«Среднеазиатская железная дорога»

Среднеазиатская железная дорога в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Среднеазиатская железная дорога»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (казенная) — образовалась путем соединения Закаспийской военной железной дороги (см.) и Самарканд-Андижанской жел. дороги (с ветвями на Ташкент и Маргелан), открытой для движения с 1 мая 1899 г. С 1 марта 1901 г. открыта Мургабская ветвь (Мерв — Кушка). Общее протяжение С. железной дороги — 2382 вер., в том числе: главная линия Красноводск — Ташкент — 1749 вер., Черняево — Андижан — 306 вер., Мерв — Кушка — 295 вер., Каган — Бухара — 11 вер., Горчаково — Маргелан — 8 в., ветвей общего пользования — 12 вер. Строительная стоимость дороги (к 1 января 1905 г.) 153872 тыс. руб. или на версту 64598 руб. В 1904 г. перевезено пассажиров 1414 тыс., грузов 128,5 милл. пудов. Валовой доход 17716 тыс. руб., расход 13118 тыс. руб. См. "Статист. сборник мин-ва путей сообщения", вып. 85.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    объединяет сеть железных дорог Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, частично Киргизской ССР и Казахской ССР. Эксплуатационная длина 6199 км, или 4,4% протяжённости всей сети железных дорог СССР (1975). Управление в Ташкенте. Имеет 9 отделений: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское.

    С. ж. д. граничит с Казах, ж. д. по станциям Ченгельды и Бейнеу. Железнодорожно-морская паромная переправа Красноводск — Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азербайджанской ж. д.

    Строительство С. ж. д. было начато в 1880 от Узун-Ада (в Михайловском заливе Каспийского м.) в направлении на Кизил-Арват — Ашхабад — Мары — Чарджоу — Бухару — Самарканд и далее на Хаваст, Ташкент и в Ферганскую долину и продолжалось более трёх десятилетий (впоследствии начало дороги было перенесено из Узун-Ада в Красноводск).

    В 1905 после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. (ныне часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.) С. ж. д. соединилась со всей сетью железных дорог России. За годы Советской власти построено много новых ж.-д. линий, в частности: Амударьинская — Душанбе (441 км), Ташкент — Ангрен (118 км), Чарджоу — Кунград (627 км), Навои — Учкудук (290 км), Джизак — Мехнат (133 км), а также ряд ответвлений от основной магистрали. В 1972 завершено строительство новой линии Кунград — Бейнеу (408 км), открывшей второй выход в центральные районы страны. С 1970 эксплуатируется ж.-д. линия Самарканд — Карши (157 км), с 1974 — Термез — Курган-Тюбе (218 км), с 1975 — Тахиаташ — Нукус (12 км).

    В отправлении грузов преобладают минерально-строительные материалы, нефтегрузы, каменный уголь, удобрения, цемент, при этом больше 1/2 отправления приходится на местное сообщение. Значительное место в грузовых перевозках занимают также хлопок, овощи, фрукты и др. с.-х. продукты, цветные металлы, сера, сульфаты и др. В 1974 грузооборот дороги составил около 77 млрд. т(км (2,5% от сетевого), пассажирооборот — около 5 млрд. пасс.-км (менее 2%); грузонапряженность — около 13 млн. т км/км. В связи с наличием ряда крупных промышленных центров и ж.-д. узлов (Ташкент, Самарканд, Хаваст, Коканд, Андижан, Бухара, Душанбе, Чарджоу, Ашхабад, Красноводск и др.) развито пригородное движение, на долю которого приходится более 1/2 всего отправления и прибытия пассажиров. Пригородное движение в Ташкентском узле переводится на электрическую тягу (2,4% от всей эксплуатационной длины дороги). В дальнем сообщении наибольший пассажирообмен осуществляется с Казахской ж. д., а также с Московской, Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской. С. ж. д. взаимодействует со всеми видами транспорта. Наиболее крупные пристани и пункты перевалки грузов на Амударье — Термез, Чарджоу и Тахиаташ, на Каспийском море — Красноводский порт.

    За годы Советской власти С. ж. д. технически полностью перевооружена. На ней впервые в СССР (1931) на ряде участков, проходящих по пустынным районам, паровозная тяга была заменена тепловозной. Все грузовые перевозки выполняются тепловозами, пассажирские — тепловозами и электропоездами. Широко внедряется диспетчерская централизация. Усилено верхнее строение пути, технически оснащены многие станции, особенно сортировочные. Повышается удельный вес механизированных работ на грузовых станциях, в путевом хозяйстве, при ремонте подвижного состава и на др. предприятиях дороги. Используется современная электронная вычислительная техника и АСУ для повышения эффективности работы.

    Е. Д. Хануков.

    Среднеазиатская железная дорога.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.