см. Стоглав.
церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы (См. Боярская дума), заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работ С. с. относится к маю 1551). Своё название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — «Стоглав». С. с. был созван по инициативе правительства, которое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическими движениями и одновременно подчинить её светской власти. С. с. провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены С. с. пошли на уступки правительству в ряде др. вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т.д.). Решениями С. с. были унифицированы церковные обряды и пошлины на всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (предусматривалось создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т.д. На протяжении 2-й половины 16—17 вв. «Стоглав» наряду с Номоканоном (См. Номоканоны) являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством (имеется несколько рукописных редакций «Стоглава»).
Публ.: Макарьевский Стоглавник, в кн.: Тр. Новгородской губернской ученой архивной комиссии, в. 1, Новгород, 1912.
Б. Н. Флоря.
СТОГЛАВЫЙ собор - церковно-земский собор в Москве, в январе - мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял "Стоглав".
СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковно-земский собор в Москве, в январе - мае 1551. Отверг секуляризационные планы правительства царя Ивана IV, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял "Стоглав" (судебник, состоящий из 100 глав).
Стогла́вый Собо́р
церковный собор с участием царя Ивана IV Грозного и представителей Боярской думы. Состоялся в Москве в январе — мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским властям. Однако ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял «Стоглав».
* * *
СТОГЛАВЫЙ СОБОРСТОГЛА́ВЫЙ СОБО́Р, церковный собор с участием царя Ивана IV Грозного(см. ИВАН IV Грозный) и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе-феврале 1551 года. Собор окончательно завершил работу в мае 1551 года. Свое название собор получил от сборника своих решений, поделенного на сто глав, — «Стоглав». Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось поддержать церковь в борьбе с еретическими движениями и одновременно усилить ее подчинение светской власти. В целом собор отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены церковные деятели пошли на ряд уступок правительству, в частности монастырям было запрещено основывать новые слободы в городах. Решениями Стоглавого собора были унифицированы церковные обряды и платежи на всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (предусматривалось создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев. На протяжении второй половины 16—17 веков «Стоглав» наряду с Номоканоном являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством.
церк. собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в янв. - февр. 1551 (окончат. завершение работ С. с. относится к маю 1551). Свое назв. получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, - "Стоглав". С. с. был созван по инициативе пр-ва, к-рое стремилось укрепить положение церкви в борьбе с антифеод. еретич. движениями и одновременно подчинить ее светской власти. Программа реформ, предложенная С. с. в виде т. н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра, предусматривала наряду со значит. перестройкой внутрицерк. жизни секуляризацию церк. земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительств. предложений была категорически отклонена большинством С. с. (иосифлянами). С. с. провозгласил неприкосновенность церк. имуществ и исключит. подсудность духовных лиц церк. суду. По требованию церк. иерархов пр-во отменило жалованные грамоты, устанавливавшие подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены С. с. пошли на уступки пр-ву в ряде др. вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Другие части правительств. программы, направленные на укрепление положения церкви, не встретили возражений членов С. с. и были проведены в жизнь. Решениями С. с. была осуществлена унификация церк. обрядов и пошлин на всей терр. России, проведена регламентация норм внутрицерк. жизни с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церк. властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. 16-17 вв. "Стоглав" наряду с Номоканоном являлся осн. кодексом правовых норм, определявших внутр. жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и гос-вом (имеется неск. рукописных редакций "Стоглава").
Публ.: Макарьевский Стоглавник, в кн.: Тр. Новгородской губ. ученой архивной комиссии, в. 1, Новгород, 1912.
Лит.: Бочкарев В. Н., Стоглав и история собора 1551 г. Историко-канонический очерк, Юхнов, 1906; Стефанович Д., О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав, СПБ, 1909; Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.
Б. Н. Флоря. Москва.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.