Большая Советская энциклопедия

    (Rostand)

    Эдмон (1.4.1868, Марсель, — 2.12.1918, Париж), французский поэт и драматург. Член Французской академии (1901). Получил юридическое образование. В комедии «Романтики» (пост. и изд. 1894) утверждает красоту естественных человеческих чувств. Прославлению возвышенной рыцарской любви посвящена написанная по мотивам средневековой легенды драма «Принцесса Грёза» (пост. и изд. 1895). Обращение Р. к прогрессивной национальной традиции открыло путь созданию лучшей его пьесы — «Сирано де Бержерак» (пост. 1897, изд. 1898). Драматург наделил своего героя — поэта Сирано де Бержерака сильными чувствами, выражая их в приподнятой романтической форме; тема возвышенной любви к женщине сливается с темой любви к родине. Действие пьесы сконцентрировано на борьбе Сирано с окружающим его миром подлости и пошлости. Романтическая антитеза, контраст — основной художественный приём Р. Стих лёгок, изящен, остроумен. Пьеса «Сирано де Бержерак», переведённая на многие языки, принесла Р. мировую славу. В России впервые поставлена в 1898 в Петербурге в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперпик и с тех пор не сходит со сцены. Р. написал также бонапартистскую драму «Орлёнок» (пост. и изд. 1900). В пьесе «Шантеклер» (пост. и изд. 1910) воспел восторженного идеалиста. Последним пьесам Р. присущи манерность, словесная эквилибристика.

    Соч.: Œuvres complètes illustrées, v. 1—6, P., 1910—25; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—2, СПБ, 1914; Сирано де Бержерак, М. — Л., 1938; Пьесы, М., 1958.

    Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Горький М., «Сирано де Бержерак». Героическая комедия Э. Ростана, Собр. соч., т. 23, М., 1953; Луначарский А. В., Сирано первый и Сирано второй, Собр. соч., т. 6, М., 1965; Щепкина-Куперник Т. Л., Театр в моей жизни, М. — Л., 1948; Lautier A., Keller F., Е. Rostand, son œuvre, P., 1924; Ripert E., Е. Rostand, [P., 1968]; Dabadie M., Lettre à ma nièce sur E. Rostand,[Toulouse, 1970].

    Ф. С. Наркирьер.

    Э. Ростан.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    РОСТАН (Rostand) Эдмон (1868 - 1918), французский поэт и драматург. В пьесе "Сирано де Бержерак" (постановка 1897, издана 1898) создал романтизированный образ человека (восходящий к легендарной личности французского писателя Сирано де Бержерака, 1619 - 55), восставшего против окружающего мира подлости и пошлости.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Литературная энциклопедия

    Ростан

    РОСТАН Эдмонд (Edmond Rostand, 1868—1918) — французский драматург и поэт. В 1890 дебютировал в литературе сборником стихов «Les musardises», не имевшим успеха. Настоящее свое место в литературе Р. нашел в драматургии. В 1894 была поставлена его комедия «Les romanesques» (Романтики), сразу составившая Р. литературное имя. Прочное место в театре Р. завоевал пьесой «La princesse lointaine» (Принцесса Греза, 1895), успеху к-рой особенно содействовала игра Сарры Бернар. В 1897 Ростан опубликовал «La Samaritaine» (Самаритянку). Зенита своей славы Р. достиг после постановки «Cyrano de Bergerac» (Сирано де Бержерак, декабрь 1897). В 1900 Р. дал «L’Aiglon» (Орленок), в 1910 — «Chantecler» (Шантеклер). Свою литературную карьеру он закончил в качестве поэта книгой шовинистически-патриотических стихов, написанных в годы империалистической войны. Книга эта — «Le vol de la Marseillaise» (Полет Марсельезы) — вышла уже после смерти Р. (в 1919). В 1901 Р. был избран во Франц. академию.

    Во французской литературе Ростан является эпигоном романтической драмы. Но неоромантизм Ростана лишен той социальной насыщенности, которая отличает драму романтиков 30—40-х гг. Излюбленный герой Р. — благородная и одаренная личность, не понятая окружающей средой и гибнущая в борьбе с ней. Героев своих Р. индивидуализирует только внешне, по существу же и Сирано, и Орленок, и Шантеклер являются носителями абстрактного понятия человеческого благородства. Такие же внешние, вызванные только требованиями сцены черты отличают друг от друга и персонажей, воплощающих косность, абстрактную неправду той среды, к-рая противостоит героям (Меттерних в «Орленке», граф де Гиш — в «Сирано»). Герои Р. борются с отвлеченной пошлостью и лицемерием и обличают «неправду», даже отдаленно не задевая основ буржуазного общества: за все это Р. снискал широкую популярность среди буржуазной публики.

    Несомненными достоинствами театра Р. являются его сюжетность, интенсивность действия, выразительный диалог, неглубокое, но блестящее остроумие.Библиография:

    I. Ouvres completes illustrees, 5 vv., 1910—1911; Полное собр. сочин., в перев. Т.Щепкиной-Куперник, в 2тт., СПБ, 1914, и ряд пьес в отд. изд.

    II. LemaitreJ., Impressions de theatre, t.IX, 1896; FilonA., De Dumas a Rostand, 1898; SarceyF., Quarante ans de theatre, t.VIII, 1901; ChestertonG.K., Twelve Types, L; 1903; MuggeO., E.Rostand als Dramatiker, Friedeberg, 1903; Rictus Jehan, Un bluff litteraire, Le cas E.Rostand, 1903; DoumicR., Le theatre nouveau, 1908; Ernest CharlesJ., Le theatre des poetes, 1910; FaguetE., La vie et l’Ouvre de Edmond Rostand, 1911; HarasztiJ., E.Rostand, 1913; KarsentyJ., E.Rostand, Marseille, 1919; BedierJ., Discours de reception a l’Academie francaise, 1921; SubervilleJ., E.Rostand, son theatre, son Ouvre posthume, 1921; LautierA. et KellerF., Edmond Rostand, 1924 (стр. 101—111: (библиография); PageD., E.Rostand et la legende napoleonienne dans l’Aiglon, 1928; RobertL., de, De Loti a Proust, Souvenirs et confidences, 1928; ApesteguyP., La vie profonde d’E.Rostand, 1929; GrieveJ.W., L’Ouvre dramatique d’Edmond Rostand, 1931; HaugmardL., E.Rostand, s. a. (с библиографией): НордауМ., Собр. Сочин., т.VI, Киев, 1902, Э.Ростан.

  7. Источник: Литературная энциклопедия