Словарь Брокгауза и Ефрона

    так назывались мореплаватели, отправившиеся на корабле Арго, по древним греческим сказаниям, в первое морское плавание в далекие чужие края. Первым воспел их поход Пиндар, затем Аполлоний Родосский; его эпос хорошо сохранился. В нем говорится, что сын Эзона Ясон по приказанию царствовавшего в Фессалии, в Иолко, дяди Пелея отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в роще Арея под стражею вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса Аргос по совету афинян выстроил судно — Арго, и все герои того времени приняли участие в походе. После нескольких приключений они наконец прибыли в Колхиду, лежащую у устья р. Фазиса. Царь Этес обещал Ясону возвратить руно с условием, что Ясон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем, и вырвет драконовы зубы, оставленные Кадмом в Фивах и полученные Этесом от Афины. Ясон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Этеса — Медеи. Она дала ему магическое средство от огня и железа и советовала ударом камня раздробить зубы. Ясон исполнил все в точности, но Этес отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Ясон и Медея отправились в рощу, и, овладевши руном после того, как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Аполлоний говорит, что в Адриатическом море они столкнулись с колхидцами, преследовавшими их с братом Медеи — Апсиртом. Медея предала брата, и аргонавты победили. По другим сказаниям, Этес не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая брата с собою, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их. Возвращение рассказывается различно. По более древними сказаниям, А. вернулись тою же дорогой, через Фазис в Океан, оттуда в Ливию, куда перенесли Арго на руках до Средиземного моря, по которому доехали до Иолко. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов со многими приключениями. Из сохранившихся произведений искусств замечательна так наз. Фикоронская Циста — гравированное изображение плена короля бебриков Амика, побежденного во время похода в Колхиду, в кулачном бою, Полидейком.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. Argonáutai, от Argo — название корабля и nautes — мореплаватель)

    в древнегреческой мифологии герои, отправившиеся на корабле «Арго» под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном (См. Золотое руно), которое охранялось драконом. С помощью волшебницы Медеи А. захватили золотое руно и привезли его в Грецию. Миф об А. отражает историю древнейших плаваний греков к берегам Чёрного моря.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    I

    мн.

    1.

    Герои, совершившие на корабле "Арго" далёкое плавание к берегам Колхиды за золотым руном (в древнегреческой мифологии).

    2.

    перен.

    Смелые мореплаватели, отважные путешественники.

    II

    мн.

    Семейство головоногих моллюсков отряда осьминогов, обитающих в тропических морях.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    АРГОНАВТЫ - в греческой мифологии герои, отправившиеся на корабле "Арго" под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном, которое охранялось драконом.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    АРГОНАВТЫ - род головоногих моллюсков отряда осьминогов. Самки аргонавтов живут в раковине (диаметр до 20 см); самцы мелкие, без раковины. Несколько видов, в тропических морях. Иногда аргонавтов называют корабликами.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн. миф.

    Argonautes m pl

  13. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. мн. миф., зоол.

    argonauti

  15. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  16. Литературная энциклопедия

    Аргонавты

    АРГОНАВТЫ (в переводе с греческого — «плаватели на Арго») — древние греческие мифологические путешественники, добывшие «золотое руно». Греческий герой Язон, по приказу своего дяди, фессалийского царя Пелия, должен был привезти от колхидского царя Ээта золотую шкуру барана — «золотое руно», приносящее счастье. Со своими товарищами (певцом Орфеем, Кастором, Поллуксом и др.) Язон на чудесном корабле Арго приплывает в Колхиду (Закавказье). Но царь Ээт соглашается выдать «золотое руно» лишь после исполнения Язоном трех задач: он должен запрячь огнедышащих медноногих быков, посеять зубы дракона и укротить дракона, сторожившего руно. Язон исполняет эти задачи с помощью дочери Ээта, волшебницы Медеи (см.), завладевает руном и вместе с Медеей и товарищами, после ряда приключений, возвращается в Грецию. Вполне возможно, что возникновение этого мифа объясняется попытками греческих колонистов проникнуть на Кавказ за добычей золота. В IV в. до христ. эры, с развитием капитализма, в кругах философствующей интеллигенции (особенно у стоиков), в связи с ее протестом против роскоши и корыстолюбия, толкавшего в опасные морские путешествия, стало общим местом признавать виновниками этих зол А.: они считались первыми, открывшими путь по грозной морской стихии. Начиная с Одиссеи, сказания об А. занимают многих античных поэтов. Софокл обработал этот миф в целую драму (до нас недошедшую). В александрийское время, в связи с возвращением к старинным героическим сюжетам, Аполлоний Родосский (III в. до христ. эры) написал сохранившуюся поэму «Аргонавтика»; в Риме ему подражал, в I в. до христ. эры, Валерий Флакк (сохранилась его поэма «Argonautica»). И новые поэты не забывали А., напр. Гёте («Фауст», «Вальпургиева ночь»); Байрон вспоминает «беды Арго» («Дон-Жуан»); Вал. Брюсов в 1905 сравнивал А. с революционными борцами, а себя с сопутствующим певцом Орфеем («Орфей и А.»).

  17. Источник: Литературная энциклопедия



  18. Биологический энциклопедический словарь

    АРГОНАВТЫ

    (Argonauta), род пелагич. осьминогов. Дл. туловища от 1,1 см (у самцов) до 10 см (у самок). А.— единств, двужаберные головоногие моллюски с наружной однокамерной раковиной (дл. до 25—30 см), имеющейся только у самок, к-рые формируют её особыми, лопастями на концах спинных рук. 4—7 видов, в тропич. и субтропич. морях. В отличие от др. головоногих, многократно размножаются в течение всей жизни. В период размножения наполненная сперматозоидами специально видоизменённая рука самца (гектокотиль) отрывается от тела и самостоятельно проникает в мантийную полость самки (ранее её принимали за червя-паразита). Мелкие и многочисленные (десятки тысяч) яйца развиваются в раковине, молодь выходит наружу и рассеивается в толще воды. Самки А. живут в верх, слоях воды, по ночам поднимаются к поверхности и пассивно дрейфуют, цепляясь за плавающие предметы и друг за друга и образуя цепочки. Питаются в осн. пелагическими моллюсками. (см. ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ) рис. 1 при ст., (см. 32_ТАБЛИЦА_32) рис. 38.

    .

  19. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  20. Энциклопедический словарь

    АРГОНА́ВТЫ -ов; мн. (ед. аргона́вт, -а; м.). [от греч. Argō - (название корабля) и nautai - мореплаватели]. Книжн. Об участниках научной экспедиции, путешественниках. От названия древнегреческих мифологических героев, совершивших на корабле "Арго" плавание к берегам Колхиды (Западная Грузия) за золотым руном.

    * * *

    аргонавты

    I

    в греческой мифологии герои, отправившиеся на корабле «Арго» под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном, которое охранялось драконом.

    II

    род головоногих моллюсков отряда осьминогов. Самки аргонавтов живут в раковине (диаметр до 20 см); самцы мелкие, без раковины. Несколько видов, в тропических морях. Иногда аргонавтов называют корабликами.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Реальный словарь классических древностей


    • Argonautae,

    Άργοναυ̃ται, герои, совершившие поход на корабле Арго. Фрикс (см. Athamas, Афамант), дружелюбно принятый в Айе царем-чародеем Айетом, сыном Гелия и Персеиды, супругом океаниды Идийи, братом волшебницы Цирцеи, принес в жертву златорунного барана, на котором сюда прилетел, а руно повесил в роще Арея; здесь оно было охраняемо неусыпным стражем, драконом. А. за поколение до Троянской войны отправились за этим руном под предводительством Ясона, на которого это поручение возложено было Пелием. Пелий, сын Кретея, отнял власть над Иол ком у своего сводного брата Айсона; тот, чтобы спасти от преследований Пелия сына своего Ясона, тайно отослал последнего на воспитание к Хирону, жившему на Пелионе. Когда Ясону пошел 20-й год, он прекрасным юношей вернулся в Иол к и явился перед Пелием в одной сандалии; другую он потерял, переправляясь вброд через реку Анавр. Пелий испугался, т. к. ранее ему было предсказано, что он должен опасаться человека, обутого в одну сандалию (μονοσάνδαλος). Поэтому, чтобы удалить Ясона, Пелий поручил ему отправиться за золотым руном. По Пиндару, Ясон, явившись к Пелию, требует, чтобы тот возвратил Айсону отнятое царство, и хитрый Пелий клянется, что исполнит требуемое, если только вместо него Ясон добудет золотое руно; оракул — уверяет царь — приказывает возвратить руно, чтобы таким образом умиротворить душу Фрикса и смягчить гнев подземных богов, но сам он, Пелий, для такого предприятия слишком стар. По Аполлодору, Ясон, живший за городом из любви к земледелию, является к Пелию в одной сандалии во время праздничного жертвоприношения и здесь получает от испуганного царя предложение отправиться в поход. Ясон соглашается и вызывает греческих героев принять участие в предприятии. По первоначальному сказанию, сложившемуся среди минийцев, живших в Фессалии и Беотии, участниками похода были герои минийского племени; поэтому А. и назывались минийцами (Μινύοα); к ним были присоединены потом герои и других фессалийских племен, как Актор, Пелей, а когда сказание стало общим достоянием всей Эллады, то участниками похода оказались все герои, которых народное верование относило к этим незапамятным временам, напр. Орфей, Амфиарай, Идас, Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, Кастор и Полидевк,* Мелеагр, Тесей, Тидей, Геракл. Всего насчитывали 50 героев, соответственно 50 веслам корабля; кормчим был Тифий или Эргин, а предводителем Ясон. Корабль «Арго» (ή Αργώ) получил свое название от αργός, быстрый, или, как говорится в мифе, от имени своего строителя — Арга, сына Фриксова (см. Argus, 3, Аргус). Гера, являющаяся в сказании особливой покровительницей Ясона (или Афина), помогла выстроить корабль из пелионских сосен, причем Афина вложила в переднюю часть судна кусок от говорящего додонского дуба. Из Иолка А. направились на северо-восток, в далекую землю Айю (=Γαι̃α); первоначально это обозначение не относилось к какой-нибудь определенной стране, но со времен Пиндара стали под этим названием разуметь Колхиду, лежащую на отдаленнейшем берегу Понта Эвксинского, а затем и вообще с большей точностью определять путь, пройденный А. Аполлоний Родосский (см. Apollonius, Аполлоний Rhod.) в своей поэме Άργοναυτικά описывает, как герои плывут из Иолка к Лемносу, где сочетались с лемниянками, ранее умертвившими своих неверных мужей, затем мимо Самофракии на Геллеспонте, отсюда к Кизику, где ласково принял из Кизик, царь долионов. Отправившись дальше, они ночью были отброшены бурей обратно к Кизику и, не зная, где они, завязали битву с долионами, причем царь Кизик был убит. Недавно вступившая с ним в брак Клейта налагает на себя руки, и нимфы соседних лесов оплакивают ее смерть: из их слез происходит источник Клейта. В Мисии Геракл остается отыскивать своего любимца, мальчика Гиласа (см. Hylas, Гилас), который, отправившись, по приказанию Геракла, за водой, был увлечен нимфами в поток. В Вифинии Полидевк убивает в кулачном бою Амика (Amycus), царя бебриков. Затем А. плывут к фракийскому Салмидессу, к прорицателю-слепцу Финею, которого крылатые сыновья Борея освобождают от Гарпий, а он за то дает путешественникам советы относительно дальнейшего плавания и особенно учит их, как надо править кораблем, чтобы счастливо пройти между симплегадскими (сталкивающимися) скалами. Подплыв к ним, А. пускают сперва голубя, тот пролетает между скалами, а затем и «Арго» минует страшное ущелье; это был первый корабль, которому удалось избегнуть здесь погибели; с тех пор те скалы стоят неподвижно. Затем плавание продолжается вдоль южного берега Понта; А. приплывают к стране амазонок и потом к острову Аретиад (остров Арея), где живут стимфальские птицы, прогнанные Гераклом из Аркадии (см. Hercules, 7, Геркулес). А. гонят их и отсюда, а затем вместе с сыновьями Фрикса, потерпевшими кораблекрушение у этого острова на пути из Колхиды в Грецию, достигают Колхиды. Ясон требует у Айета руно. Тот обещает отдать, если Ясон поймает двух огонь извергающих быков с медными копытами, запрягши их в плуг, вспашет участок земли и засеет борозды драконовыми зубами. Ясон выполнил заданную работу при помощи влюбившейся в него дочери Айета, волшебницы Медеи. Данное ею волшебное средство предохранило его от огненного дыхания быков и придало ему нечеловеческую силу, а когда из посеянных драконовых зубов выросли покрытые латами люди, Ясон, по совету Медеи, бросил в середину их камень, из-за этого камня они вступили между собой в битву и перебили друг друга. Но Айет не отдавал руна. Тогда Ясон и Медея, усыпив или умертвив дракона волшебным снадобьем, похитили ночью руно и уплыли с А. Айет посылает за ними погоню. Ясон нападает на начальника преследующих, Айетова сына Абсирта, и убивает его; по другому сказанию, Медея, взяв с собой еще малолетнего Абсирта, убивает его и, разрубив его тело, по кускам бросает в море, чтобы, пока Айет собирает и погребает останки сына, уйти от погони. Айет похоронил эти останки в Томах (τέμνειν) в Мёзии. Показания о направлении, которого А. держались при возвращении на родину, очень различны. Иногда рассказывается, что они возвратились тем же путем, каким плыли в Колхиду; иногда — что они по Фасису вошли в восточный океан и затем — по одним сказаниям — через Красное море приплыли в Ниль, по другим — перенеся «Арго» на своих плечах через ливийскую пустыню, снова сели на корабль в Тритонийском озере, а отсюда вышли в Средиземное море. Указывается и еще один путь из Понта по Танаису или по Истру на запад в океан, через Геркулесовы столбы в Средиземное море и наконец в Иолк. Прибыв сюда, Ясон узнает, что Пелий умертвил Айсона и малолетнего сына Айсонова Промаха, а мать Ясона покончила с собой самоубийством. Ясон мстит своему коварному дяде при помощи Медеи: она уверила дочерей Пелия, что если они разрежут тело отца на куски и сварят, то при помощи ее искусства Пелию возвращена будет молодость, а когда они исполнили ее совет, она отказалась сделать то, что обещала. Сын Пелия Акает изгоняет Медею и Ясона, которому был до тех пор другом. Изгнанники приходят в Коринф к царю Креонту; здесь Ясон захотел жениться на дочери Креонта Креусе (Главке). Медея, желая отомстить за это Ясону, умерщвляет посредством отравленного платья и диадемы невесту вместе с ее отцом и убивает детей, которых сама родила Ясону, Мермера и Ферета; они погребены были в Коринфе в храме Геры, и в честь их ежегодно совершались умилостивительные обряды. Совершив страшную месть, Медея улетает на запряженной крылатым драконом колеснице в Афины. О дальнейшей судьбе ее см. под словом Theseus, Тесей. Ясон был убит обломком корабля «Арго» на Истме, когда раз спал там, прислонясь к своему ветхому кораблю. Сказание об А. весьма древнего происхождения. О религиозной основе его см. под словом Athamas. Внешняя его сторона — все, что касается показаний о путях А., примыкает к некоторым историческим данным, а именно к преданиям о морских путешествиях и распространении колоний прежде всего древних минийцев, у которых возникло и самое сказание, а затем и других греков. Уже до Гомера поход А. был предметом песен. У Гомера «Арго» называется уже πα̃σι μέλουσα (Ноm. Od. 12, 70). Вероятно странствования А. отчасти послужили Гомеру образцом для изображения странствований Одиссея. Гесиод подобно Гомеру упоминает об истории Ясона только по отдельным поводам в общих чертах (Hesiod. theog. 992). Пиндар первый между поэтами, от которых дошли до нас цельные произведения, дает полное изложение сказания об A. (pyth. 4). Эпические обработки того же сказания оставили нам Аполлоний Родосский (см. Apollonius, Аполлоний) и псевдо-Орфей (в 4 в. от Р. X.); кроме того, мы имеем латинское подражание Аполлонию, принадлежащее Валерию Флакку (ок. 80 г. от Р. X.). Аполлодор передает сказание 1, 9, 16 слл.

  23. Источник: Реальный словарь классических древностей



  24. Естествознание. Энциклопедический словарь

    род головоногих моллюсков отр. осьминогов. Самки А. живут в раковине (диам. до 20 см); самцы мелкие, без раковины. Неск. видов, в тропич. морях. Иногда А. наз. корабликами.

  25. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник:



  28. Большой Энциклопедический словарь

  29. Источник: