Большая Советская энциклопедия

    Люлли (Lully) Жан Батист (итал. ‒ Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (28.11.1632, Флоренция, ‒ 22.3.1687, Париж), французский композитор, основоположник национальной оперной школы. Родился в семье итальянского мельника. С 14 лет жил в Париже, занимался музыкой под руководством французских органистов, играл на скрипке в придворном оркестре, сочинял арии. С 1653 придворный композитор. Автор многочисленных балетов, сотрудничал с Ж. Б. Мольером (музыка к комедиям-балетам «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и другим). В 1672 возглавил оперный театр в Париже («Королевская академия музыки»), получил монопольное право оперных постановок во Фракции. Создал тип «лирической трагедии» (связана с классицизмом в искусстве) ‒ монументального музыкального спектакля на античные мифологические сюжеты: «Альцеста, или Торжество Алкида» (1674), «Тесей» (1675), «Атис» (1676), «Армида» (1686) и другие. В творчестве Л. сложилась форма классической французской увертюры.

    В 1930 в Париже было начато издание Полного собрания сочинений Л. под редакцией А. Прюньера (до 1939 вышло 10 томов).

    Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сборнике: «De Musica», в. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, Собрание сочинений, т. 16, Л., 1935; Borrel Е., J.-B. Lully..., Р., 1949.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Lully, Jean Baptiste)

    ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ.

    ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ.

    (1632-1687), основоположник французской оперы. Родился 28 ноября 1632 во Флоренции (Италия). В возрасте 12 лет был вывезен во Францию, где поступил на службу к двоюродному брату французского короля герцогу Гизу. Люлли с детства владел игрой на гитаре и скрипке и начал играть в герцогском оркестре, а в 1652 вошел в знаменитый придворный оркестр "Двадцать четыре скрипки короля". Вскоре он приобрел известность как солист-скрипач, танцовщик и автор музыки к балетам для придворных празднеств. Быстро завоевав расположение короля, Люлли получил должность "придворного композитора танцевальной музыки" и возглавил оркестр "Шестнадцать скрипок короля" (Petits Violons); в 1662 получил титул королевского капельмейстера (matre de la musique). В 1661 он стал французским подданным, и через 11 лет ему была отдана монополия на постановку опер в парижской Королевской академии музыки (основана в 1668, позднее - парижская "Опера"). К тому времени Люлли был автором примерно двух десятков балетов и музыки к десятку комедий с танцами (comdie-ballets), созданных в содружестве с Мольером. Для творчества Люлли характерны доступность и ясность в сочетании с мастерским использованием законов сцены. Его оркестр славился изяществом игры: Люлли избегал модной в то время преувеличенной орнаментики и предпочитал простоту выражения и техническое совершенство. По королевской привилегии он получил исключительные художественные и материальные права в оперном жанре и создал 14 больших трагических опер, все - на либретто неизменного сотрудника Люлли, поэта Ф. Кино. Начиная с первой своей лирической трагедии, Кадм и Гермиона (Cadmus et Hermione, 1673), и вплоть до последнего сочинения этого жанра, Армиды и Рено (Armide et Renaud, 1686), Люлли демонстрировал умение ярко выражать чувства своих героев, выявлять в музыке сюжетный смысл их слов и действий и добиваться художественной целостности произведений. Композитор создал жанр т.н. французской увертюры (возможно, ведущей происхождение от венецианской оперы): медленное вступление, имитационно-полифоническая быстрая часть и медленное заключение. Кроме сценических произведений, Люлли сочинял церковную и инструментальную музыку.

    Умер Люлли в Париже 22 марта 1687.

    ЛИТЕРАТУРА

    Конен В. Дж., Театр и симфония. М., 1975

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Люлли́ Жан Батист

    (Lully) (1632—1687), композитор. По происхождению итальянец. Основоположник французской оперной школы. Создал классические типы так называемой лирической (музыкальные) трагедии («Альцеста», 1674; «Тезей», 1675) и французской оперной увертюры. Музыка к комедиям Мольера.

    * * *

    ЛЮЛЛИ Жан Батист

    ЛЮЛЛИ́ (Lully) Жан Батист (1632—1687), французский композитор. По происхождению итальянец. Основоположник французской оперной школы. Создал классические типы лирической трагедии («Альцеста», 1674; «Тезей», 1675) и французской оперной увертюры. Музыка к комедиям Мольера.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 28 XI 1632, Флоренция - 22 III 1687, Париж)

    Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия.

    Р. Роллан

    Ж. Б. Люлли - один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра. В историю национальной оперы Люлли вошел и как создатель нового жанра - лирической трагедии (так называлась во Франции большая мифологическая опера), и как выдающийся театральный деятель - именно под его началом Королевская академия музыки стала первым и главным оперным театром Франции, который позднее обрел всемирную известность под названием Grand Opera.

    Люлли родился в семье мельника. Музыкальные способности и актерский темперамент подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который ок. 1646 г. увез Люлли в Париж, определив на службу к принцессе Монпансье (сестре ко- роля Людовика XIV). Не получивший музыкального образования на родине, умевший к 14 годам лишь петь и играть на гитаре, Люлли занимался в Париже композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и особенно любимой им скрипке. Молодой итальянец, добившийся благоволения Людовика XIV, сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили - "играть на скрипке как Батист", он скоро вошел в знаменитый оркестр "24 скрипки короля", ок. 1656 г. организовал и возглавил свой малый оркестр "16 скрипок короля". В 1653 г. Люлли получил место "придворного композитора инструментальной музыки", с 1662 г. он уже суперинтендант придворной музыки, а еще через 10 лет - владелец патента на право основания в Париже Королевской академии музыки "с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству тому из сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля". В 1681 г. Людовик XIV удостоил своего любимца дворянскими грамотами и званием королевского советника-секретаря. Скончавшийся в Париже, Люлли до конца дней сохранил положение абсолютного властителя музыкальной жизни французской столицы.

    Творчество Люлли развивалось преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировались при дворе "Короля-солнце". Прежде чем обратиться к опере, Люлли в первые десятилетия своей службы (1650-60 гг.) сочинял инструментальную музыку (сюиты и дивертисменты для струнных инструментов, отдельные пьесы и марши для духовых и т. п.), духовные сочинения, музыку к балетным спектаклям ("Больной Амур, Альсидиана, Балет Насмешки" и др.). Постоянно участвуя в придворных балетах в качестве автора музыки, постановщика, актера и танцора, Люлли освоил традиции французского танца, его ритмоинтонационные и сценические особенности. Сотрудничество с Ж. Б. Мольером помогло композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры, режиссуры и т. п. Люлли пишет музыку к пьесам Мольера ("Брак поневоле, Принцесса Элиды, Сицилиец, Любовь-целительница" и др.), исполняет роли Пурсоньяка в комедии "Господин де Пурсоньяк" и Муфти в "Мещанине во дворянстве". Долгое время остававшийся противником оперы, считавший, что французский язык непригоден для этого жанра, Люлли в начале 1670-х гг. круто изменил свои взгляды. В период 1672-86 гг. он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых "Кадм и Гермиона, Альцеста, Тезей, Атис, Армида, Ацис и Галатея"). Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тот тип национальной оперы, который на протяжении нескольких десятилетии господствовал во Франции. "Люлли создал национальную французскую оперу, в которой как текст, так и музыка сочетаются с национальными средствами выражения и вкусами и которая отражает как недостатки, так и достоинства французского искусства", - пишет немецкий исследователь Г. Кречмер.

    Стиль лирической трагедии Люлли формировался в теснейшей связи с традициями французского театра эпохи классицизма. Тип большой пятиактной композиции с прологом, манера декламации и сценической игры, сюжетные источники (древнегреческая мифология, история Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт чувства и разума, страсти и долга) сближают оперы Люлли с трагедиями П. Корнеля и Ж. Расина. Не менее важна связь лирической трагедии с традициями национального балета - большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии, празднества, волшебные картины, пасторальные сцены усиливали декоративно-зрелищные качества оперного спектакля. Возникшая во времена Люлли традиция введения балета оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во французской опере на протяжении нескольких столетий. Влияние Люлли сказалось в оркестровых сюитах конца XVII- начала XVIII в. (Г. Муффат, И. Фукс, Г. Телеман и др.). Сочинявшиеся в духе балетных дивертисментов Люлли, они включали французские танцы и характеристические пьесы. Большое распространение в оперной и инструментальной музыке XVIII в. получил особый тип увертюры, сложившийся в лирической трагедии Люлли (т. н. "французская" увертюра, состоящая из медленного, торжественного вступления и энергичного, подвижного основного раздела).

    Во второй половине XVIII в. лирическая трагедия Люлли и его последователей (М. Шарпантье, А. Кампра, А. Детуш), а вместе с ней и весь стиль придворной оперы становится объектом острейших дискуссий, пародий, осмеяния ("война буффонов, война глюкистов и пиччиннистов"). Искусство, возникшее в эпоху расцвета абсолютизма, воспринималось современниками Дидро и Руссо как обветшавшее, безжизненное, напыщенно-помпезное. Вместе с тем творчество Люлли, сыгравшее определенную роль в формировании большого героического стиля в опере, привлекало внимание оперных композиторов (Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк), тяготевших к монументальности, патетике, строго рациональной, упорядоченной организации целого.

  7. Источник: Музыкальный словарь