Большая Советская энциклопедия

    I

    Папазя́н

    Ваграм Камерович [6(18). 1. 1888, Стамбул,— 5.6.1968, Ленинград], армянский советский актёр, народный артист СССР (1956). Сценическое образование получил в Италии (Венеция и Милан), где выступал в труппах Э. Дузе, Э. Новелли, Э. Цаккони, Дж. Грассо и др. В 1907—22 (с перерывами) работал в армянских театрах Стамбула. С конца 1922 жил в Советском Союзе. В 1922—53 играл в армянских и русских труппах Еревана, Тбилиси, Баку, Ленинграда, гастролировал во многих городах СССР, а также во Франции, Иране, Болгарии, Ливане. С 1954 актёр Армянского театра им. Г. Сундукяна (Ереван). В творчестве П., обладавшего отточенной исполнительной техникой, блестящим артистизмом, опыт западноевропейской актёрской школы органично сочетался с демократическими традициями армянского сценического искусства. Лучшие роли: Отелло, Гамлет, Ромео, Макбет («Отелло», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет» Шекспира), Арбенин («Маскарад» Лермонтова), Протасов («Живой труп» Л. Толстого), Мек-Грегор («Моё сердце в горах» Сарояна). Награжден орденом Ленина и медалями.

    По театрам мира, Л.— М., 1937; Жизнь артиста, пер. с арм., М.—Л., 1965.

    Б. Б. Арутюнян.

    В. К. Папазян.

    II

    Папазя́н

    Вартанес Месропович [13(25).4.1866, Ван, Турция,— 26.4.1920, Ереван], армянский писатель. Окончил Эчмиадзинское духовное училище, в 1894 - Женевский университет. Печатался с 1883. Реалистические описания содержатся в многочисленных рассказах и новеллах П. из жизни западных армян в султанской Турции, повестях и романах «Хат-Саба» (1890),«Анна» (1894), «Восставший» (1897), «Эмма» (1897), «Властитель мира» (1904), «Носитель огня» (1904). Автор публицистических и критических статей, «Истории армянской литературы» (1916), в которой защищал реалистично демократические традиции армянской литературы.

    Соч.: В рус. пер.— Пятна крови и др. рассказы, М., 1911; Очерки из истории армянской литературы, «Армянский вестник», 1916, № 31 ii 34.

    Лит.: Шаумян С., Литературно-критические статьи, М., 1955;

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ПАПАЗЯН Ваграм Камерович (1888 - 1968), армянский актер. На сцене с 1907 (Стамбул). В 1922 - 53 гастролировал с армянскими и русскими труппами в СССР и за рубежом. С 1954 в армянском театре имени Г.М. Сундукяна (Ереван). Выступал главным образом в пьесах У. Шекспира (Ромео - "Ромео и Джульетта", 1908; Гамлет - "Гамлет", 1912; Лир - "Король Лир", 1914; прославился исполнением роли Отелло - "Отелло", 1932). Унаследовал традиции европейского актерского искусства 19 в. и развивал традиционный армянский трагедийный театр.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Папазян

    ПАПАЗЯН Вртанес (1866—1920) — армянский беллетрист и драматург. Сын священника. Р. в г. Ване (Турция). Начал писать в 1883, сотрудничал в журнале «Ардзаканк», газ. «Мшак», «Мурч» и других периодических изданиях.

    П. в свое время был активным участником так наз. «национального освободительного движения» армян Турции.

    Двухтомные «Очерки из жизни турецких армян» и «Письма из турецкой Армении» отображают произвол султанизма, тяготы и нужду бесправного армянского населения. Папазяна не занимает проблема борьбы армянских, турецких и курдских трудящихся против господствующих классов в Турции; он противопоставляет армянина турку и курду вообще.

    В дальнейшем П. написал ряд рассказов из персидской («Голый дервиш», «Алемгир», 1904, «Аси» и «Азерфеза», 1905) и курдской жизни (поэма «Лур-да лур»), а также произведения в символическом плане — «Драковн» (1903), «Потерянная справедливость» (1902), «Умные петухи» (1904). В этих произведениях фигурируют богачи и бедняки, слышатся нотки протеста против социальной несправедливости. Автор однако не указывает выхода из положения. Не случайно, что героиня рассказа «На берегу моря» (1910), курсистка Адда, участница революционного движения 1905, разочаровавшись в революции, кончает жизнь самоубийством. Такая же участь постигает и героя рассказа «Лебединое озеро» (1911).

    Творчество П. последнего периода (1905—1914) отражает упадочнические настроения мелкобуржуазных слоев в эпоху реакции после поражения революции 1905.

    П. также автор «Истории армянской литературы» (с древнейших времен до 1900). Этот труд написан в плане культурно-исторического и биографического методов.

    П. перевел на армянский яз. «Так говорил Заратустра» Ницше.Библиография:

    На русск. яз.: «Пятна крови», Сб. рассказов со вступ. статьей Ю. Веселовского, М. (без года); «Современная армянская литература», Сборник, М., 1906.

  5. Источник: Литературная энциклопедия