Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Lewis Carroll) — псевдоним известного английского писателя, автора детских сказок (1832—98). Настоящее имя его было Charles Lutwidge Dodgson; оно было известно лишь небольшому кругу лиц, главным образом в Оксфорде, где Dodgson читал лекции по математике. С 1853 г. К. стал печатать стихотворения. В 1865 г. появился его рассказ "Похождения Алисы в стране чудес" ("Alice's Adventures in Wonderland"), сразу создавший ему громкое имя. В этом рассказе, как и в следующем, "Через зеркало" (1871), уменье К. изобретать самые нелепые, но полные комизма сцены, вполне доступные для детей и в то же время богатые юмором и изяществом, сказалось в самой высокой степени. Рассказы эти были удачно иллюстрированы Джоном Тенниелем. В средине 80-х годов они были драматизированы для рождественских детских спектаклей; для первого из них К. написал новую песню, которую поют тени устриц, съеденных моржом и столяром. Эти переделки не сходят со святочного репертуара английских театров. В 1876 г. появился третий рассказ К. для детей, в стихах: "The Huntign of the Snark". Успех этого рассказа был менее значителен; в нем нет прежней цельности и теплоты. Дальнейшие рассказы К.: "Sylvie and Bruno" (1889) и "Sylvie and Bruno Concluded" (1893) успехом не пользовались. Оставаясь в них прежним изобретательным и изящно-остроумным рассказчиком, К. испортил их слишком явной богословско-догматической тенденцией. Многие выражения и мысли из "Alice in Wonderland" вошли в обиход английской речи, обратившись в народные поговорки.

    См. "Life and Letters of Lewis Carroll", С. Д. Коллингвуда (1898), и "The Story of Lewis Carroll", И. Боуман (1899).

    С. И. Р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Кэрролл (Carroll) Льюис (псевдоним; настоящее имя Чарлз Латуидж Доджсон, Dodgson) (27.1.1832, Дарсбери, — 14.1.1898, Гилфорд), английский писатель. Профессор математики Оксфордского университета (1855—81), занимался главным образом математической логикой. К. написал сказочную повесть «Алиса в стране чудес» (1865, русский перевод 1923) и её продолжение «В Зазеркалье» (1871, русский перевод 1924), ставшие любимыми детскими книгами. Следующие литературные опыты К. успеха не имели. Иронизируя над шаблонами мышления в традициях «поэзии бессмыслиц», К. в то же время дал в «Алисе» насмешливое изображение поздневикторианской Англии. В 1867 был в России, написал «Русский дневник».

    Соч.: Phantasmagoria and other poems, L., 1869; The humorous verses, L., 1950; The diaries of Lewis Carroll, v. I—2, L., 1953; в рус. пер. — Алиса в стране чудес, София, 1967.

    Лит.: Важдаев В., Л. Кэролл и его сказка, «Иностранная литература», 1965, №7; Харитонов В., Серьёзные чудеса, «Новый мир», 1969, № 1; Lennon F. В., The life of Lewis Carroll, N. Y., 1962; Sutherland R. D., Language and Lewis Carroll, The Hague — P., 1970 (библ. с. 236—238).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Carroll, Lewis)

    ЛЬЮИС КЭРРОЛ

    ЛЬЮИС КЭРРОЛ

    (1832-1898; наст. имя - Чарлз Латуидж Доджсон, Charles Lutwidge Dodgson), английский детский писатель, математик, логик. Родился 27 января 1832 в Дарсбери близ Уоррингтона (графство Чешир). Чарлз Латуидж был третьим ребенком и старшим сыном в семье, где родилось четверо мальчиков и семь девочек. Образованием юного Доджсона до двенадцати лет занимался отец, затем мальчика определили в грамматическую школу Ричмонда. Полтора года спустя он поступил в Рагби-Скул. Здесь он проучился четыре года, проявив выдающиеся способности к математике и богословию. В мае 1850 был зачислен в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета и в январе следующего года переехал в Оксфорд. Победив в конкурсе на стипендию Боултера в 1851 и удостоившись отличия первого класса по математике и второго по классическим языкам и античным литературам в 1852, юноша был допущен к научной работе. В 1855 он был назначен лектором по математике и оставался на этой должности до своей отставки в 1881. Доджсон жил при колледже до своей кончины в 1898. Значительное число книг и брошюр по математике и логике свидетельствует о том, что Доджсон был добросовестным членом ученого общества. Среди них - Алгебраический разбор пятой книги Евклида (The Fifth Book of Euclid Treated Algebraically, 1858 и 1868), Конспекты по алгебраической

    планиметрии (A Syllabus of Plane Algebraical Geometry, 1860), Элементарное руководство по теории детерминантов (An Elementary Treatise on Determinants, 1867) и Евклид и его современные соперники (Euclid and His Modern Rivals, 1879), Математические курьезы (Curiosa Mathematica, 1888 и 1893), Символическая логика (Symbolic Logic, 1896). Дети интересовали Доджсона с юных лет; еще мальчиком он придумывал игры, сочинял рассказы и стишки и рисовал картинки для младших братьев и сестер. Необычайно сильная привязанность Доджсона к детям (причем девочки почти вытеснили мальчиков из круга его друзей) озадачивала еще его современников, новейшие же критики и биографы не перестают умножать число психологических расследований личности писателя. Из детских друзей Доджсона более всего прославились те, с кем он подружился ранее всех, - дети Лидделла, декана его колледжа: Гарри, Лорина, Элис (Алиса), Эдит, Рода и Вайолет. Любимицей была Элис, скоро ставшая героиней импровизаций, которыми Доджсон развлекал своих юных друзей на речных прогулках либо у себя дома, перед фотокамерой. Самую необыкновенную историю он рассказал Лорине, Элис и Эдит Лидделл и канонику Дакуорту 4 июля 1862 близ Годстоу, в верховьях Темзы. Элис упросила Доджсона записать этот рассказ на бумаге, чем он и занимался на протяжении нескольких последующих месяцев. Затем, по совету Генри Кингзли и Дж.Макдоналда, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив еще несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла, и в июле 1865 выпустил в свет Приключения Алисы в Стране чудес (Alice's Adventures in Wonderland). Продолжение, также из ранних рассказов и более поздних историй, поведанных юным Лидделлам в Чарлтон-Кингзе, близ Челтнема, в апреле 1863, вышло на Рождество 1871 (указан 1872) под названием Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса (Through the Looking-Glass and What Alice Found There). Обе книги проиллюстрировал Д.Тенньел (1820-1914), следовавший точным указаниям Доджсона. И Страна Чудес, и Сквозь зеркало рассказывают о событиях, которые происходят как бы во сне. Дробление повествования на эпизоды позволяет писателю включить рассказы, в которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, вроде "улыбки Чеширского Кота" или "безумного шляпника", либо забавно разворачивались ситуации таких игр, как крокет или карты. Сквозь зеркало в сравнении со Страной Чудес отличается большим единством сюжета. Здесь Алиса попадает в зеркально отраженный мир и становится участницей шахматной партии, где пешка Белой Королевы (это Алиса) достигает восьмой клетки и сама превращается в королеву. В этой книге тоже есть популярные персонажи детских стишков, в частности Шалтай-Болтай (Humpty Dumpty), с комично-профессорским видом трактующий "придуманные" слова в "Бармаглоте" ("Jabberwocky"). У Доджсона хорошо получались юмористические стихи, а некоторые стихи из книг об Алисе он напечатал в "Комик-таймс" (приложении к газете "Таймс") в 1855 и в журнале "Трейн" в 1856. Он опубликовал еще много стихотворных подборок в этих и других периодических изданиях, таких, как "Колледж Раймз" и "Панч", анонимно либо под псевдонимом Льюис Кэрролл (сначала было латинизировано английское имя Чарлз Латвидж - получилось Каролус Людовикус, а затем оба имени поменялись местами и были вновь англизированы). Этим псевдонимом были подписаны обе книги об Алисе и сборники стихов Фантасмагория (Phantasmagoria, 1869), Стихи? Смысл? (Rhyme? And Reason?, 1883) и Три заката (Three Sunsets, 1898). Известность получил также стихотворный эпос в жанре нонсенса Охота на Снарка (The Hunting of the Snark, 1876). Роман Сильвия и Бруно (Sylvie and Bruno, 1889) и его второй том Заключение Сильвии и Бруно (Sylvie and Bruno Concluded, 1893) отличаются сложностью композиции и смешением элементов реалистического повествования и волшебной сказки. Умер Кэрролл в Гилфорде 14 января 1898.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: Очерк жизни и творчества. М., 1979 Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. М., 1982 Кэрролл Л. Аня в Стране чудес. Л., 1989 Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране чудес; Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье; Приложения. М., 1991 Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991 Кэрролл Л. Охота на Снарка. Б/м., 1991 Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. М., 1995

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Кэ́рролл Льюис

    (Carroll), настоящие имя и фамилия Чарлз Латуидж Доджсон (Dodgson) (1832—1898), английский писатель, математик и логик. В повестях-сказках, продолжающих традицию гротескной «поэзии бессмыслиц», — «Алиса в стране чудес» (1865) и «В Зазеркалье» (1871), иронизируя над шаблонами мышления, насмешливо изобразил нравы английского общества конца XIX в. Реальный мир в его интеллектуальных сказках уступил место стихии сна, видения, кошмара, которая, однако, лишена трагедийности, но наделена весельем и добродушием. Научные работы Кэрролла предвосхитили некоторые идеи математической логики. После посещения России в 1867 написал «Русский дневник».

    * * *

    КЭРРОЛЛ Льюис

    КЭ́РРОЛЛ (Carroll) Льюис [наст. имя Чарлз Лютвидж (Латуидж) Доджсон, Dodgson] (1832—98), английский писатель, математик и логик. Автор популярных повестей для детей «Алиса в стране чудес» (1865) и «В Зазеркалье» (1871). Научные работы Кэрролла предвосхитили некоторые идеи математической логики.

    * * *

    КЭ́РРОЛЛ Льюис (Carroll, Lewis), литературный псевдоним английского писателя, математика и логика Чарлза Лютвиджа Доджсона (Dodgson) (27 января 1832, Дарсбери, графство Чешир, Англия — 14 января 1898, Гилфорд, графство Суррей, Англия).

    Оксфордский «дон»

    Родился в многодетной семье англиканского священника. Окончив с отличием колледж Церкви Христовой (Christ Church College) Оксфордского университета по математике и классическим языкам и получив степень магистра (Master of House), Доджсон принял младший духовный сан диакона (в клерикальном Оксфорде принятие сана было непременным условием избрания в члены колледжа) и стал «доном» — членом колледжа Церкви Христовой, которым оставался до конца жизни. Обязанности члена колледжа не были особенно обременительными и оставляли много свободного времени, которое «дон» мог заполнять по собственному усмотрению. Доджсон предпочитал проводить долгие часы за конторкой, занимаясь литературным творчеством.

    Рождение псевдонима

    Издатель журналов и писатель Эдмунд Йетс посоветовал Доджсону придумать псевдоним, и в «Дневниках» Доджсона появляется запись от 11 февраля 1865: «Написал мистеру Йетсу, предложив ему на выбор псевдонимы: 1) Эдгар Катвеллис [имя Edgar Cuthwellis получается при перестановке букв из Charles Lutwidge]; 2) Эдгард У. Ч. Вестхилл [рецепт получения псевдонима тот же, что и в предыдущем случае]; 3) Луис Кэрролл [Луис от Лютвидж — Людвик — Луис, Кэрролл от Чарлза]; 4) Льюис Кэррол [по тому же принципу «перевода» имен Чарлз Лютвидж на латынь и обратного «перевода» с латыни на английский]». Выбор пал на Льюиса Кэрролла. С тех пор Чарлз Лютвидж Доджсон все свои «серьезные» математические и логические работы подписывал настоящим именем, а все литературные — псевдонимом, упорно отказываясь признавать тождество Доджсона и Кэрролла.

    В нерасторжимом союзе скромного и несколько чопорного Доджсона и яркого Кэрролла первый явно проигрывал второму: литератор Льюис Кэрролл был лучшим математиком и логиком, чем оксфордский «дон» Чарлз Лютвидж Доджсон

    Математик Доджсон

    Математические работы Доджсона не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории математики. Его математическое образование исчерпывалось знанием нескольких книг «Начал» Евклида, основ линейной алгебры, математического анализа и теории вероятности; этого было явно недостаточно для работы на «переднем крае» математической науки 19 в.,переживавшей период бурного развития (теория Галуа(см. ГАЛУА Эварист), неевклидова геометрия Н. И. Лобачевского(см. ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович)и Я. Бойяи(см. БОЙЯИ Янош), математическая физика, качественная теория дифференциальных уравнений и др.). Сказывалась и по существу полная изоляция Доджсона от научного мира: не считая непродолжительных визитов в Лондон, Бат и к сестрам, Доджсон все время проводил в Оксфорде, и только в 1867 привычный уклад его жизни был нарушен поездкой в далекую Россию (впечатления от этой поездки Доджсон изложил в знаменитом «Русском дневнике»). В последнее время математическое наследие Доджсона привлекает все большее внимание исследователей, обнаруживающих его неожиданные математические находки, так и оставшиеся невостребованными.

    Достижения Доджсона в области математической логики намного опередили свое время. Он разработал графическую технику решения логических задач, более удобную,чем диаграммы Эйлера(см. ЭЙЛЕР Леонард)или Венна(см. ВЕНН Джон). Особого искусства Доджсон достиг в решении так называемых «соритов». Сорит — это логическая задача, представляющая собой цепочку силлогизмов, у которых изъятое заключение одного силлогизма служит посылкой другого (к тому же оставшиеся посылки перемешаны; «сорит» по-гречески означает «куча»). Свои достижения в области математической логики Ч. Л. Доджсон изложил в двухтомной «Символической логике» (второй том был найден недавно в виде гранок в архиве научного оппонента Доджсона) и — в облегченном варианте для детей — в «Логической игре».

    Писатель Кэрролл

    Неповторимое своеобразие кэрролловского стиля обусловлено триединством его литературного дара мышления математика и изощренной логики. Вопреки распространенному мнению о том, будто Кэрролл наряду с Эдвардом Лиром может считаться основоположником «поэзии нелепостей» («nonsense poetry»), Кэрролл в действительности создал иной жанр «парадоксальной литературы»: его герои не нарушают логики, а наоборот, следуют ей, доводя логику до абсурда.

    Самыми значительными литературными произведениями Кэрролла по праву считаются две сказки об Алисе — «Алиса в Стране Чудес» (1865) и «Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса» (1871), обычно для краткости называемая «Алиса в Зазеркалье». Смелые эксперименты с языком, множество затрагиваемых в сказках об Алисе тонких логических и философских вопросов, многозначность («полисемантичность») высказываний действующих лиц и ситуаций делают «детские» произведения Кэррола излюбленным чтением «седовласых мудрецов».

    Черты уникального кэрролловского стиля отчетливо ощутимы и в других произведениях Кэрролла: «Сильви и Бруно», «Охоте на Снарка», «Полуночных задачах», «Истории с узелками», «Что черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр», «Евклиде и его современных соперниках», письмах к детям.

    Кэрролл был одним из первых английских фотохудожников. Его работы отличаются естественностью и поэтичностью, особенно снимки детей. На знаменитой международной выставке фотографии «Род человеческий» (1956) английские фотографы 19 века были представлены единственным снимком работы Льюиса Кэрролла.

    В России Кэрролл пользуется широкой известностью с конца прошлого века. Сказки об Алисе неоднократно (и с различным успехом) переводились и пересказывались на русский язык, в частности, В. Набоковым(см. НАБОКОВ Владимир Владимирович). Но один из лучших переводов осуществил Б. В. Заходер(см. ЗАХОДЕР Борис Владимирович). Истории, придуманные Кэрролом, любят не только дети, но и взрослые.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя и фам. Чарлз Лютвидж (Латуидж) Доджсон; 1832–1898) – англ. писатель, математик и логик. В повестях-сказках «Алиса в стране чудес» (1865) и «В Зазеркалье» (1871), иронизируя над шаблонами мышления, дал насмешливое изображение нравов англ. об-ва кон. ХIХ в. Научные работы К. предвосхитили некоторые идеи математич. логики.

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов