Словарь Брокгауза и Ефрона

    слово арабское, значит упорядочение, уложение. Так называются основные законы Турции, обнародованные султаном Абдул-Меджидом при вступлении на престол, 3 ноября 1839 г.; это — известный Гюльханейский манифест, имевший в виду дать реформы Турции. Реформы были начаты еще предшественником Абдул-Меджида, султаном Махмудом, истребителем янычар. Т. должен был дать новую политическую и административную организацию стране. Главным поборником Т. был Решид-паша. Последствия не оправдали надежд, возлагавшихся на Т. в Западн. Европе; возродить Турцию он не мог.

    Н. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (тур. tanzimat, множественное число от арабского танзим — приведение в порядок, упорядочение)

    название реформ в Османской империи с 1839 до начала 70-х гг. 19 в. и самого периода их проведения. Т. был вызван кризисом османского феодального общества, социально-экономическими сдвигами в 1-й трети 19 в., усилением национально-освободительной борьбы угнетённых народов Ю.-В. Европы и обострением соперничества европейских держав на Балканах и Ближнем Востоке, угрозой дальнейшего распада Османской империи, 1-й этап Т. начался с обнародования (3 ноября 1839) в дворцовом парке Гюльхане султанского рескрипта (хатт-и шерифа), содержавшего программу реформ, которая была подготовлена министром иностранных дел Решид-пашой (См. Решид-паша). Во исполнение Гюльханейского хатт-и шерифа были приняты законы об отмене откупной системы взимания ашара (Ушра), уголовный, коммерческий кодексы, закон о создании светских школ и др. Эти меры способствовали некоторому упорядочению административного и государственного управления, судебного дела, развитию светского образования. Однако сопротивление феодальной реакции помешало последовательному и повсеместному осуществлению самого существенного обещания — гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества всех подданных султана и проведению в жизнь некоторых др. реформ. Во время Парижского конгресса 1856 под давлением западных держав был принят (18 февраля 1856) новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн), которым начался 2-й этап Т. Реформы, проводившиеся с 1856, явились продолжением «гюльханейских» реформ. Они в то же время предусматривали нововведения, которые отвечали главным образом интересам иностранного капитала и инонациональной (нетурецкой) компрадорской буржуазии. Иностранцы получили право владеть землёй, ряд концессий на строительство железных дорог, эксплуатацию недр, портовых и муниципальных предприятий, были учреждены иностранные банки и др.

    Т. в целом способствовал некоторому ускорению экономического развития Турции, росту турецкой национальной буржуазии, расчистке путей для буржуазного развития Турции, развитию литературы, науки, формированию турецкой интеллигенции.

    Лит.: Новичев А. Д., История Турции, т. 3, Л., 1973, с. 81—198; Шабанов Ф. Ш., Государственный строй и правовая система Турции в период танзимата, Баку, 1967; Engelhardt Е., La Turquie et ie Tanzimat, P., 1882; Tanzimat, 1st., 1940; Kaynar R., Mustafa Reşit pasa ve Tanzimat, Ankara, 1954; Davison R. Н., Reform in the Ottoman Empire, 1856—1876, Princ., 1968; Sertoglu М., Türkiyede yenileşmenin tarihçesi ve Tanzimat devrim, Ist., 1973.

    А. Д. Новичев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    танзима́т

    (тур. tanzimat, от араб. танзим — упорядочение), принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 — начале 70-х гг. XIX в., способствовавших модернизации Турции.

    * * *

    ТАНЗИМАТ

    ТАНЗИМА́Т (тур. tanzimat, от араб. танзим — упорядочение), принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 — нач. 1870-х годов, способствовавших зарождению капиталистических отношений.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    (араб. - преобразования, реформы; тур. - tanzimat) - принятое в лит-ре название реформ в Османской империи с 1839 до нач. 70-х гг. 19 в. и самого периода их проведения. Т. был вызван углублением кризиса Османской империи, возникшего в кон. 18 в. вследствие роста внутр. противоречий и обострения борьбы европ. держав за господство на Балканах и Бл. Востоке (т. н. Восточный вопрос). Уже тогда экономич. и политич. упадок страны, поражения в войнах, сепаратизм окраинных феодалов, недовольство нар. масс усилением налогового бремени и др. форм феод. гнета и непрерывные восстания угнетенных народов породили в тур. правящих кругах стремление к проведению реформ, к-рые, не затрагивая основ феод. строя, могли бы спасти империю от назревающей угрозы распада и гибели. Попытки султана Селима III (1789-1807) и затем великого везира Мустафы-паши Байрактара (1808) осуществить такие реформы потерпели неудачу. Уничтожение в 1826 янычарского войска и некоторые др. реформы султана Махмуда II (1808-39) содействовали упорядочению гос. управления, форм зем. собственности, системы образования и пр., но не приостановили развития кризиса. Наиболее ярким проявлением этого кризиса были в 20-30-х гг. 19 в. нац.-освободит. революции балканских народов, приведшие к независимости Греции и автономии Сербии, борьба Египта против тур. господства, волнения в Курдистане, усилившееся проникновение иностр. капитала в экономику Турции и пр. Кризис особенно обострился в сер. 1839, когда тур. войска были разгромлены египетскими, а европ. державы предъявили тур. пр-ву и егип. паше Мухаммеду-Али требование передать решение егип.-тур. конфликта в их руки, что фактически означало установление междунар. опеки над Турцией. В этой обстановке и состоялось провозглашение Т. Султанский рескрипт (хатт-и шериф Гюльхане), содержавший программу намеченных преобразований, был подготовлен мин. иностр. дел Решид-пашой и торжественно обнародован 3 нояб. 1839 в дворцовом парке Гюльхане ("Дом роз") в присутствии султана Абдул-Меджида (1839-61), высших светских и духовных сановников империи, иностр. послов и делегаций. Рескрипт гарантировал всем подданным султана (независимо от вероисповедания) неприкосновенность жизни, чести, имущества, ликвидацию произвола, справедливое распределение и взимание налогов. Было обещано отменить откупную систему (ильтизам), сократить сроки воен. службы до 4-5 лет, провести финанс. воен., адм. и судебные реформы. Во исполнение Гюльханейского хатт-и шерифа в 1840 были изданы законы об отмене ильтизама и создании коммерческого суда, в 1843 - закон о снижении срока военной службы до 5 лет, в 1846 - рескрипт о создании светских школ, в 1847 - о допуске немусульман на равных основаниях с мусульманами в качестве свидетелей в суде, в 1850 - коммерч. кодекс по франц. образцу, в 1852 - закон о создании при вали совещат. советов (меджлисов) из представителей светской и духовной знати, включая и немусульман. Все эти законы были мало эффективны. Гюльханейский рескрипт осуществлялся крайне медленно, при большом сопротивлении феод. реакции. Провозглашенные реформы оставались большей частью лишь на бумаге, а нек-рые были даже официально отменены; так, в 1852 была фактически восстановлена откупная система. Населению не была обеспечена неприкосновенность жизни, чести и имущества. Обещанное немусульманам равенство в правах с мусульманами также не соблюдалось.

    Во время Крымской войны 1853-56 под давлением Англии и Франции, стремившихся ослабить позиции России при обсуждении условий мирного договора и получить для себя новые привилегии в Турции, был подготовлен, а затем обнародован (18 февр. 1856) новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн 1856). Наряду с повторением осн. положений Гюльханейского акта он содержал обещания развивать экономику страны и использовать для этой цели "опыт и капиталы Европы", т.е. предоставить дополнительные привилегии иностр. капиталу; в частности, иностр. подданные получили право владеть недвижимостью на терр. Османской империи на равных правах с тур. подданными. Упоминание об этом рескрипте было включено в Парижский мирный договор 1856 и он, т. о., приобрел характер междунар. обязательства Турции. В дальнейшем многие принятые во исполнение рескрипта 1856 законы содействовали укреплению позиций иностр. капитала и инонациональной (нетурецкой) компрадорской буржуазии и превращению Турции в полуколонию. Но в нек-рой степени законы Т. способствовали улучшению гос. управления, суда и администрации. Так, в 1864 был принят закон о вилайетах, в 1858 - уголовный и земельный, в 1869 - гражд. кодексы (хотя они во многом представляли собой собрание старых норм шариата). Благодаря Т. создались более благоприятные условия для предпринимательской деятельности, роста буржуазии, развития светского образования (напр., издание Органического закона 1869 о нар. образовании). Т. дал толчок развитию лит-ры, науки и публицистики. Народилась новая интеллигенция, из среды к-рой вышли тур. просветители и идеологи конституционного движения, деятели об-ва "Новые османы". В 70-е гг. 19 в. Т. практически прекратил свое существование, а при султане Абдул-Хамиде II (1876-1909) в стране установился режим феод. реакции ("зулюм").

    История Т. разработана слабо. Первым дал связное освещение реформ Т. в отд. сферах гос. деятельности Турции франц. ученый Э. Энгельгардт. Однако как в его соч., так и в подавляющем большинстве трудов более позднего времени, опубл. тур., европ. и амер. исследователями, хотя они и насыщены большим фактич. материалом, извлеченным из архивных и др. неопубликованных источников, отсутствует глубокий анализ экономич. и соц. причин Т. Нек-рые авторы преувеличивают эффективность Т. Тур. историки Э. Карал, X. Иналджик и др. даже утверждают, будто Т. значительно облегчил положение угнетенных народов Османской империи, и игнорируют факты, свидетельствующие о том, что Т., особенно начиная с хатт-и хумаюна 1856, способствовал закабалению Турции европ. капиталом (правда, X. Иналджик отмечает, что полученные иностранцами торг. льготы вели к разорению тур. пром-сти). Из числа вышедших в 60-х гг. исследований о Т. наиболее серьезными являются работы Р. Дейвисона и Р. Девере, рассматривающих, в частности, с более объективных позиций влияние зап. держав на политику Турции. Большой фактич. материал о проведении Т. в Балканских странах, находившихся в этот период в составе Османской империи, содержится в исследованиях болг. историков Д. Косева, Н. Тодорова и др.

    Лит.: Ahmet Lütfi, Tarihi Lütfi, cilt 1-8, Ist., 1873-1889; Cevdet Pasa, Tezakir, Ankara, 1953; Düstur, tertip 1, cilt 1-4, Ist., 1873-77, то же, tertip 2, cilt 1, Ist., 1885; Aristarchi Bey G., Législation Ottomane..., cilt 4, Const., 1874; Young G., Corps dedroit ottoman, v. 1-7, Oxf., 1905-06; Березин И. Н., Путешествие по Востоку, Каз., 1849-52; Чихачев П. А., Письма о Турции, пер. с франц., М., 1960; Документы за българската история, сост. П. Дорев, т. 3, С., 1940; Положението на българския народ под турско роб-ство. Док-ти и мат-ли, сост. Н. Тодоров, С., 1953; Турски извори за българската история, т. 1, С., 1959; Миллер А. Ф., Краткая история Турции, М., 1948, с. 39-86; Новичев А. Д., Экономич. и социальные сдвиги в М. Азии и на Балканах в первой пол. 19 в. и начало танзимата, М., 1966 (доклад на конгрессе балканистов); Шабанов Ф. Ш., Гос. строй и правовая система Турции в период танзимата, Баку, 1967; Алькаева Л., Бабаев А., Тур. лит-ра, М., 1967, с. 32-44; Engelhardt E., La Turquie et le Tanzimat, P., 1882; Tanzimat, 1st., 1940; Bailey F. E., British policy and the Turkish reform movement, Camb., 1942 (рец. А. Ф. Миллера, "BИ", 1946, No 8-9); Inalcik H., Tanzimat ve Bulgar meselesi, Ankara, 1943; Sapîlyî Е. В., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat devri tarihi, Ist., 1945; Kaynar R., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat, Ankara, 1954; Karal E. Z., Osmanli tarihi, cilt 5, baski 2, Ankara, 1961, с. 6-7, Ankara, 1954-56; Kuran E., Ottoman Historiography of the Tanzimat period, в кн.: Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962 (обзор тур.источн.); Davison В. Н., Reform in the Ottoman Empire, 1856-1876, Princeton, 1963; "Belleten", 1964, No 112, s. 705-18 (библ.); Devereux R., The first ottoman constitutional period, Balth., 1963.

    А. Д. Новичев. Ленинград.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия