франко-фламандской культуре бургундского государства в 15 в. В этой работе Х. описал общие черты средневековой культуры, взятые в момент её разложения.

    Х. подчёркивал неповторимо-конкретное в историческом процессе, относился скептически к познанию всемирно-исторических закономерностей. Однако в основном труде по философии культуры — «Человек играющий» (1938) он исходил из категории «игры» как основного свойства всякой культуры. Изучение роли ритуалов и др. явлений культуры имело значение для выработки семиотических и системного подходов, но «игровой» принцип изображен Х. так, будто его роль в разных культурах одинакова. Мыслитель либерально-гуманистической ориентации, Х. с горечью писал об упадке буржуазной западной цивилизации, предлагая вернуться к старым ценностям. Труды Х. неоднократно переиздавались и переведены на многие европейские языки.

    Соч.: Verzamelde werken, dl 1—9, Haarlem, 1948—53.

    Лит.: Аверинцев С. С., Культурология И. Хейзинги, «Вопросы философии», 1969, № 3, Kaegi W., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947; Köster К., Johan Huizinga. 1872—1945, Bd 1, Tl 1—2, Oberursel, 1947; Vermeulen E. E. G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der geschiedenis, Arnhem, 1956; Johan Huizinga. 1872—1972. [Cat logus], Groningen, 1973.

    Л. М. Боткин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ХЁЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872 - 1945), нидерландский историк и философ культуры. Труды по истории культуры средних веков и Возрождения ("Осень средневековья", 1919, и др.); основу культуры видел в "игре" как высшем проявлении человеческой сущности.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ХЁЙЗИНГА

    ХЁЙЗИНГА (Huizinga) Иоганн (род. 7 дек. 1872, Гронинген – ум. 1 февр. 1945, Стег, близ Арнгема) – нидерл. философ и историк. Занимался историей и философией культуры. С 1915 – профессор в Лейдене. Благодаря морфологическому анализу глубоко понимал процесс культурного развития. Блестяще написан его главный труд – «Der Herbst des Mittelalters. Studien ьber Lebens- und Geistesformen», 1919. Др. произведения: «Erasus», 1924; «Neue Wege der Kulturgeschichte», 1930; «Homo ludens. Versuch einer Bestimmung des Spielelementes der Kultur», 1939; «Im Banne der Geschichte», 1943. В работе «Im Schatten von Morgen» Хейзинга дает «диагноз культурной болезни нашего времени»: это авторитарные государства масс. Той же теме посвящено др. его произв.: «Geschonden wereld», 1945. Статьи и размышления Хейзинга вышли в 1945 под названием «Parerga»; речи и статьи – в 1954 под названием «Geschichte und Kultur».

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ХЕЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872-1945) - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды X. по культуре европейского средневековая и Возрождения (»Осень средневековья» - 1919; «Эразм и век Реформации» - 1924) и по философии культуры (»Homo ludens» - «Человек играющий» - 1938) и др. В области методологии исторического познания (»Новое направление в истории культуры», 1930 и др.) X. примыкает к традиции швейцарского историка культуры Я. Буркхардта, отказываясь от формальных схем исторического процесса, его объективации. Он выдвигает на первый план понятия культуры и личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной наполненности человеческой культуры. Парадокс его методологии заключается в том, что X. подчеркнуто неметодоло-гичен, он как бы прислушивается к голосу самой Истории, почти не интересуясь методологическими проблемами своей науки; не достигая целостности, полноты, системности в своей работе историка, он отрицает исторический фатализм, а вместе с тем и вообще познаваемость и возможность исторических законов. И в то же время в работах X. четко прослеживается неумолимая логика историко-культурного мышления, благодаря которой разнообразные исторические факты складываются в целостную, диалектически противоречивую, сложную картину, жизни эпохи. Для X. характерен интерес к переломным, «зрелым и надламывающимся» эпохам, когда традиции вступают в диалог с обновляющими тенденциями в развитии культуры, причем в большей степени X. привлекает тезис об умирающей культуре, чем о зарождающейся или цветущей: средневековье как гармоничная целостность для него не провозвестие грядущего, а отмирание уходящего в прошлое, в Ренессансе же он вовсе не видит единого периода, ядра культурной эпохи. Возможно, проблема заключается всего лишь в произвольности выбора определенной точки зрения, а может быть, в экзистенциальном опыте 20 в., уверившем X. в том, что современность деградирует, и ее культура рушится. В таком контексте 15 век понимается как аллегория всей истории в ее «нормальности» и в ее «закате», а так же и как обнаружение архетипических праоснов современной культуры. Культурологическая позиция X. проясняется в работе «Homo ludens», книге об извечной первоздан-ности человеческой культуры, никогда не порывающей со своими истоками. X. прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для него вся культура - игровая, игра - это больше, чем культура. Выступая в качестве культурно-исторической универсалии, игра заменяет собой все другие культурологические категории. Расценивая игру как творческое позитивное начало, X. наделяет серьезность атрибутом негативности. Несмотря на то, что ценность работы несколько приглушается неопределенностью ее выводов (X. вынужден апеллировать к неразрешимой запутанности проблемы серьезного и игры), само выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо X. предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий - игра, карнавал, смех. Значение X. для современной истории, теории культуры определяется так же и тем, что в своих работах он наметил возможности новых методологических подходов: антропологического, структурно-типологического, семиологического и др., что свидетельствует о близости работ. X. с работами Леви-Стросса, Мосса и др., а его обращение к социальной психологии, специфике средневекового мировидения, того, что позднее получило название «ментальность», позволяет говорить о X. как о непосредственном предшественнике французской исторической школы «Анналов».

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Huizinga), Йохан (7.XII.1872 - 1.II.1945) - голл. историк культуры. Проф. Гронин-генского (в 1905-15) и Лейденского (в 1915-40) ун-тов. В годы нем.-фаш. оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. По образованию индолог, X. получил мировую известность благодаря исследованиям по истории зап.-европ. средневековья и Возрождения: "Эразм" ("Erasmus", N. Y.-L., 1924) и особенно "Осень средневековья" ("Herfsttij der Middeleeuwen", Haarlem, 1919) - о франко-фламандской культуре бургундского гос-ва в 15 в. В этой работе X. выявил общие черты зрелой средневек. культуры (бюргерской и гл. обр. феодально-куртуазной), взятые, однако, в момент их кризисного разложения. Тем самым X. показал отличие т. н. Сев. Возрождения, подготавливавшего переход к культуре нового времени через внутр. борьбу и самоотрицание ср.-век. мышления, от класспч. итал. Возрождения; теоретич. представления X. о соотношении средневековья и Возрождения, впрочем, лишены последовательности. "Осень средневековья" остается талантливым вкладом в совр. ист. психологию и типологию культуры. Хотя X. был склонен подчеркивать неповторимо-конкретное в ист. процессе и относился скептически к познанию всемирно-историч. закономерностей (его специальные философско-ист. труды - "Cultuur-historische verkenningen", Haarlem, 1929; "De wetenschap der geschiedenis", Haarlem, 1937), он в своем осн. труде по философии культуры - "Человек играющий" ("Homo ludens", Haarlem,. 1938) как раз исходил из (восходящей к Ф. Шиллеру) категории "игры" как осн. свойства всякой культуры и даже вообще человеч. общежития. Выделение "игровой" стороны культуры имело значение для выработки семиотич. и системного подходов к культуре. Однако у X. "игровой" принцип изображен так, будто бы его роль в разных культурах не была различной, не эволюционировала. Мыслитель традиционной либерально-гуманистич. ориентации, X. трагически размышлял над упадком бурж. зап. цивилизации ("В тени завтрашнего дня"- "In de schaduwen van morgen", Haarlem, 1935, "Растленный мир" - "Geschonden wereld", Haarlem, 1945), ища утопический выход в возвращении к старым ценностям культуры, способным к самодовлеющей творческой "игре". Труды X. много раз переиздавались и переведены на мн. европ. яз.

    Соч.: Verzamelde werken, dl 1-9, Haarlem, 1948-53; Mijn weg tot de historie, Haarlem, 1947.

    Лит.: Аверинцев С. С., Культурология И. Хейзинги, "ВФ", 1969, No 3; Kaegi W., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947; Köster К., Johan Huizinga, 1872-1945, Oberurseb, 1947; Vermeulen E. E. G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der gesehiedenis, Arnhem, 1956.

    Л. M. Баткин. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия