Словарь Брокгауза и Ефрона

    итальянский архитектор и скульптор, род. в 1599, учился у Мадерна (см. это сл.) и Бернини (см. это сл.) и участвовал в их работах по постройке храма св. Петра в Риме. Б. пользовался большой известностью среди современников. Папа Урбан VIII поручил ему много больших работ, и Б. построил церкви — de la Sapienza, Пропаганды, св. Агнессы на площади Навона (самая характерная его работа), палаццо Барберини, монастырь св. Филиппа Нерийского и мн. др. Мучимый завистью к славе Бернини, Б. в припадке ипохондрии лишил себя жизни (1667). Стиль его, получивший название борроминеско, характеризует глубокий упадок итальянского Ренессанса XVII в. и отличается пристрастием к кривым и ломаным линиям, диспропорцией частей и необыкновенной вычурностью орнаментировки. Из соч. его можно отметить "Opus architectonicum" (латин. и итальянский текст, Рим, 1720—25).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Борромини (Borromini; Борромино, Borromino; собственно Кастелли, Castelli) Франческо (25.9.1599, Биссоне, Швейцария, — 3.8.1667, Рим), итальянский архитектор. Учился в Милане. В архитектуре Б. принципы барокко (и прежде всего, типичное для барочного мировосприятия представление о господстве иррациональных сил) нашли своё экспрессивное воплощение и оригинальное решение. Постройки Б. характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности. Б. свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей. С безудержной фантазией Б. изобретает новые декоративные детали, усложняет планы построек. Б. построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656; фасад — 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653—55), ораторий филиппинцев (1637—62), дворцы Фальконьери (1639—41) и Барберини (1625—63; совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др. в Риме; во Фраскати расширил виллу Фальконьери.

    Лит.: Portoghesi P., Borromini nella cultura europea, Roma, 1964.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Borromini, Francesco)

    (1599-1667), итальянский архитектор. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Его настоящее имя - Кастелли (Castelli). Учился у Карло Мадерна в Риме. Работал каменотесом на строительстве собора св. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625-1663). Его первая самостоятельная работа - церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634-1641, фасад - 1662-1667). Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637-1662) он придал оригинальную форму линии фасада; его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17-18 вв. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639-1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642-1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653-1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).

    Фонтане в Риме.

    Фасад. 1652 - 57.

    Произведения Борромини - одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство. Умер Борромини 2 августа 1667.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Борроми́ни Франческо

    (Borromini) (1599—1667), итальянский архитектор. Блестящий мастер причудливого живописного, беспокойно-экспрессивного зодчества эпохи зрелого барокко (церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане, 1634—67, Сант-Иво, 1642—60, в Риме).

    * * *

    БОРРОМИНИ Франческо

    БОРРОМИ́НИ (Borromini) Франческо (1599—1667), итальянский архитектор. Виртуозный представитель причудливого живописного искусства зрелого барокко(см. БАРОККО) (церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане, 1634—67, Сант-Иво, 1642—60, в Риме). Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов


    Борромини (Борромино) Франческо

    (наст. имя Кастелли; 1599–1667) – итал. архитектор. Предст. зрелого барокко. Работал в Риме. Б. изобрел новые декор. детали, усложнял очертания фасадов и планы построек (церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67) и Сант-Иво алле Сапиенца (1642—60), дворец Барберини (1625—63).

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов