Словарь Брокгауза и Ефрона

    барон. Род. в 1813 г.; образование получил сначала в Военно-строительном училище, а затем в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороков. годов значительно разрушился. Д. заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.

    Окончив в 1853 г. работы по сооружению московского водопровода, Д. принялся за ученые работы по вопросу о водоснабжении. Результатом его трудов явилось сочинение "Руководство к устройству водопроводов", напечатанное в 1857 г. (удост. Демидовской премии) и обнимающее собой теоретическую разработку вопросов гидравлики, имеющих связь с водоснабжением, с дополнениями на основании собственной практики автора. Кроме того, Дельвиг в 1842 г. отличился устройством Варениковской переправы через р. Кубань, на левом берегу которой расположены были враждебные России натухайцы, за что был назначен состоять при главноуправляющем путями сообщений графе Клейнмихеле. По поручению главноуправляющего Дельвиг составил проект постоянного моста через Днепр в Киеве, построил шоссейные дороги от Померанья до Едрова и от Малоярославца до Бобруйска. В Венгерской кампании участвовал в качестве инспектора военных сообщений нашей армии. С 1861 по 1871 г. Д., как главный инспектор и начальник железных дорог, принял участие в постройке железных дорог, причем в течение этого периода выстроена большая часть существующей ныне сети ж. д. в России. Д. был первым председателем образованного при его участии русского технического общества, и ему принадлежит заслуга по устройству первых железнодорожных школ, возникших по его почину на средства, добровольно отчисленные частными железнодорожными обществ. В Москве при участии нескольких железных дорог учреждено Дельвиговское железнодорожное училище, для которого Д. пожертвовал дом и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. С 1867 по 1871 г. Д. председательствовал в совете министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством. Умер сенатором в 1887 году. Научные труды его, отдельно изданные: "Руководство к устройству водопроводов" (1857); "О снабжении Москвы водой" (1857); "Водопроводы в России" (1860) и др. Также статьи в "Журнале путей сообщения" 1856-1866 гг.

    А. Т.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Дельвиг Андрей Иванович [13(25).3.1813, с. Студенец, ныне Донское Липецкой обл., ‒ 20.1(1.2).1887, Петербург], русский инженер, генерал-лейтенант инженерного корпуса (1868), мемуарист. Двоюродный брат поэта А. А. Дельвига. В 1832 окончил Петербургский институт путей сообщения. Д. принимал участие в техническом руководстве и организации строительства многих инженерных сооружений, в том числе водопровода в Москве и Н. Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др. Проведённые под его руководством в 1853‒58 работы по переустройству Мытищинского водопровода намного улучшили водоснабжение Москвы. В 1861‒71 занимал ряд высших постов в министерстве путей сообщения, ввёл сохранившееся доныне на железной дороге деление на «службы». С 1871 сенатор. По его инициативе были созданы технические ж.-д. училища. Д. ‒ один из организаторов и первый председатель (1867‒70) Рус. технического общества. Мемуары Д. содержат воспоминания об А. С. Пушкине, А. А. Дельвиге, Н. В. Гоголе, П. Я. Чаадаеве, А. И. Герцене и др. Демидовская премия.

    Соч.: Руководство к устройству водопроводов, М., 1856; Полвека русской жизни. Воспоминания. 1820‒1870, т. 1‒2, М. ‒ Л., 1930.

    Лит.: Фальковский Н. И., История водоснабжения в России, М. ‒ Л., 1947.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ДЕЛЬВИГ Андрей Иванович (1813-87) - русский инженер, генерал-лейтенант инженерного корпуса (1868). Руководил строительством водопровода в Москве и Ниж. Новгороде, железных и шоссейных дорог и др. Один из организаторов и первый председатель (1866-70) Русского технического общества. Автор мемуаров.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Де́львиг Андрей Иванович

    (1813—1887), барон, инженер, генерал-лейтенант инженерного корпуса (1868). Руководил строительством водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, железных и шоссейных дорог и др. Один из организаторов и первый председатель (1866—70) Русского технического общества. Автор мемуаров.

    * * *

    ДЕЛЬВИГ Андрей Иванович

    ДЕ́ЛЬВИГ Андрей Иванович (13 марта 1813, село Студенец Задонского уезда Воронежской губернии — 20 января 1887, Петербург), русский инженер, генерал-лейтенант инженерного корпуса (1868), сенатор (1869).

    Окончил военно-строительное училище в Петербурге (1827—1829), затем Институт корпуса инженеров путей сообщения (1832). Руководил строительством водопровода в Москве в 1832 и в Нижнем Новгороде (1845—1848); мостов: в Туле через реку Упу (1837), у Армавира через реку Кубань (1841); устройством фонтанов, набережных, пристаней, переправ; железных (с 1860-х гг.) и шоссейных дорог. Автор проектов по перестройке ключевых бассейнов в селе Большие Мытищи. Занимался работами по снабжению Москвы ключевыми водами, в частности Воспитательного дома в 1839 и Ходынского поля в 1856 для проведения празднеств к коронации Александра II. Участвовал в Венгерском походе 1849 в качестве инспектора военных сообщений действующей армии, руководил строительством переправ для продвижения войск. В 1852 назначен начальником Московского водопровода. В 1852—1861 занимал должность председателя Архитектурного совета Комиссии для построения в Москве храма Христа Спасителя, а также являлся членом Комитета для надзора за устройством фабрик и заводов в Москве и уезде, с 1868 входил в Комиссию для пособия пострадавшим от неурожая, был членом Комитета железных дорог, членом Совета Министерства путей сообщения. Один из организаторов и первый председатель (1866—1870) Русского технического общества(см. РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РТО)). Инициатор создания технических железнодорожных училищ на благотворительные средства.

    Автор научных работ: «Записки о некоторых технических вопросах, касающихся устройства старого акведука в Москве» (1839), «Руководства к устройству водопроводов» (1857), остававшегося долгое время основным трудом при проектировании и строительстве водопроводов, «Исторического обозрения искусства проводить воду» (1859) и др.; статей, публиковавшихся в «Журнале путей сообщения»; мемуаров (1813—1876), содержащих сведения о А. С. Пушкине, двоюродном брате А. А. Дельвиге(см. ДЕЛЬВИГ Антон Антонович), П. Я. Чаадаеве(см. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич), А. И. Герцене(см. ГЕРЦЕН Александр Иванович).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    Д́́ЕЛЬВИГ Андрей Иванович (1813—87), инженер путей сообщения, мемуарист. В «Воспоминаниях», описывая свою командировку на Кавказ, рассказал о знакомстве с Л. и Львом Пушкиным в янв. 1840 в доме П.Х. Граббе в Ставрополе и о последующем довольно частом общении с ними. Их склонность к гусарской браваде производила неблагоприятное впечатление на Д. и его жену. Д. характеризует ставропольское окружение Л. в 1840 и упоминает о докторе Н. В. Майере как прототипе доктора Вернера в романе Л.Соч. Полвека рус. жизни. Воспоминания. 1820—1870, [т. 1], М. — Л., 1930, с. 304—07, 317, 320.Лит.: Семенов (5), с. 113; Попов А. В. (2), с. 165.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: