Большая Советская энциклопедия

    Дикс (Dix) Отто (2.12.1891, Унтермхауз, близ Геры, Тюрингия, ‒ 25.7.1969, Зинген, Баден, ФРГ), немецкий живописец и график. Сын рабочего. Учился в дрезденской (1919‒22) и дюссельдорфской (1922‒25) AX, был членом ряда прогрессивных объединений, профессор дрезденской АХ (1927‒33). В 1920-х гг. Д. был связан с дадаизмом, экспрессионизмом и «новой вещественностью», отдал дань и анархистским нигилистическим настроениям. Преодолевая их, создал ряд остро правдивых социально-критических произведений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Д. чувства неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В произведениях Д. 1920-х гг. жестокая точность деталей и беспощадность граничащих с карикатурой характеристик соединяются с гротескной, страшной фантастикой и трагической изломанностью форм и образов, зачастую патологически уродливых. При фашизме Д. было запрещено преподавать и выставлять свои произведения; многие его работы были изъяты из музеев и частично уничтожены. В 1930-х гг. Д. широко использовал символику, сюжеты и приёмы немецкой и нидерландской живописи 15‒16 вв., а во 2-й половине 1940-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работая в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антимилитаристские произведения Д., впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был («Окоп», 1920‒23; цикл офортов «Война», 1924; триптих «Война», 1929‒32, Картинная галерея, Дрезден; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Так же страстно Д. выразил свою ненависть к буржуазии, к фашизму, к уродствам капиталистического города, своё сострадание к обездоленным, солидарность с рабочим классом («Мать с ребёнком», 1921, Картинная галерея, Дрезден; триптих «Большой город», 1927‒28, Государственная галерея, Штутгарт; антифашистские аллегории ‒ «Семь смертных грехов», 1933, «Триумф смерти», 1934, «Се человек», 1949, и др.). Д. был мастером портрета, обострённо выразительного, подчас резкого по характеристике (портрет Марианны Фогельзанг, 1931, Национальная галерея, Берлин). В ГДР Д. был избран член-корреспондентом Германской академии искусств (1956) и почётным членом Союза художников Германии (1966).

    Лит.: Турчин В., Отто Дикс, «Иностранная литература», 1971, №6; Löffler F., Otto Dix. Leben und Werk, Dresden, [I960].

    З. С. Пышновская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Dix, Otto)

    (1891-1969), немецкий художник и график. Родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близ города Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем в действующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияние Георга Гроса. Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисунками последнего. Примером работы Дикса в стиле релизма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы с гротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение и попал в плен к французам, откуда вернулся в 1946. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Дикс Отто

    (Dix) (1891—1969), немецкий живописец и график. Идущие от экспрессионизма гротескная фантастика, трагическая изломанность форм и образов придают его картинам острый социально-критический и антимилитаристский пафос («Окоп», 1920—23; триптих «Война», 1929—32). Мастер обострённо-выразительного портрета.

    * * *

    ДИКС Отто

    ДИКС (Dix) Отто (1891—1969), немецкий живописец и график. Влияние экспрессионизма(см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) и «новой вещественности»(см. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ) отразилось в полных негодования и ужаса социально-критических и антимилитаристских произведениях («Окоп», 1920—1923; триптих «Война», 1929—1932). Мастер обостренно-выразительного портрета.

  5. Источник: Энциклопедический словарь