«Московская консерватория»

Московская консерватория в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Московская консерватория»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    им. П. И. Чайковского, одно из старейших и крупнейших высших музыкальных учебных заведений, всесоюзный научно-методический центр музыкального образования. Основана в 1866 Русским музыкальным обществом по инициативе Н. Г. Рубинштейна. В М. к. сложились получившие мировое признание традиции музыкального образования, творческие и педагогические школы П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. С. Аренского (композиция и теория музыки), Н. Г. Рубинштейна, В. И. Сафонова (фортепиано), Ф. Лауба, И. В. Гржимали (скрипка), В. Ф. Фитценгагена (виолончель), А. Д. Александровой-Кочетовой (вокал). В М. к. учились С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. В. Нежданова, А. И. Зилоти, З. П. Палиашвили, Р. М. Глиэр, Н. С. Голованов, Н. А. Обухова, В. В. Барсова, С. Я. Лемешев, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, Л. Н. Оборин, Я. В. Флиер, С. Т. Рихтер, Л. Б. Коган, М. Л. Ростропович и др. Большинство из них стали педагогами консерватории.

    Становление и развитие советской музыкально-педагогической школы также связано с именами таких известных педагогов, композиторов и музыкантов, как Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, А. Н. Александров, Д. Д. Шостакович (композиция), К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, Э. Г. Гилельс (фортепиано), Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, К. Г. Мострас, М. Б. Полякин, Д. Ф. Ойстрах (скрипка), А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, С. Н. Кнушевицкий (виолончель), С. В. Розанов (кларнет), М. И. Табаков (труба), В. Н. Цыбин (флейта), В. М. Блажевич (тромбон), Н. Г. Райский, К. Н. Дорлиак, Н. И. Сперанский, М. О. Рейзен (вокал), М. В. Иванов-Борецкий, И. В. Способин, В. Э. Ферман, С. С. Сребков, Р. И. Грубер, С. С. Богатырёв, Т. Н. Ливанова, Ю. В. Келдыш (теория и история музыки), П. Г. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Гаук, А. В. Свешников — ректор М. к. с 1948 (хоровое и симфоническое дирижирование).

    В составе М. к. (1973): факультеты — теоретико-композиторский (музыковедческое и композиторское отделения), вокальный (дирижёрско-хоровое и вокальное отделения), фортепьянный, оркестровый (струнное и духовое отделения, оперно-симфоническое дирижирование), повышения квалификации преподавателей музыкальных вузов; аспирантура, ассистентура-стажировка, 26 кафедр, оперная студия (основана в 1934), музыкальное училище со школой-семилеткой, центральная музыкальная школа-десятилетка, кабинет по изучению народной музыки (основан в 1937 под руководством К. В. Квитки, около 20 тыс. записей народных песен), фонотека (13 тыс. грампластинок и около 6 тыс. км магнитофонных записей), библиотека (около 700 тыс. единиц хранения). В 30—50-е гг. в М. к. работали национальные музыкальные студии (узбекская, туркменская, таджикская, киргизская, казахская, татарская, башкирская, бурят-монгольская и др.), в которых учились известные советские композиторы М. А. Ашрафи, А. А. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, К. Караев, В. Мухатов, С. Ф. Цинцадзе и др.

    В 1972/73 учебном году в М. к. обучалось около 1 тыс. студентов, работало около 300 преподавателей, в том числе 50 профессоров и докторов наук, свыше 100 доцентов и кандидатов наук, 24 народных артиста СССР и РСФСР, 56 лауреатов Ленинской и Государственных премий. М. к. предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации.

    За годы существования М. к. подготовила около 7 тыс. музыкантов. 433 воспитанника М. к. удостоены 578 премий и званий лауреатов международных и всесоюзных конкурсов. М. к. окончили сотни музыкантов из др. стран, 23 выпускника-иностранца стали лауреатами международных конкурсов. В 1940 М. к. присвоено имя П. И. Чайковского, она награждена 2 орденами Ленина (1946, 1966).

    А. В. Свешников.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Моско́вская консервато́рия

    государственная им. П. И. Чайковского. Открыта в 1866 по инициативе Н. Г. Рубинштейна (её первый директор) на базе музыкальных классов (с 1860) Московского отделения императорского Русского музыкального общества; среди директоров были С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов. В 1997 на факультетах (фортепианном, оркестровом, вокальном, историко-теоретико-композиторском) обучалось около 1120 студентов. В составе Московской консерватории: оперная студия, нотная и книжная библиотека, лаборатория звукозаписи; информационно-вычислительный центр (с 1995), Музей им. Рубинштейна (с 1995) и др. Московской консерватории принадлежат лучшие в Москве Большой, Малый, Рахманиновский концертные залы. При Московской консерватории функционируют: академическое музыкальное училище, детская музыкальная школа; Центральная средняя специальная музыкальная школа (с 1936). См. также ст. Военно-дирижёрский факультет при Московской консерватории.

    * * *

    МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

    МОСКО́ВСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ им. П. И. Чайковского(см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), основана в 1866, ведущий музыкальный вуз России, готовит вокалистов, музыкантов-исполнителей, дирижеров, хормейстеров, музыковедов.

    В составе консерватории 8 факультетов: фортепианный, вокальный, дирижерский, оркестровый, историко-теоретический, композиторский, исторического и современного

    исполнительского искусства, повышения квалификации. В структуру вуза входят музыкальное училище, детская музыкальная школа-семилетка, Центральная средняя специальная музыкальная школа-десятилетка (основана в 1936), аспирантура и ассистентура-стажировка. Функционируют также Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования, Лаборатория звукозаписи и электронной музыки, Научно-творческий центр современной музыки, Кабинет «Музыкальные культуры мира», Научный центр русской церковной музыки им. Протоиерея Димитрия Разумовского, Учебно-научная лаборатория народной музыки при кафедре истории русской музыки. В Музее им. Н. Г. Рубинштейна(см. РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич) при консерватории представлены экспонаты, связанные с историей консерватории, ее создателем Н. Г. Рубинштейном, а также документы, автографы, фотографии, личные вещи, принадлежавшие композиторам и исполнителям, чья жизнь и творчество были связаны с Московской консерваторией. Научная музыкальная библиотека им.С. И. Танеева(см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович) — одно из крупнейших в России книжных и нотных хранилищ.

    Консерватория — один из главных организаторов большинства проводимых в Москве музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    Была основана в 1866 на базе музыкальных классов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества(см. РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО)) (ИРМО) по инициативе пианиста, дирижера, педагога и музыкально-общественного деятеля Н. Г. Рубинштейна, который стал ее первым директором (1866—1881). В дальнейшем должность директора Консерватории занимали С. И. Танеев (1885—1889), В. И. Сафонов(см. САФОНОВ Василий Ильич) (1889—1905), М. М. Ипполитов-Иванов(см. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ) (1906—1922).

    Первоначально консерватория располагалась в доме баронессы Черкасовой на улице Воздвиженке, который не сохранился до наших дней, а с 1871 — в доме Воронцова на Большой Никитской улице. В 1894—1901 на его месте по проекту архитектора В. П. Загорского были построены новое здание и знаменитый Большой концертный зал. Финансирование консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, ежегодных городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение (наиболее способные ученики от нее освобождались). Курс обучения в консерватории до 1879 составлял 6 лет, затем — 9 и включал общеобразовательные и музыкальные классы — инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические. Учащиеся могли быть разных возрастов и степени подготовки. В 1920—1930-х гг. консерватория была реорганизована, приобретя свою нынешнюю структуру. В 1940 Московской консерватории было присвоено имя П. И.Чайковского, перед ее зданием был установлен памятник композитору (скульптор В. И. Мухина(см. МУХИНА Вера Игнатьевна)).

    В Большом зале находится один из крупнейших в мире органов, на его сцене может расположиться оркестр из 130 музыкантов и хор в 250 человек. Большой зал отличается уникальной акустикой и предназначен для проведения симфонических концертов, а также хоровых, органных и камерных вечеров. Его стены украшены 14 портретами-медальонами классиков русской и западноевропейской музыки. Медальон с портретом Н. Г. Рубинштейна, основателя консерватории, размещен над сценой.

    В 1983 к консерватории отошло расположенное рядом здание бывшего Синодального училища церковного пения, так называемый дом Колычевых. Консерватории принадлежат еще два московских филармонических зала, лучших в архитектурном и акустическом отношении — Малый и Рахманиновский.

    Деятельность Московской консерватории связана с именами: Н. Я. Мясковского(см. МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич), Д. Д. Шостаковича(см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), С. С. Прокофьева(см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), А. И. Хачатуряна(см. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич), В. Я. Шебалина(см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич), Г. Г. Нейгауза(см. НЕЙГАУЗ Генрих Густавович), А. Б. Гольденвейзера(см. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович), Л. Н. Оборина(см. ОБОРИН Лев Николаевич), Д. Ф. Ойстраха(см. ОЙСТРАХ Давид Федорович), Э. Г. Гилельса(см. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич), Ф. К. и А. Ф. Гедике(см. ГЕДИКЕ Александр Федорович), С. Н. Кнушевицкого(см. КНУШЕВИЦКИЙ Святослав Николаевич), А. В. Свешникова(см. СВЕШНИКОВ Александр Васильевич), К. Н. Игумнова(см. ИГУМНОВ Константин Николаевич), П. Г. Чеснокова(см. ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич), А. Н. Александрова(см. АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Николаевич), А. В. Неждановой(см. НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна), И. К. Архиповой(см. АРХИПОВА Ирина Константиновна), С. А. Баласаняна(см. БАЛАСАНЯН Сергей Артемьевич), Э. К. Вирсаладзе(см. ВИРСАЛАДЗЕ Элисо Константиновна) и др.

    Обучается около 1,5 тыс студентов (2005).

    www.mosconsv.ru

    www.consa.net.ru

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Музыкальная энциклопедия

    (Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского) - крупнейшее высшее муз. уч. заведение в СССР. Осн. РМО на базе Муз. классов (организованы в 1860). Торжеств. открытие состоялось 1 сент. 1866. С деятельностью М. к. неразрывно связаны пути развития рус. дореволюционной и сов. муз. культуры. С первых лет существования М. к. завоевала широкое признание серьёзностью постановки учебного процесса. Основатель и первый директор М. к. Н. Г. Рубинштейн (в 1866-81 директор, профессор по классу фп., дирижёр) привлёк к педагогич. работе мн. видных рус. и заруб. музыкантов. В числе выдающихся деятелей М. к. дореволюционного времени были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов, Ф. Лауб, И. В. Гржимали. Среди её воспитанников - С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. И. Зилоти, З. П. Палиашвили, А. А. Брандуков, А. В. Нежданова, Л. В. Николаев и др. композиторы, исполнители и талантливые педагоги, получившие широкую известность в России и за рубежом. Мн. музыканты, окончившие М. к. в дореволюционный период, - А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Гедике, Н. С. Голованов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр и др. явились активными участниками строительства сов. муз. культуры.

    Первоначально курс обучения в консерватории был установлен в 5 лет для певцов и 6 лет для инструменталистов. С 1879 срок обучения по ряду специальностей был увеличен до 7 лет, а для пианистов, скрипачей и виолончелистов до 9 лет с разделением на два отделения: младшее - с 1-го по 5-й курс и старшее - с 6-го по 9-й. Оканчивавшие старшее отделение получали звание "свободный художник".

    В начале своей деятельности М. к. испытывала большие трудности материального и учебного порядка. Имея крайне незначит. субсидии, она существовала преим. на средства, получаемые от учащихся (плата за обучение составляла 100 рублей в год; зачисляемые сверх комплекта платили 200 рублей). В этих условиях приходилось принимать большое количество учеников, многие из к-рых не имели достаточных способностей и не стремились к проф. деятельности. Трудно было обеспечить и рациональное комплектование учащихся по специальностям. В результате подавляющее количество учеников составляли пианисты; обучавшихся на оркестровых инструментах (особенно на духовых) было мало, а по спец. теоретич. предметам и по классу композиции занималось всего неск. человек. В связи с ростом числа учащихся (с 200 чел. в 1870-х гг. до 849 к 1917) и увеличением количества лет обучения М. к. из арендуемого здания на Воздвиженке перешла в 1871 в более просторный дом Воронцова на Б. Никитской (ныне ул. Герцена). В 1878 этот дом был приобретён РМО, в кон. 1890-х гг. капитально перестроен.

    Oкт. революция 1917 коренным образом изменила условия существования М. к. Декретом Совнаркома от 12 дек. 1918 М. к. была включена в число гос. высших уч. заведений. Реорганизация всей системы воспитания музыкантов привела к чёткому разделению общего начального, спец. среднего и высшего муз. образования. При участии педагогов М. к. были разработаны структура высшего муз. уч. заведения, уч. планы, программы, принципиальные основы построения уч. процесса. Во 2-й пол. 1930-х гг., после ряда реформ, установилась организационная система, к-рая, с незначит. изменениями, сохраняется и поныне. Большое внимание было уделено привлечению к проф. муз. образованию трудовой молодёжи. Успешному решению этой задачи помогли бесплатное обучение и предоставление стипендий нуждающимся студентам. Для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в М. к. были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927-33) и Музыкальный рабочий ф-т (1929-35). В помощь развитию муз. культуры сов. нац. республик в М. к. в 30-е гг. были основаны нац. студии (Башкирская, Татарская, Туркменская, Узбекская, Киргизская, Казахская, Северо-Осетинская), подготовившие для республик мн. талантливых музыкантов. В 40-е гг. студии были расформированы, их учащиеся приняты в число студентов. В последующие годы для приёма в М. к. представителей нац. республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. Эта система помощи республикам сохраняется и поныне.

    Успеху уч. занятий М. к. в 20-30-е гг. во многом мешал недостаточный уровень подготовки выпускников средних муз. уч. заведений, в связи с чем в 1931 при консерватории была создана группа для одарённых детей. В 1936 эта группа влилась в созданную при M. к. Центр. детскую муз. школу (ЦМШ) с 11-летним курсом общего и муз. образования. С 1934 при консерватории существует Муз. уч-ще. Муз. школа и уч-ще ежегодно дают консерватории большой контингент хорошо подготовленных учащихся по разным специальностям. Значительно улучшилась и подготовка поступающих в М. к. выпускников периферийных средних муз. заведений.

    Организационная структура М. к. (1975): 5 ф-тов - теоретико-композиторский, фортепьянный, оркестровый, вокальный (готовят музыкантов соответствующих специальностей), ф-т повышения квалификации (с 1972). С 1960 в состав консерватории входит также военно-дирижёрский ф-т, находящийся в ведении Мин-ва обороны СССР (выпускает дирижёров дух. оркестров для Сов. Армии).

    На каждом ф-те имеются спец. кафедры. В состав теоретико-композиторского ф-та входят кафедры сочинения, теории музыки, инструментовки, истории музыки народов СССР, истории заруб. музыки. Фортепьянный ф-т имеет 4 кафедры спец. фортепьяно, кафедры истории и теории исполнит. иск-ва, концертмейстерского мастерства. Оркестровый ф-т состоит из 3 кафедр скрипки, а также кафедр виолончели и контрабаса, альта и арфы, дух. инструментов, симф. дирижирования. Вокальный ф-т имеет кафедры сольного пения, оперной подготовки, хор. дирижирования. К межфакультетским кафедрам относятся кафедры марксизма-ленинизма, камерного ансамбля, общего фортепьяно, языков, физич. воспитания и спорта.

    М. к. возглавляет ректор, имеющий трёх заместителей - проректоров по науч., уч. и административно-хозяйств. и финансовой работе. Ректор является пред. Совета консерватории, состоящего из представителей ректората, деканов ф-тов, зав. кафедрами, ряда профессоров, представителей партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Совет обсуждает планы науч., творч. и производств. работы консерватории, важнейшие учебно-воспитат. и организационные вопросы. Под председательством ректора функционирует также Совет по приёму и защите докторских и кандидатских диссертаций, его членами являются виднейшие профессора консерватории, а также представители науч. учреждений и разл. высших уч. заведений. Работу ф-тов возглавляют деканы. Важнейшие вопросы организационной, уч. и науч. деятельности ф-тов рассматриваются Советом ф-та в составе декана (председатель), зав. кафедрами, ведущих профессоров, представителей обществ. организаций ф-тов.

    Уч. планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают циклы спец., общественно-политич., муз.-теоретич. дисциплин, занятия по иностр. языку, физич. воспитанию и спорту, производств. практику. Организационная работа по проведению исполнит. и педагогич. практики возложена на Сектор практики. Педагогич. практика студентов проводится в средних уч. заведениях и в вечерней средней муз. школе, организованной при Секторе практики, где студенты преподают под рук. педагогов-консультантов. Вокалисты и дирижёры проходят практику в Оперной студии при консерватории (осн. в 1934). Силами студентов и аспирантов М. к. выполняет большую муз.-просветительную работу, проводя концерты и лекции. Помощь уч. процессу и науч. работе оказывают имеющиеся в М. к. Научно-музыкальная библиотека им. С. И. Танеева - одно из крупнейших в СССР книжных и нотных хранилищ, Кабинет нар. творчества, лаборатория муз. акустики и звукозаписи, лаборатория экспериментальной фонетики и фониатрии, кабинеты при кафедре марксизма-ленинизма и теоретико-композиторском ф-те.

    С 1933 в М. к. существует аспирантура с 3-летним сроком обучения на основном и 4-летним - на заочном отделении; с 1968 аспирантура только для музыковедов, а для композиторов и исполнителей - ассистентура, где они стажируются 2 года на очном отделении и 3 года на заочном. Особую группу учащихся М. к. составляют иностр. студенты, аспиранты и стажёры. Руководство этой группой возложено на декана по работе с иностранцами. Большую помощь М. к. оказывает периферийным учебным заведениям: проведение семинаров для педагогов, выездные лекции, консультации, работа с педагогами-стажёрами и др.

    Преподавательская работа педагогов М. к. сочетается с науч. деятельностью. В обязанности педагогов входит проведение научно-исследоват. и методич. работы, подготовка и совершенствование программ, составление учебников и уч. пособий. М. к. выпущены многочисл. труды - исследования, учебники, программы и др.

    За годы существования как сов. высшего муз. учебного заведения М. к. достигла значит. успехов в подготовке кадров музыкантов высокой квалификации. Воспитанниками М. к. сов. периода явились исполнители - В. В. Борисовский, Г. Р. Гинзбург, В. Г. Дулова, Я. И. Зак, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Я. В. Флиер, Д. М. Цыганов, композиторы - Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., музыковеды - Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, Вл. В. Протопопов, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский и др. известные музыканты. Св. 300 воспитанников М. к. являются лауреатами междунар. конкурсов исполнителей. Окончившие М. к. преподают в высших муз. уч. заведениях страны и в муз. уч-щах; исполнители работают в филармониях, крупнейших оркестрах и оперных т-рах. Мн. музыковеды состоят сотрудниками н.-и. ин-тов, изд-в, радио и др. учреждений.

    В разл. годы профессорами М. к. были крупнейшие музыканты СССР, в т. ч. композиторы - А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович; пианисты - Ф. М. Блуменфельд, Г. Р. Гинзбург, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг; скрипачи - К. Г. Мострас, Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич; альтист В. В. Борисовский; виолончелисты - A. А. Брандуков, С. Н. Кнушевицкий, С. М. Козолупов; контрабасист И. Ф. Гертович; арфистка К. А. Эрдели; руководители классов духовых инструментов - B. М. Блажевич, А. В. Володин, С. Н. Ерёмин, М. А. Иванов, К. М. Купинский, Н. И. Платонов, C. В. Розанов, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, P. P. Эккерт; вокалисты - М. В. Владимирова, К. Г. Держинская, А. Л. Доливо-Соботницкий, К. Н. Дорлиак, Е. К. Катульская, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Е. Ф. Петренко, Н. Г. Райский; дирижёры симф. оркестра - Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Н. С. Голованов; дирижёры хора - Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, П. Г. Чесноков; музыковеды - С. С. Богатырёв, Н. А. Гарбузов, Р. И. Грубер, М. В. Иванов-Борецкий, К. В. Квитка, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Л. А. Мазель, Д. Р. Рогаль-Левицкий, С. С. Скребков, И. В. Способин, В. Э. Ферман.

    В 1975 в М. к. преподавали: композиторы - Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников; пианисты - Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Я. В. Флиер; скрипачи - Л. Б. Коган, Д. М. Цыганов; виолончелистка Г. С. Козолупова; арфистка В. Г. Дулова; вокалисты - А. И. Батурин, Н. Л. Дорлиак, М. М. Мирзоева, Г. И. Тиц; исполнители на дух. инструментах - Г. А. Орвид, Р. П. Терёхин, А. И. Усов, Ю. Г. Ягудин, A. A. Янкелевич; дирижёры симф. оркестра - Л. М. Гинзбург, M. H. Тэриан, Б. Э. Хайкин; дирижёры хора - К. Б. Птица, В. Г. Соколов; музыковеды - Вл. В. Протопопов, В. А. Цуккерман и др. видные композиторы, исполнители, теоретики и историки музыки, а также талантливые музыканты-педагоги - представители более молодого поколения.

    М. к. награждена 2 орденами Ленина (1946, 1966).

    Литература: Кашкин Н. Д., (Первое 25-летие Московской консерватории), "Русское обозрение", 1891, т. 5, октябрь; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Келдыш Ю., 100 лет Московской консерватории, (М., 1966); Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева, (под ред. E. H. Артемьевой и Н. Н. Григорович), М., 1966; Свиридова И. (сост.), Кабинет народной музыки, М., 1966; Лаборатория музыкальной акустики, под ред. Е. Назайкинского, М., 1966.А. А. Николаев.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия