Большая Советская энциклопедия

    (Rossellini)

    Роберто (р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр, совместно с Ф. Де Робертисом поставил милитаристские фильмы: «Белый корабль» (1941), «Пилот возвращается» и «Человек с крестом» (оба в 1942), однако в них он сосредоточивал внимание на страданиях, которые несёт людям война, старался придать фильмам жизненную достоверность. В 1945 поставил фильм «Рим — открытый город», посвященный борьбе римских участников Сопротивления и проникнутый духом антифашистского единства, героической патетикой. Этот фильм стал манифестом Неореализма. Значителен был и трагический по звучанию антифашистский фильм «Пайза» (1946). В конце 40-х — начале 50-х гг. Р. поставил несколько картин, развивавших тему нравственной деградации: «Германия, год нулевой» (1948), «Европа 51» (1951), «Где свобода?» (1952). Религиозно-мистические мотивы прозвучали в его фильмах «Франциск, менестрель бога» (1950), «Стромболи»(1950). Подъём демократического движения помог Р. преодолеть творческий кризис. Он ставит фильм «Индия 1958» (1958) и ряд картин, в которых возвращается к патриотической и антифашистской тематике: «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960) и «Да здравствует Италия!» (1960) — о походах Дж. Гарибальди.

    В середине 60-х гг. Р. работал на телевидении. Снял ряд общеобразовательных исторических телефильмов («Взятие власти Людовиком XIV», «Сократ», «Паскаль» и др.), оставаясь в стороне от передового итальянского киноискусства, в частности от возникшего на рубеже 60—70-х гг. направления «политическое кино». В 1975 поставил художественный фильм «Италия, год первый», искажённо рисующий политическую жизнь страны в послевоенный период.

    Лит.: Феррара Дж., Новое итальянское кино, пер. с итал., М., 1959.

    Г. Д. Богемский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (1906 - 77), итальянский кинорежиссер. Трагическая патетика в сочетании с документализмом характерны для неореалистических фильмов: "Рим - открытый город" (1945), "Пайза" (1946), "Германия, год нулевой" (1948). Нравственно-религиозные искания - в фильмах "Франциск, менестрель Божий" и "Стромболи, земля Божья" (оба 1950), "Европа, 51" (1952). Возвратился к неореалистическим традициям на новом этапе в фильмах "Генерал Делла Ровере" (1959) и "В Риме была ночь" (1960). В 60 - 70-х гг. обращался к истории, работая в основном на телевидении.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.