Словарь Брокгауза и Ефрона

    Франческо (Araja) — композитор и придворный капельмейстер времен Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны; родился в Неаполе в 1700 г. Первой его оперой была "Berenica", представленная в 1780 г. во дворце герцога тосканского близ Флоренции; вскоре в Риме была дана вторая его опера, "Amore per regnante". В 1735 г. была вызвана в С.-Петербург под дирекцией композитора А. большая итальянская оперная труппа, представления которой давались зимою в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада. В 1737 году разыграна была в С.-Петербургском придворном театре опера "Abiazare", написанная А., — это была первая итальянская опера, игранная в Петербурге. В 1738 г. он поставил на сцену "Семирамиду", а в следующих годах: "Сципиона", "Арзака", "Селевка", "Беллерофонта", "Александра в Индии". А. приписывают также сочинение оперы "La Russia afflitta e riconsolata" (Москва, 1742), которая, по мнению Штеллина, принадлежит композитору Далолио (Daloglio). В 1740 г., с падением Бирона, А. был послан в чужие края для приглашения новых артистов и певцов: в 1755 г. А. написал музыку к опере "Цефал и Прокрис" (текст А. П. Сумарокова), которая составила эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст и исполненная русскими певцами в первый раз 27 февр. или 1 мар. 1765 года, в театре с.-петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764 г.). Декорации создал Валерьяни, получивший пышный титул "Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императ. Российском дворе". Первые роли исполняли: певица, дочь лютниста, Елисавета Белоградская и певчие графа Разумовского, в числе их Гаврило Марценкович, отличный певец, в свое время известный под именем "Гаврилушки". Опера имела блистательный успех, и композитор в благодарность получил в дар от императрицы Елисаветы Петровны дорогую соболью шубу, оцененную в 500 руб. В 1759 г. А. возвратился в Италию и, живя в Болонье, наслаждался избытком, приобретенным им в России. А. † 1767 г. в Болонье. Последними произведениями этого композитора были оратории "La Nativita di Gesù" и опера "La Cimotea".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Araia, Araja)

    Франческо (25.6.1709 — ок. 1770), итальянский композитор. Учился в консерватории в Неаполе. В 1729 дебютировал как оперный композитор. В 1735—59 и в 1762 работал в России в качестве придворного капельмейстера и композитора. Постановка в 1736 в Петербурге оперы А. «Сила любви и ненависти» (впервые поставлена в Милане в 1734) явилась первым большим оперным спектаклем в России. В 1755 поставлена опера А. «Цефал и Прокрис» — первая опера на оригинальный текст русского автора (А. П. Сумарокова). Этот спектакль положил начало существованию русской оперной труппы. А. принадлежат также оперы: «Кир признанный» (1731), «Артаксеркс», «Титове милосердие» (1751) и др. Оперы А., написанные на историко-мифологические сюжеты, в традиционном стиле итальянской оперы-сериа, имели успех в придворном кругу. Писал также кантаты, сонаты и другие соч.

    Лит.: Гозеннуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII sičсle, t. 1, Gen., 1948.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    АРАЙЯ (Araia, Araja) Франческо (1709 - около 1770), итальянский композитор, последователь неаполитанской школы. В 1735 - 62 (с перерывами) работал в Санкт-Петербурге. Автор первой поставленной в России оперы "Сила любви и ненависти" (1736) и первой оперы на русское либретто (А.П. Сумарокова), исполненной русскими артистами, "Цефал и Прокрис" (1755).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона