Большая Советская энциклопедия

    семья русских живописцев и графиков. Фёдор Евтихиевич З. (ум. в 1689), живописец. Работал в Оружейной палате (См. Оружейная палата) в Москве. Сохранившиеся произведения: стенопись Новоспасского монастыря в Москве, миниатюры «Толкового Евангелия» (1678, Оружейная палата) и ряд икон. Иван Федорович З. (1667 — умер после 1744), гравёр. Сын Ф. Е. Зубова. Учился иконописи в Оружейной палате (1695—96) и гравюре у А. Шхонебека (1703—05); с 1708 подмастерье П. Пикара в Московской типографии. Гравировал в технике резцовой гравюры (См. Резцовая гравюра) виды Петербурга, планы, баталии, портреты и др. («Измайлово»; портрет Петра I, 1721, с гравюры Я. Хаубракена). Алексей Федорович З. (1682 — умер после 1750), гравёр. Сын Ф. Е. Зубова. В 1695—1700 учился иконописи в Оружейной палате; в 1701—1705 ученик, затем помощник гравёра А. Шхонебека. Жил в Петербурге, с 1732 в Москве. Гравировал главным образом по собственным рисункам в технике резцовой гравюры по офортной (см. Офорт) подготовке, реже — Меццо-тинто. Выполнил около 100 листов, в том числе портреты (портрет Петра I, офорт, гравюра резцом и пунктиром, 1712), изображения фейерверков и баталий («Баталия при Гренгаме», гравюра резцом, 1721), карты, аллегории и др. В художественном отношении наиболее значительны созданные З. архитектурные пейзажи Петербурга («Панорама Петербурга», гравюра резцом, 1716), служащие также ценным источником для изучения архитектурного облика города петровской эпохи. Для произведений З. периода расцвета характерно построение пространства методом, в котором сочетаются приёмы линейной перспективы и аксонометрического изображения. Творчество З. оказало влияние на развитие в русском искусстве жанра т. н. ведут — видов города или архитектурных ансамблей.

    Лит.: Федоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII — начала XIX века, М., 1953; Государственная Оружейная палата, М., 1954, с. 228—42.

    Г. Н. Комелова.

    А. Ф. Зубов. «Панорама Петербурга». Гравюра резцом по офортной подготовке. 1716. Фрагмент.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЗУБОВЫ - семья русских художников: 1) Федор Евтихиевич (?-1689), живописец. Стенопись Новоспасского монастыря в Москве, миниатюры "Толкового Евангелия" (1678), иконы.

    2) Алексей Федорович (1682 - после 1750), гравер. Сын Федора Евтихиевича. Мастер резцовой гравюры, офорта. Документально точные архитектурные пейзажи ("Панорама Петербурга", 1716), построенные на сочетании приемов линейной перспективы и аксонометрического изображения.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большая биографическая энциклопедия

    — старая дворянская фамилия, многие представ-ли которой дослужились в "ратях" и в админ-ции XVI — XVIII вв. до высш. рангов. Из рода З. многие были воеводами. Однако фамилия эта выдвинулась в первые ряды рус. аристократии и получила граф. титул только в конце XVIII в. благодаря тому, что один из ее представ-лей — Платон Александрович З. был "в случае" у Имп-цы Екатерины II. Вместе с ним возвысились и его братья.

    {Воен. энц.}

  5. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Зу́бовы

    семья российских художников. Фёдор Евтихиевич (? — 1689), иконописец. Работал в Оружейной палате совместно с С. Ф. Ушаковым (иконы, роспись собора Новоспасского монастыря в Москве, миниатюры-иллюстрации к «Толковому Евангелию», 1678). Его сыновья Иван Фёдорович (1667 — после 1744) и Алексей Фёдорович (1682 — после 1750), гравёры, основоположники национальной школы светской гравюры на металле: портреты, батальные композиции, документально точные, насыщенные деталями архитектурные виды Москвы и Санкт-Петербурга.

    * * *

    ЗУБОВЫ

    ЗУ́БОВЫ, семья русских художников:

    1) Федор Евтихиевич (?-1689), живописец. Стенопись Новоспасского монастыря в Москве, миниатюры «Толкового Евангелия» (1678), иконы.

    2) Алексей Федорович (1682 — после 1750), гравер. Сын Федора Евтихиевича. Мастер резцовой гравюры, офорта. Документально точные архитектурные пейзажи («Панорама Петербурга», 1716), построенные на сочетании приемов линейной перспективы и аксонометрического изображения.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: