Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Кондратий Федорович) — декабрист и поэт. Род. в захудалой дворянской семье, 18 сентября 1795 г. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Р., Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 г. отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Р. обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи. От этого времени сохранилась его шуточная поэма "Кулакиада", описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 г. Р. был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию. В 1815 г. опять был с войсками во Франции и пробыл в Париже до конца сентября. В 1818 г. вышел в отставку; в 1820 г. женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Р. переехал в Петербург, сблизился с интеллигентными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе "Пламенеющей звезды". В это же время начинается литературная деятельность Р.: он пишет незначительные стихотворения и статейки в прозе в "Соревнователе Просвещения", "Сыне Отечества", "Невском Зрителе", "Благонамеренном". Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено "К временщику" и метило в грозного Аракчеева. В 1821 г. Р. был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. За это время Рылеев сошелся со всем литературным миром Петербурга, сдружился с Пушкиным, Марлинским, Булгариным (который еще считался либералом) и другими. В 1824 г. Р. перешел на службу Российско-американской компании правителем канцелярии, и здесь познакомился с такими людьми, как М. М. Сперанский и граф Н. С. Мордвинов. Свое уважение к последнему он выразил в оде "Гражданское мужество". В доме Р. бывали литературные собрания, на которых возникла мысль об издании ежегодного альманаха. Мысль эту осуществили сам Р. и А. А. Бестужев, выпустившие в 1823 г. "Полярную Звезду". Альманах издавался три года и был прямым предшественником "Московского Телеграфа". На 1826 г. издателями была заготовлена "Звездочка", альманах меньшего объема, но ему не суждено было появиться в свет; лишь в 1870-х гг. она была открыта и перепечатана в "Русской Старине". В одно время с "Полярной Звездой" Р. выпустил в свет "Думы" и поэму "Войнаровский". В начале 1823 г. Р. вступил в революционное Северное общество, образовавшееся из "Союза общественного благоденствия". Он был принят сразу в разряд "убежденных" и уже через год был избран директором общества. Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Р., всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Р. настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землей и т. д. Вместе с тем Р. сильно боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Р., сложил свои полномочия; "диктатором" был избран князь Трубецкой, но Р. все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован и заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. После допроса у императора, который оценил благородный характер Р., он получил дозволение переписываться с женой и однажды виделся с ней. Переписка Р. с женой из крепости свидетельствует, что он предвидел свою участь, но не терял твердости духа и всецело был занят судьбой своей семьи. И в крепости он сочинял стихи, накалывая их иглой на кленовые листы и пересылая через сторожа к Е. П. Оболенскому. На допросах Р. отвечал прямодушно, твердо, и признавал себя главным виновником. Он был одним из тех пяти, которые верховным судом были поставлены вне разрядов и присуждены к смертной казни четвертованием. В росписи преступников он поставлен вторым, и преступления его выражены в следующих словах: "Умышлял на цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу низших чинов через их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь". Казнь четвертованием была заменена казнью через повешение. 12 июля 1826 г. приговоренные к смерти были закованы в кандалы и переведены в Кронверкскую куртину, причем Р. достался № 14. 13 июля совершена казнь. За несколько минут до смерти Р. написал жене письмо, начинающееся словами: "Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною..." Письмо это долго ходило по рукам в списках.

    Выдающуюся роль Р. в декабристском движении, несмотря на его скромное общественное положение, современники объясняют обаянием его личности. "В его взгляде, — говорит барон Розен, — в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна". "Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой", — говорит о нем Никитенко. По свидетельству Н. Бестужева, Р. "готов был на всякую жертву для друга". Литературное наследство Р. заключается главным образом в "Думах" и поэмах. Думы — это патриотические баллады, строго осужденные Пушкиным за ходульность и ненародность; зато в поэме "Войнаровский" и отрывках из других недоконченных поэм Пушкин признал в Р. истинного поэта. Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Р. "Я не поэт, а гражданин", — заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть "общественное благо". Это направление его поэзии и составляет ее оригинальность и не дает возможности смешать имя Р. с остальными poetae minoris пушкинской эпохи. В этом отношении, кроме дум и поэм, выдаются стихотворения Р.: "Гражданин", "На смерть Чернова", "На смерть Байрона", "К А. А. Бестужеву" и проч. Собрание сочинений Р. изд. в 1872 г. П. А. Ефремовым, а в 1893 г. (наиболее полное), под ред. М. Н. Мазаева (приложение к журналу "Север").

    М. Мазаев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Кондратий Федорович [18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, — 13(25).7.1826, Петербург], русский поэт-декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1-м кадетском корпусе (1801—1814). Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815). В 1818 вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824). В 1823 стал членом Северного общества декабристов (См. Северное общество декабристов), возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Р. эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским. Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825. Казнён в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.

    Литературную известность принесла Р. сатира «К временщику» (1820) — гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Р. связано с Вольным обществом любителей российской словесности (См. Вольное общество любителей российской словесности), членом которого он стал в 1821. В 1823—25 Р. совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». В 1821—23 Р. создал цикл исторических песен «Думы» (отдельное изд. 1825): «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Петр Великий в Острогожске», «Державин» и др. Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.

    Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Р. — поэма «Войнаровский» (отдельное издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Р. вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Р. сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. Хотя А. С. Пушкин ценил поэму Р. выше его «Дум», в «Полтаве» он спорит с концепцией истории, выраженной в «Войнаровском». В незаконченной поэме «Наливайко» (отрывки опубликованы в 1825) Р. обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Р. явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время...» («Гражданин»). В агитационно-сатирических песнях («Ах, где те острова...», «Царь наш, немец русский...», «Уж как шёл кузнец...», «Ах, тошно мне и в родной стороне...» и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.

    Соч.: Полное собрание соч. [Ред., вступ. ст. и коммент. А. Г. Цейтлина], М. — Л., 1934; Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. [Вступ. ст. В. Г. Базанова], М., 1956: Дело К. Ф. Рылеева, в сборнике: Восстание декабристов, т. 1, М. — Л., 1925.

    Лит.: Базанов В. Г., Поэты-декабристы, М. — Л., 1950; Оксман Ю. Г., Агитационные песни Рылеева, в кн.: Литературное наследство, т. 59, М., 1954; Цейтли и А. Г., Творчество Рылеева. М., 1955; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1—2, М., 1955; Фризман Л. Г., Поэзия декабристов, М., 1974; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. — Л., 1962.

    С. М. Александров.

    К. Ф. Рылеев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович (1795 - 1826), русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Казнен. Создатель, вместе с А.А. Бестужевым (Марлинским), альманаха "Полярная звезда" (1823 - 25). Лирика, исторические "Думы", поэмы "Войнаровский", "Наливайко" (все три 1825) насыщены политическими ассоциациями, характерными для русского гражданского романтизма.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Литературная энциклопедия

    Рылеев

    РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович (1795—1826) — поэт. Вождь Северного общества декабристов. Родился в небогатой помещичьей семье. 6 лет Р. определили в I Кадетский корпус «волонтером». В начале 1814 был выпущен в действовавшую против Наполеона армию, прошел вместе со своей частью Германию, Швейцарию и Францию, несколько месяцев провел в оккупированном союзниками Париже. В конце 1818 вышел в отставку как по идеологическим («для нынешней службы нужны подлецы»), так и по материальным соображениям. В 1820 Р. переехал в Петербург, где служил сначала заседателем Уголовного суда, а затем правителем канцелярии Российско-американской торговой компании. Первые литературные выступления Р. относятся к 1820, когда в журн. «Невский зритель» появились его эпиграммы, элегии и сатира на Аракчеева «К временщику», доставившая ее автору шумную известность. В 1821—1823 Р. создал цикл «Дум» — баллад на темы русского исторического прошлого, в 1823—1824 написал поэму «Войнаровский», в 1825 — деятельно работал над несколькими поэмами из жизни украинского казачества XVI—XVIIвв. («Наливайко», «Хмельницкий», «Палей»). В 1823—1825 вышли в свет три тома альманаха «Полярная звезда», в к-ром Р. (и сотрудничавшему с ним А.Бестужеву) удалось собрать лучшие силы тогдашней поэзии (Жуковский, Пушкин, Баратынский, Дельвиг и др.). «Полярная звезда» имела огромный успех у читателей. Сформировавшаяся под влиянием растущих противоречий феодальной действительности, а также заграничных впечатлений, службы в армии и чтения новейшей политической литературы (Монтескье, Констан, Виньон) оппозиционность закономерно привела Р. в конце 1822 в ряды Северного общества. В тайном обществе Р. быстро занял главенствующее положение.

    Будучи вначале сторонником конституционной монархии, Р. позднее под несомненным влиянием роста оппозиционного движения в России и за ее пределами (Греция, Пьемонт, Испания) сделался убежденным республиканцем, сторонником наделения крестьян землей. Уступая Пестелю по своему политическому радикализму, Р. однако занимал в Северном обществе (вместе с кн. Оболенским) наиболее левые и радикальные позиции. После разгрома 14 декабря восстания на Сенатской площади Р. был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 11 июля 1826 он был приговорен к смертной казни четвертованием, «всемилостивейше» замененной повешением. Утром 13 июля этот приговор был приведен в исполнение. Трагическая смерть Р. послужила материалом для создания множества легенд, изображавших его «рыцарем без страха и упрека», предсмертное письмо его к жене разошлось в огромном количестве списков, стихотворения Р. вырезывались из журналов. Имя Р. стало крамольным, его произведения до начала 70-х гг. в России не издавались вовсе, в дальнейшем, вплоть до 1917, публикуясь с многочисленными цензурными купюрами и искажениями.

    В поэзии Р., как и в его жизни, с исключительной силой выразились противоречия, обуревавшие движение декабристов. С одной стороны, ей были свойственны безусловно революционные тенденции, характерные для настроений деклассирующегося дворянства эпохи аграрного кризиса, а в более широком плане несомненно отражающие общий подъем революционного возбуждения в стране, глухо потрясаемой все умножающимися волнениями солдат (напр. восстание Семеновского полка) и закрепощенного крестьянства. С другой стороны, для Р. — политического деятеля и поэта — типичны были некоторые иллюзии, реформистские, конституционные. От некоторых сторон своего либерализма Р. так и не освободился до конца (ср. его письма к жене из крепости и полные религиозного отречения стихотворные переложения псалмов). Борьба между революционными и либеральными тенденциями идеологии Р. проходит через всю его творческую деятельность. «Мятежному» «вольнолюбивому», «гражданскому» содержанию его поэзии приходилось пробивать себе дорогу сквозь толщу неблагоприятных для его развития тенденций — через стремление к легальной борьбе с существующим режимом. Сколько-нибудь прочная традиция революционной поэзии в эту пору отсутствовала, если не считать произведений поэтов-радищевцев. Отдав некоторую дань легкой поэтике сентиментальной традиции (таковы напр. элегии 1820—1822, отмеченные влиянием Тибулла и Парни), Р. никогда однако не замыкался в узком кругу камерных и интимных опытов. В его поэзии неизменно жило то «гражданское» содержание, тот неизменный интерес к политически-актуальной тематике, к-рые в конце концов привели его к решительному отказу от традиционнейших тем дворянской лирики: «Любовь никак нейдет на ум. Увы, моя отчизна страждет, душа в волненьи тяжких дум теперь одной свободы жаждет». Это решительное предпочтение «свободы» представляет собою разительный контраст произведениям Пушкина или Вяземского, у к-рых «вольнолюбие» даже в самый оппозиционный период окрасило лишь часть творчества. В этом смысле исключительно характерны ранние политические послания Р. Наиболее известное из них обращено к «временщику», под к-рым современники легко распознали всесильного в ту пору Аркачеева. В своих посланиях, одах и сатирах Р. явно опирался на Ломоносова и особенно Державина, т.е. на виднейших представителей «гражданского» классицизма, формы и жанры к-рых считал неизмеримо более адэкватными для своей идеологии, чем камерные и интимные жанры легкой поэзии. В свойственной классицизму архаической манере, изобилующей классическими обращениями, риторическими вопросами и восклицаниями, церковно-славянизмами и т.п., выдержаны и другие произведения первых лет — послание к Ермолову, в к-ром Р. призывает знаменитого полководца поспешить на помощь греческим повстанцам, и особенно ода «Видение». Произведения эти еще пронизаны характерной для декабристов начала 20-х гг. либеральной верой в спасительность преобразований, проводимых «по манию» монарха.

    В эти же годы Р. написаны «Думы». Из русской истории Р. выбрал те ее эпизоды, к-рые характеризовали мудрого, считающегося с нуждами своих подданных правителя (поучения Ольги Святославу), мужество изгнанного «тираном» боярина (Курбский), страдания изменника родине (Глинский), борцов за свободу своего народа (Богдан Хмельницкий) и т.д., — словом, ставил все те проблемы, к-рые так волновали сознание декабристов. Встреченные высокой положительной оценкой критики, «Думы» подверглись однако сокрушительному осуждению Пушкина: «Что сказать тебе о Думах, — писал он Р. — Все они слабы изображением и изложением Все они на один покрой, составлены из общих мест: описание места действия, речь героя и нравоучение. Национального, русского, нет в них ничего, кроме имен». Замечания эти небезоосновательны, но слабая сторона «Дум» заключалась не только в стилистике. В выборе своих сюжетов и отчасти в разработке их Р. большей частью шел за Карамзиным, автором сугубо монархической «Истории Государства российского». Это придало «Думам» полное неправдоподобие исторического образа (Волынский сделан гражданином, изрекающим идеи декабризма) и ложность колорита (борьба Димитрия Донского с татарами в XVIв. изображена как борьба «за древние права граждан»). Наиболее удачными произведениями этого цикла являются думы Р. о легендарном, новгородском бунтаре Вадиме, призывающем народ к восстанию против «самовластительного князя», дума о Рогнеде, древнерусской мстительнице за свободу своего народа и т.д. Не связанный в этих думах исторической трактовкой Карамзина, Р. ярко отразил характернейшие черты общедекабристской идеологии — «сочувствие к гражданской свободе», ненависть к «тирании», острый интерес к национальному прошлому и т.д.

    В поэме «Войнаровский» фигурирует тот же героический образ бунтаря, пострадавшего за свободу своего народа; но на смену абстрактно-классическому изображению истории здесь обнаруживается совершенно иной подход к материалу. Сюжетом своей поэмы Р. избирает историю восстания украинского гетмана Мазепы против «самовластия» Петра I. С несомненным сочувствием он рисует образ украинского патриота, оставшегося до конца своей жизни верным своим политическим убеждениям.

    Написанный под влиянием тесного общения Р. с различными группами украинской интеллигенции, «Войнаровский» ярко характеризует типичные для декабриста симпатии к буржуазно-национальным движениям прошлого. Та же тема развита и в других поэмах из жизни украинской «казацкой вольности» — «Хмельницкий», «Палей» и особенно «Наливайко». Поэмы Р. в отличие от его «Дум» написаны в романтическом духе, и в них очевидно в частности сильное влияние пушкинских южных поэм («Кавказский пленник», «Братья разбойники» и др.). От пушкинских поэм Р. отличает гораздо большая целеустремленность композиции, умеренность этнографической части и развернутость политических мотивов. Испытывая в «Войнаровском», «Наливайко» и др. сильное воздействие Байрона, Р. был едва ли не самым левым из его русских последователей, сумевшим перенести на русскую почву столь характерные для Байрона идеи политического протеста.

    В думах и поэмах вырисовывается характерное для Р. противоречие между напряженным революционным пафосом и драматическим сознанием своего «одиночества», своей неизбежной гибели в «роковой» борьбе. Это противоречие с особой четкостью выразилось в лирике Р. последнего года его жизни. В стихотворении «На смерть Чернова», переходя все границы какой-либо легальности, Р. одновременно выразил осознание своей слабости, трагического одиночества своей политической группы среди «переродившихся» «потомков славян», среди либеральной молодежи, пребывающей «в объятиях праздной неги». Эти настроения как нельзя более характерны были для декабриста, боявшегося опереться на народ. По собственному признанию Р. всячески стремился избежать междоусобия и всех «ужасов» «народной революции». Как бы ни были характерны однако мотивы гражданской скорби, ведущую роль в эту пору играло обличение, политический протест, достигающий особой силы в написанной в сотрудничестве с А.Бестужевым песне «Ах, тошно мне и в родной стороне». В ней Р. удалось с исключительной силой показать нищету крепостного крестьянства («по две шкуры с нас дерут, мы посеем, они жнут»), его величайшее бесправие («Долго ль русский народ будет рухлядью господ и людями, как скотами, долго ль будут торговать»), его мрачную готовность к борьбе («А до бога высоко, до царя далеко, да мы сами ведь с усами, так мотай себе на ус»). Декабристы слишком были дворянами для того, чтобы поднять народные массы на борьбу против крепостнического режима; к чести Р.-поэта служит то, что он возвысился здесь до глубокого понимания их классовых нужд.

    Таков в своих общих чертах путь Р. от либеральных установок первых лет приходящего к осознанию необходимости революционного переворота и социальных преобразований, от архаизма и классики эволюционировавшего к наиболее бунтарскому в русской литературе варианту романтизма. Отметим однако, что Р. не был особым приверженцем романтизма: в написанной в 1825 статье «Несколько мыслей о поэзии» он призывал оставить «бесполезный спор о романтизме и классицизме, осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин». В этих строках во весь свой рост виден декабрист, откликающийся на все, что может сообщить наибольшую выразительность его идеологическим тенденциям.

    В блестящем созвездии поэтов пушкинской плеяды звезда Р. блестит одиноким и резко непохожим на все остальное светом. Р. не соглашался с оценкой Пушкиным своих «Дум», заявляя, что многие из них «могут быть полезны не для одних детей», он не соглашался и с пушкинской оценкой Жуковского, объявляя вредным его реакционный мистицизм; он резко критиковал социальную позицию Пушкина, язвительно высмеивал его «чванство» своей «родословной». Вместе с тем Р. деятельно убеждал Пушкина взяться за поэму о Пскове, крае, где «задушены последние вспышки русской свободы». Между Р. и Пушкиным налицо несомненное противоречие, к-рое находит себе выражение в пародиях Пушкина и Вяземского на рылеевское стих. «Я не поэт, а гражданин», в явном и характерном предпочтении ими батальной «Гибели Чигиринского старосты» граждански-патетической «Исповеди Наливайки» и т.д. С еще большей силой этот творческий разрыв сказался в пушкинской «Полтаве», где воспетый Р. мятеж Мазепы и Войнаровского нашел себе резкое осуждение с позиций русской государственности.

    Р. оказался подлинным творческим центром всей декабристской поэзии. С ним созвучны все другие ее сочлены: В.Ф.Раевский (отметим обоюдные симпатии их к греческому восстанию, ненависть к «тирании», интерес к древнерусской вольности и т.д.), Бестужев (сотрудничество с Р. в сочинении песен, близость критических оценок), Кюхельбекер (архаизмы, отношение к Байрону, эстетические высказывания и т.д.), наконец А.Одоевский. Но, оказываясь связанным единым устремлением с другими декабристскими поэтами, Р. гораздо шире их. Уступая может быть Раевскому в непримиримости, Одоевскому в лиризме, Кюхельбекеру в силе религиозной настроенности, Бестужеву в отточенности формы, Р. совмещает в себе все эти различные тенденции. В его поэзии с наибольшей широтой отразились противоречивые стороны декабристского движения. Характерно, что декабристские поэты единодушно признавали эту организующую роль поэзии Р., видели в нем подлинного трибуна движения (см. напр. «Колыбельную песню» А.Одоевского, «Тень Рылеева» Кюхельбекера и мн. др.).

    Творчество Р. оказало глубоко организующее воздействие на русскую поэзию последующих десятилетий — на Языкова (ранний период), Лермонтова (стих. «Вадим», «Новгород», «Наводнение» и др.), на Некрасова («Поэт и гражданин», поэма «Декабристки»), на Огарева и Герцена. Общественно-политическая функция творчества Р. исключительно велика. На протяжении полувека своего подпольного существования оно служило интересам русского революционного движения.

    Сепаратистски настроенная украинская интеллигенция и братья Критские, зарубежные эмигранты и революционные демократы 60-х гг. (напр. Шелгунов, в прокламации которого «к молодому поколению» эпиграфом были избраны строки «Гражданина»), народовольцы (напр. В.Засулич в народнический период ее деятельности), — все они единодушно свидетельствуют об освободительной функции рылеевской проповеди.

    Не переоценивая Рылеева, не устраняя из его творчества противоречий и колебаний мы должны со всей силой подчеркнуть политически-освободительное звучание поэзии Р., являющейся в истории русской революционной литературы важнейшим соединительным звеном между Радищевым и Герценом.Библиография:

    I. При жизни Р. отдельными изданиями вышли: «Думы» и поэма «Войнаровский» — оба издания в Москве, в 1825. Отрывки из «Наливайко» были опубликованы в «Полярной звезде» на 1825. Из множества зарубежных изданий отметим лучшие: Думы. Стихотворения К.Рылеева. С предисл. Н.Огарева, изд. Искандера, Лондон, 1860; Полное собр. сочин. К.Ф.Рылеева, изд. F.A.Brockhaus, Лейпциг, 1861. Первое русское легальное издание «Сочинений и переписки» Рылеева, Под редакцией П.А.Ефремова, СПБ, 1872 (изд. 2, СПБ, 1874). Новейшие издания: К.Ф.Рылеев. Полное собрание стихотворений, со вступ. ст. В.Гофмана, Под редакцией Ю.Г.Оксмана, изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1934 («Биб-ка поэта»), (лучшее по тексту и комментарию); Полное собр. сочин., Под редакцией и со вступ. ст. А.Г.Цейтлина, изд. «Academia», М. — Л., 1934 (наиболее полное, в него помимо стихотворений включены также проза и письма Р.).

    II. Сб. «Общественные движения в России в первую половину XIX века», т.I, СПБ, 1905 (воспоминания Е.П.Оболенского и В.И.Штейнгеля). Котляревский Нестор, Рылеев, СПБ, 1908; МасловВ.И., Литературная деятельность К.Ф.Рылеева, Киев, 1912 (то же, Дополнения и поправки, Киев, 1916); Его же, Начальный период байронизма в России, Киев, 1915; РозановИ.Н., Поэты двадцатых годов XIX века, М., 1925; ФилипповичП., Рылеев і Державін, сб. «Декабристи на Украiні», Киiв, 1926; ЦейтлинА.Г., Творческий путь Рылеева, сб. «Бунт декабристов», Л., 1926; ШуваловС.В., Думы и поэмы Рылеева, в кн. «Семь поэтов», М., 1927; Гофман Виктор, Рылеев поэт, сб. «Русская поэзия XIX века», Л., 1929; АвербухА., Образ Рылеева в легендарно-поэтической традиции, сб. «Историко-литературные опыты», Иркутск, 1930; ПиксановН.К., Дворянская реакция на декабризм, «Звенья», сб. II, М., 1932. См. также вступит. статьи В.Гофмана и А.Цейтлина к упомянутым выше собр. сочин. Рылеева (изд. 1934). Данные судебного следствия о Р. собраны в сб. «Восстание декабристов», т.I, Под редакцией А.А.Покровского, М. — Л., 1925.

    III. МасловВ.И., Литературная деятельность К.Ф.Рылеева, Киев, 1912 (то же, Дополнения и поправки, Киев, 1916); ЧенцовН.М., Восстание декабристов. Библиография, ред Н.К.Пиксанова, М. — Л., 1929; Комментарии к собр. соч. Р. в изд. «Academia», М. — Л., 1934 стр.852—867.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Философская энциклопедия

    РЫЛЕ́ЕВ

    Кондратий Федорович [18(29) сент. 1795 – 13(25) июля 1826] – рус. поэт, публицист, один из вождей Сев. об-ва декабристов. Окончил первый Петербургский кадетский корпус (1814), с 1824 – правитель канцелярии Российко-амер. торг. компании. В своих социально-политич. взглядах эволюционировал от либерально-монархич. взглядов к бурж.-демократич. республиканизму. Был казнен как один из руководителей восстания.

    Мировоззрение Р., формировавшееся гл. обр. под влиянием идеологии рус. и зап.-европ. Просвещения, носило яркий антиклерикальный характер (см. "Причина падения власти пап", в кн.: Полн. собр. соч., 1934, с. 368–70). В агитац. песнях (написаны совм. с А. Бестужевым), адресованных гл. обр. солдатам, Р. обличал рус. духовенство как соучастника "бар" в угнетении народа (см. тамже, с. 270, 678–79, 272). Как видно из полемики Р. с Е. Оболенским (см. вкн.: "Обществ. движения в России в первой половине XIX в.", т. 1, СПБ, 1905, с. 245), Р. враждебно относился к попыткам создать некую реформированную религию, основанную на идеализме Шеллинга.

    Р. стремился к теоретич. осмыслению законов обществ. жизни; в его сознании складывалась своеобразная концепция философии истории (см. "Дух времени, или Судьба рода человеческого", "О промысле", а также "Восстание декабристов", т. 1–2, М.–Л., 1925–26). Согласно этой концепции, история человечества есть прогресс, "...усовершенствование рода человеческого..." (см. "Восстание декабристов", т. 2, 1926, с. 251; ср. Полн. собр. соч., с. 417), пружиной к-рого является "промысел". Понятие "промысел" у Р. лишено мистич. содержания и отражает поиск им термина для выражения идеи объективной историч. закономерности. "Промысел" действует не непосредственно, а во взаимодействии с сознат. деятельностью людей, а потому историч. закономерность осуществляется через активную борьбу людей за реализацию идеалов обществ. устройства. Этапами истории человечества являются состояния христианства, "деспотизма" (господствовавшего до нач. 19 в., когда повсеместной становится "борьба народов с царями"), подлинной свободы. Утверждая, что от этапа к этапу человечество двигалось силою разума, просвещения, нравственности (см. Полн. собр. соч., с. 412, 416–17), Р., однако, не становился на волюнтаристич. т. зр.: произвольные "деяния" отд. человека "худы или хороши только в отношении к нему... на судьбу же всего человечества они не имеют никакого влияния" (там же, с. 418). Такое влияние оказывают лишь те поступки, к-рые "...не противоречили воле промысла" (там же). Обнаруживается же эта последняя "в духе времени" – совокупности идей, к-рые на данном этапе и в данной стране "промысел" имел в виду осуществить. Эта социологическая концепция Р. служила теоретическому обоснованию революционной программы декабризма.

    Р. был виднейшим представителем декабристской поэзии и эстетики; его творчество характеризуют пафос гражд. служения, идея народности искусства, свободолюбивое, патриотич. осмысление истории России. Критикуя романтизм, в т.ч. и его рус. представителя – Жуковского (см. Избранное, 1946, с. 146), Р. считал неправомерным само деление на романтизм и классицизм, стремился рассмотреть историю словесности как поступат. развитие "истинной поэзии", к-рая всегда зависела от обстоятельств места и времени, жизни народа, но "в существе своем всегда была одна и та же" (Полн. собр. соч., с. 310), проводила "...идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, всегда близко к человеку и всегда не довольно ему известных" (там же, с. 313).

    В своих высказываниях по вопросам этики Р. выступал против индивидуализма, за гражд. мораль, связанную с идеей "общего блага", борьбы за справедливое общество.

    Соч.: Стихотворения, вступ. ст., ред. и примеч. Н. И. Мордовченко, [М., 1947]; Поэзия декабристов, вступ. ст. Б. Мейлаха, Л., 1950; Из неизданного лит. наследия К. Ф. Р., в кн.: Лит. наследство, т. 59, М., 1954.

    Лит.: Πигарев К., Жизнь Р., М., 1947; Базанов В. Г., Поэты-декабристы. К. Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер. А. И. Одоевский, М.–Л., 1950; Τойбин И. М., О прозаич. набросках Р. философско-историч. содержания, "Уч. зап. Курского пед. ин-та", 1954, вып. 3; Цейтлин А. Г., Творчество Р., М., 1955. См. также лит. при ст. Декабристы.

    З. Каменский. Москва.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Советская историческая энциклопедия

    Кондратий Федорович (18.IX.1795 - 13.VII.1826) - рус. поэт, декабрист. Род. в семье подполковника. Воспитывался в кадетском корпусе, откуда в 1814 выпущен прапорщиком. Участвовал в заграничных походах рус. армии 1813-14. Выйдя в 1818 в отставку, занялся лит. деятельностью. Широкую известность Р. принесла ода "К временщику" (1820), направленная против А. А. Аракчеева. С 1821 - заседатель Петерб. уголовной палаты, с 1824 - правитель канцелярии Российско-американской компании. Принятый осенью 1823 в Северное общество декабристов, Р. стал одним из активнейших и наиболее последовательных его деятелей, эволюционируя в своих политич. взглядах от умеренных конституционно- монархических к республиканским. В 1824-25, введя в Сев. об-во братьев А. А. Бестужева и Н. А. Бестужева, П. Г. Каховского, В. К. Кюхельбекера и мн. др., Р. возглавил наиболее решительную и демократическую часть тайного об-ва. Являясь самым значительным из поэтов-декабристов, Р. всю лит. деятельность подчинял задачам политич. борьбы. В поэмах "Думы", "Войнаровский", "Наливайко" и др., воссоздавая образы видных деятелей русской истории, Р. прославлял борцов с тиранией. В 1823-25 вместе с А. А. Бестужевым издавал альманах "Полярная звезда" и в содружестве с ним написал ряд революционных песен в народном духе, предназначенных для распространения среди солдат. Возглавил подготовку восстания 14 декабря 1825 в Петербурге. По приговору Верховного уголовного суда повешен в числе пяти руководителей декабристского движения.

    Соч.: Полное собр. стихотворений, Л., 1934; Стихотворения, статьи, очерки, докладные записки, письма, М., 1956.

    Лит.: Восстание декабристов, Мат-лы, т. 1, М.-Л., 1925; Воспоминания Бестужевых, М.-Л., 1951; Лит. наследство, т. 59, ч. 1, М., 1954; Пигарев К., Жизнь Рылеева, М., 1947; Лебедев Н. M., "Отрасль" Рылеева в Сев. об-ве декабристов, в кн.: Очерки из истории движения декабристов, М., 1954; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955.

    Л. А. Сокольский. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия