Большая Советская энциклопедия

    1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. — государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение И. получил в годы правления Шамиля (См. Шамиль) (1834—59). И. Шамиля представлял собой государство, которое прикрывало религиозной оболочкой Мюридизма свои чисто светские цели: укрепление классового господства дагестанскихи чеченских феодалов, возглавлявших борьбу с царскими войсками. И. опирался на военизированных мюридов — ближайшее окружение имама и аппарат власти на местах. К началу 50-х гг. углубился внутренний кризис И. и обострились противоречия между наибами и крестьянами, которые стали отходить от движения Шамиля.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. имама́т;
    2. имама́ты;
    3. имама́та;
    4. имама́тов;
    5. имама́ту;
    6. имама́там;
    7. имама́т;
    8. имама́ты;
    9. имама́том;
    10. имама́тами;
    11. имама́те;
    12. имама́тах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Общее название мусульманского теократического государства.

    2.

    Государство в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х годов XIX в. в период борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ИМАМАТ -..1) общее название мусульманского теократического государства

    2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Энциклопедический словарь экономики и права

    - в шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом. Так, например, Конституция Ирана 1979 г рассматривает факиха (руководителя) в качестве гаранта того, что все государственные органы и институты не будут отклоняться от предписаний ислама, а ее ст. 57 гласит: "Государственное управление в Исламской Республике Иран осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти, действующими под контролем руководителя и вождя нации". Полномочия руководителя включают: назначение факихов - членов Совета по соблюдению Конституции, Генерального прокурора, Председателя Верховного суда, на высшие военные посты, утверждение в должности Президента Республики, его смещении в случае принятия меджлисам соответствующего решения, объявление амнистии и т.д.

  9. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  10. Энциклопедия юриста

    (араб. "имама" - руководство)

    институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин "И." употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

    Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму - прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть - абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

    Термин "И." используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

    СюкияйненЛ.Р.

  11. Источник: Энциклопедия юриста



  12. Энциклопедический словарь

    имама́т

    1) общее название мусульманского теократического государства.2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828—32), Гамзат-бек (1832—34), Шамиль (1834—59).

    * * *

    ИМАМАТ

    ИМАМА́Т,

    1) общее название мусульманского теократического государства.

    2) Государство мюридов(см. МЮРИДЫ) в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828—32), Гамзат-бек (1832—34), Шамиль(см. ШАМИЛЬ) (1834—59).

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    1) Догмат ислама о наследств. праве на верховную духовную и светскую власть над мусульманами. 2) Одна из форм мусульм. теократии. Догмат И. широко использовали араб. халифы, позднее тур. султаны, а также руководители различных мусульм. сект (например, зейдитов). Как форма феод.-теократич. власти И. нашел яркое воплощение в гос-ве мюридистских имамов в Дагестане, возникшем в ходе борьбы горцев Сев. Кавказа против царского колониализма в 20-х гг. 19 в. Особенную известность приобрел И. Шамиля (1834-59), распространившего свою власть на значит. часть горного Дагестана и Чечни. Шамилю удалось на время объединить в рамках своего И. разноплеменных горцев для борьбы против царских колонизаторов. Однако обострявшиеся внутри И. клас. противоречия (между духовенством, богатыми узденями, с одной стороны, и эксплуатируемой ими массой крестьянства - с другой стороны) ослабили его способность к сопротивлению экспансии царизма и привели к капитуляции Шамиля и распаду И. В 1917-21 бурж. националист Н. Гоцинский и Узун-Хаджи пытались использовать догмат И. для сплочения контрреволюц. сил Чечни и Дагестана против Сов. власти.

    Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в., LM., 1960); Хашаев Х.-М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Ислам. Энциклопедический словарь.

    Имамат

    институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф-имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также защиту и безопасность всех граждан государства (См. Халифат). В шиизме имамат имеет божественную сущность, не может быть отпущен на выбор людей и принадлежит только потомкам Али ибн Абу Талиба. Однако единства в данном вопросе у шиитов никогда не было и на протяжении сотен веков они распались на различные секты, каждая из которых имела свою концепцию об имамате (См. Шиизм).

  17. Источник: Ислам. Энциклопедический словарь.



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: