Словарь Брокгауза и Ефрона

    — комик; родился в 1851 г., сын известного композитора Александра Егоровича В. (см.). Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, в труппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Со смертью Виноградова (умер в 1877 г.) роли покойного перешли к В. и выдвинули его на первый план. Сначала впадая в шарж, В. постоянным трудом избавился от этого недостатка, и ныне это один из любимейших артистов Александринской сцены. Число сыгранных им ролей превышает 200. Не только в жанровом, но и в классическом репертуаре у В. есть превосходные роли, каковы: Клюков ("Много шума из пустяков"), Скалозуб и Горичев ("Горе от ума"), Земляника и Осип ("Ревизор"), Сганарель ("Дон-Жуан"), Большинцов ("Месяц в деревне") и др.

    А. Ум.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Варламов Константин Александрович [11(23).5.1849, Петербург, ‒ 2(15).8.1915, там же], русский актёр. Сын композитора А. Е. Варламова. В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1867 поступил в театр А. М. Читау-Огарёвой в Кронштадте. Большое влияние на творческое формирование молодого актёра оказали Читау-Огарёва и актриса А. И. Шуберт, ученица М. С. Щепкина. В течение 8 лет работал в провинции, выступал в драмах, комедиях, водевилях, опереттах. С 1875 актёр Александрийского театра. Всеобщее признание получил как актёр водевиля. Его игра была проникнута неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью. Развивая в своём искусстве традиции Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина, В. И. Живокини и др., В. прибегал к импровизации, злободневным шуткам. В его игре смелая буффонада сочеталась с психологически глубокой разработкой характеров, мастерством речевой характеристики образа, тонким лиризмом. Большим успехом пользовался В. также в русской сатирической комедии. В числе лучших ролей В.: Варравин («Дело» Сухово-Кобылина), Яичница («Женитьба» Гоголя), Большов («Свои люди ‒ сочтёмся» Островского), Юсов («Доходное место» Островского) и др. В 80-е гг. В. тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея возможности свободно передвигаться по сцене, играл преимущественно сидя. До конца жизни оставался любимцем публики.

    Лит.: Старк Э., Царь русского смеха, П., 1910; Крыжицкий Г., Константин Александрович Варламов, М. ‒ Л., 1946; Кара С., Варламов, Л., 1969.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВАРЛАМОВ Константин Александрович (1848-1915) - российский актер. Сын А. Е. Варламова. На сцене с 1867, с 1875 в Александринском театре. Популярный комик-буфф ("дядя Костя"), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие, Варламов был наделен и самобытным драматическим дарованием. В числе лучших ролей: Варравин ("Дело" А. В. Сухово-Кобылина), Юсов ("Доходное место" А. Н. Островского), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера, постановка В. Э. Мейерхольда).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Варла́мов Константин Александрович

    (1848—1915), актёр. Сын А. Е. Варламова. На сцене с 1867, с 1875 в Александринском театре. Популярный комик-буфф («дядя Костя»), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие, Варламов был наделён и самобытным драматическим дарованием. В числе лучших ролей: Варравин («Дело» А. В. Сухово-Кобылина), Юсов («Доходное место» А. Н. Островского), Сганарель («Дон Жуан» Мольера, постановка В. Э. Мейерхольда).

    * * *

    ВАРЛАМОВ Константин Александрович

    ВАРЛА́МОВ Константин Александрович [11 (23) мая 1849, Санкт-Петербург — 2 (15) августа 1915, там же], русский актер, один из «великих стариков» Александринского театра(см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР) в Петербурге.

    Сын композитора А. Е. Варламова(см. ВАРЛАМОВ Александр Егорович). Серьезного образования не получил. В юности принимал участие в любительских спектаклях. С 1867 — на сцене, до 1875 играл в провинции, с 1875 и до конца жизни в Александринском театре. Талант Варламова отличали стихийность и самобытность: серьезной предварительной работы над ролью он не знал. Высокая дородная фигура, сочный полнозвучный голос широкого диапазона, естественность и легкость пластики делали его узнаваемым в любой роли.

    Способности Варламова-комика проявились в полной мере в водевиле. Он вызывал неудержимый смех, сохраняя наивную серьезность игры и человеческую достоверность характеров в самых нелепых положениях. Комическое и драматическое в его игре были неразрывно связаны. Лучшая роль Варламова этого репертуара — Лев Гурыч Синичкин (1879) в одноименном водевиле. Удачами стали также его роли в комедиях Шекспира и Мольера. Но в истории театра Варламов остался актером русского классического репертуара: Осип (1875), Земляника (1881), Городничий (1887) в «Ревизоре», Чичиков (1877), Собакевич (1889), генерал Бетрищев (1892) в «Мертвых душах», Кочкарев (1884), Яичница (1886) в «Женитьбе» — все Н. В. Гоголя; Большинцов в «Месяце в деревне» И. С. Тургенева (1879); Варравин в «Деле» (1882), Муромский в «Свадьбе Кречинского» (1893) А. В. Сухово-Кобылина. Особенно близок был ему А. Н. Островский: Чугунов («Волки и овцы», 1875), Юсов («Доходное место», 1884), Большов («Свои люди — сочтемся», 1896), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты», 1901), Ахов («Не все коту масленица», 1904) и др. Уклад жизни героев русской классики был близок актеру. Он играл их изнутри, творчеству его была чужда заостренная сатирическая направленность. Купцы и чиновники, самодуры и взяточники в исполнении Варламова не утрачивали человеческого облика, никогда не превращались в маску.

    Варламов был «любимцем публики», между ним и залом существовала родственная, почти фамильярная близость. Он вставлял целые монологи в текст, вступал в диалог с залом, который с восторгом принимал его «отсебятины». Актер был своеобразной достопримечательностью, персонажем, популярной личностью, чьи портреты использовались в рекламных целях и о котором существовало столько же анекдотов, сколько и рецензий.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: