Большая Советская энциклопедия

    (Nedoncelle)

    Морис Гюстав (р. 30.10.1905, Рубе), французский философ-идеалист, католический священник. Профессор (1945) и декан (1956—65) теологического факультета Страсбурского католического университета. Один из главных представителей Персонализма. В основе концепции Н. лежит понятие взаимности, обоюдности, т. е. необходимой связи между сознанием «Я» и сознанием «Другого». Персонализм, согласно Н., по своей внутренней сущности есть утверждение общности; диада, возникающая из взаимозависимости «Я» и «Ты», делает возможным, по Н., появление личности, подтверждает её реальность. Полное завершение личности происходит при обращении к богу, с которым она связана по своей природе, ибо бытие личности есть результат «человеческо-божественной обоюдности».

    Соч.: La Réciprocité des consciences, P., 1942; Introduction a l'esthétique, P., 1953; Vers line philosophic de l'amour et de la personne, P., 1957; Conscience et logos, P., [1961]; Personne humaine et la nature, P., 1963; Explorations personnalistes, P., 1970.

    Лит.: Современные религиозно-философские течения в капиталистических странах. Сб. ст., М., 1962, с. 131—36.

    Г. Л. Сахарова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    НЕДОНСЕЛЬ

    (Nedoncelle) Морис (1905-1976) — фр. философ-персоналист, католический священник; главные темы творчества — личность, общность человеческих сознаний, любовь, художественное творчество, Бог. Личность для Н. — это подлинное существование, которое никогда не достигает завершенного состояния, она сама себя создает, творит себя и в этом смысле свободна. Однако личность обретает собственное существование только в «другом» и благодаря «другому»; «ты» — это исток «я», а не его граница; каждый имеет цель в себе и в то же время во всех других. Взаимность сознаний и любовь как самое существенное в личности и личностях являются наиболее адекватными характеристиками человека, достигшего личностного существования. Вместе с тем личность по природе своей причастна Богу, при этом любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны между собой: человеческие отношения включают в себя любовь к Богу и отношение к Богу включает в себя отношение к человеку; Бог нуждается в человеке так же, как человек нуждается в Боге. Анализируя личность, Н. стремится учитывать роль науки, морали и искусства в ее становлении и существовании. В отличие от Э. Мунъе, придававшего большое значение социальным и политическим условиям человеческого существования, Н. строит свою концепцию вне политики и классовых антагонизмов. Особое место он отводит искусству, художественному творчеству, поскольку самовыражение человека в искусстве считает высшей формой человеческой активности: художник видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в мире; суть усилий художника состоит в том, чтобы дополнить жизнь человека тем, чего ему недостает — Абсолюта.

  3. Источник: Философская энциклопедия