Словарь Брокгауза и Ефрона

    IМихаил Михайлович ( род. 1867 г.) — писатель, преподаватель Рижской духовной семинарии; образование получил в Московской духовной академии. Главные труды Т.: "Искушения Богочеловека" (М., 1892), "Искушение Господа нашего Иисуса Христа" (новое изд., М., 1900), "Уничижение Господа нашего Иисуса Христа" (М., 1901), "Цель и смысл жизни" (М., 1901), "Вероучение св. Иустина Мученика в его отношении к языческой философии" ("Вера и разум", 1893), "О переписке апостола Павла с философом Сенекой" (ib., 1894).

    II (дополнение к статье)писатель, профессор нравственного богословия в Московской духовной академии. Его новейшие труды: "Уничижение Господа нашего Иисуса Христа" (М., 1901) и "Философия евангельской истории. Жизнь Иисуса Христа — слава Божия" (Сергиев Посад, 1903; диссертация на степень доктора); "Цель и смысл жизни" (М., 1903); "По вопросам гомилетики" (Сергиев Посад, 1903); "Истина и символы в области духа" (ib., 1905).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Евгений Михайлович [р. 13(25).5.1895, Псков], советский терапевт, академик АМН СССР (1948), заслуженный деятель науки РСФСР (1948), Герой Социалистического Труда (1965). В 1917 окончил медицинский факультет Московского университета. Ученик М. П. Кончаловского и В. Е. Предтеченского. С 1936 профессор, заведующий кафедрой факультетской терапии 3-го Московского медицинского института, с 1951 — кафедрой терапии и профессор болезней санитарно-гигиенического факультета 1-го Московского медицинского института. Одновременно (1929—51) руководил клиникой института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского. Основные труды посвящены проблемам патологии печени, почек, коллагеновым болезням (См. Коллагеновые болезни) и др. важнейшим разделам внутренней медицины, а также лабораторного дела, истории медицины и т. д. Т. принадлежит 1-е описание вспышки сывороточного гепатита (См. Сывороточный гепатит) с экспериментальным воспроизведением заражения (1940, совместно с П. Г. Сергиевым); им изучались вирусные циррозы печени. Предложил классификацию заболеваний почек, разрабатывал многие вопросы иммунонефрологии, организовал первый в СССР центр хронического Гемодиализа на базе терапевтической клиники. Под редакцией Т. вышло руководство в 2 томах «Основы нефрологии» (1972). Впервые в СССР Т. описал прижизненную диагностику узелкового периартериита (См. Узелковый периартериит); он возглавил изучение ревматоидного артрита, красной волчанки, склеродермии и др. системных поражений соединительной ткани, а также лекарственной болезни (См. Лекарственная болезнь).Описал варианты злокачественного течения гипертонической болезни. Разрабатывал проблемы профессиональной патологии. За монографию «Клиника малярии» — Государственная премия СССР (1946), за монографию «Нефриты» — премия им. С. П. Боткина АМН СССР (1962), за труды по ревматологии — Ленинская премия (1974). Создал школу терапевтов (В. А. Насонова, А. А. Демин, А. В. Сумароков и др.). Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Председатель Всесоюзного общества нефрологов (с 1969) и Всероссийского общества терапевтов (с 1966). Почётный доктор Карпова университета в Праге, почётный член обществ интернистов и нефрологов ГДР и гастроэнтерологов НРБ.

    Соч.: Анемия брайтиков, М., 1929; Болезни почек, М.—Л., 1936; Гипертоническая болезнь. М., 1948; Внутренние болезни, 3 изд., М., 1957; Коллагенозы, М., 1965 (соавтор); Эпидемический гепатит, М., 1970 (соавтор),

    Лит.: Е. М. Тареев. (К 80-летию со дня рождения), «Терапевтический архив», 1975, №4.

    О. М. Виноградова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ТАРЕ́ЕВ

    Максим Матвеевич (7 ноября 1866 – июнь 1934) – рус. религ. философ и богослов. Проф. Моск. духовной академии (1902–18); в 1918–27 преподавал философию и политич. экономию в Ярослав, юридич. ин-те (б. Демидовский лицей), Загорской военно- электротехнич. Академии и др. Религ. философия Т. по своему характеру соотносима с теологией раннего протестантизма, со стилем мысли инициаторов Реформации. Как и последние, Т. резко критически относится к тому синтезу христианства с мирскими элементами жизни и идеалистич. филос. спекуляцией, к-рый был впервые выработан в ср. века и затем удержан в универсализме католич. типа. С т. зр. Т., "христ. гос-во", "христ. семья", "христ. культура" суть в корне ложные идеи, попытка реализовать к-рые приводит к извращению религ. принципов их недолжной материализацией: взаимное приспособление "естественного" к "духовному" рисуется Т. как картина насилия и лжи на практике, абстрактного примиренчества в теории.

    Это делает Т. противником универсалистских утопий теократии в духе Вл. Соловьева. Идеал Т. – "христ. свобода", в рамках к-рой мирское и религиозное взаимно отделены друг от друга, соприкасаясь лишь в "глубине человеческой души" (см. "Основы христианства", т. 4, Сергиев Посад, 1908, с. 406–07). Развивая эту мысль, Т. подчас приходит к утверждениям, парадоксальным для конфессион. мыслителя ("Если бы удалось внушить евангелие кому-нибудь с детства, с первых дней сознания воспитать его в истинном христианстве, то ведь это вырос бы жалкий уродец, никому и ни на что не годный...", – там же, с. 128). В своей защите прав естеств. жизни перед лицом религии Т. иногда приближается к Розанову, однако решительно отвергает его требование религ. освящения семьи; по мнению Т., стихию семьи и пола (как и стихию государственности) необходимо всецело освободить от "культа" и предоставить "культуре". Восставая против традиц. "аскетико-символического" примирения религии и жизни, Т. не снимает проблему высшего единства, но предоставляет ее чисто жизненному решению, для к-рого не может быть к.-л. априорного теоретич. рецепта. Трагизм и достоинство положения христианина в совр. мире состоит, по Т., в том, что он принимает на себя полную ответственность за обе исторически разошедшиеся в своих путях традиции – церк.-религиозную и секулярно-культурную – и, не утешая себя их фальшивым примирением, стремится на свой страх и риск соединить оба начала в личностном действии. При этом в обоих случаях – как естеств., так и духовной жизни – дело идет о "жизни", т.е. не о теории, а о практике, не об истине, а о действительности, не о разуме, а о страсти. Мышление, к-рое отваживается соединить оба начала через возможно более четкое их противопоставление, должно смотреть на жизнь не извне, а изнутри. Т. подчеркнуто избегает традиц. форм рационалистич. идеалистич. спекуляции и с холодной лояльностью относится к ортодоксальному догматич. богословию. "Между евангельским образом Христа и нашими понятиями стоит апостольско-патристическое догматическое учение, которое заслоняет от нас простоту евангельской истины..." (там же, т. 1, Сергиев Посад, 1908, с. 7). Т. стремится подойти к содержанию христианства не через платонич. спекуляцию (как Соловьев и особенно Флоренский), но через "человечески-историческую" реальность, понимая "историю" как единократное "свершение" – в смысле, близком к выработанной впоследствии теологией диалектической категории "Geschichte". В целом самобытная и чуждая филос. притязаний мысль Т. предвосхитила целый ряд тенденций философии жизни, религ. экзистенциализма и диалектической теологии.

    Соч.: Философия жизни. 1S91–1916, Сергиев Посад, 1916; Христианская философия, М., 1917.

    С. Aверинцев. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия