Большая Советская энциклопедия

    I

    Филофе́й (гг. рождения и смерти неизвестны – умер в Пскове)

    русский писатель и публицист 1-й половины 16 в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III, царю Ивану IV, дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину – руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Рус. государству и др. В своих произведениях Ф. защищал принципы иосифлян (См. Иосифляне). В посланиях Ф. нашла наиболее последовательное изложение теория «Москва - третий Рим», утверждавшая идею преемственности ведущей роли Москвы, Российского государства в православном христианском мире после утраты её Константинополем. Ф. был сторонником присоединения Пскова к Москве.

    II

    Филофе́й (до пострижения в монахи – Лещинский)

    [1650, Украина, – 31.5 (11.6).1727, Тюмень], русский церковный деятель, распространитель православия среди коренных жителей Сибири. В 1702 отправился в Тобольск в сане митрополита Сибирского. Хотя, управляя митрополией в 1702–09 и 1717–20, Ф. насаждал православие крутыми мерами, деятельность его носила просветительский характер. В 1704 Ф. снарядил миссию в Монголию, в 1705 – на Камчатку. Открыл несколько духовных школ, где представители малых народов Сибири обучались вместе с русскими.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФИЛОФЕЙ - русский писатель 16 в., монах псковского Елизарова монастыря. Развивал теорию "Москва - третий Рим". Сторонник иосифлян.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Филофей

    I

    русский писатель XVI в., монах псковского Елизарова монастыря В посланиях развивал теорию «Москва — третий Рим». Сторонник иосифлян. Автор посланий к великому князю московскому Василию III, царю Ивану IV Грозному, дьяку Мисюрю Мунехину — фактическому руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству, и др.

    II

    в миру Лещинский (1650—1727), митрополит Тобольский в 1702—09 и 1715—20, миссионер. В 1704 Филофей снарядил миссию в Монголию, в 1705 — на Камчатку. За время его управления в епархии построено много церквей, открыто несколько духовных школ, где вместе с русскими обучались представитель коренных народов Сибири. Способствовал обращению в православие около 40 тыс. человек (остяков, вогулов, тунгусов и др.).

    * * *

    ФИЛОФЕЙ

    ФИЛОФЕ́Й (даты рождения и смерти неизвестны, умер в Пскове), русский публицист первой половины 16 века, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III Ивановичу, царю Ивану IV Грозному, дьяку Мисюрю Мунехину (фактический руководитель администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству). В своих произведениях Филофей защищал принципы иосифлян, был сторонником присоединения Пскова к Москве. В посланиях Филофея нашла наиболее последовательное изложение теория «Москва — третий Рим»(см. МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ), утверждавшая идею преемственности ведущей роли Москвы, Российского государства в православном христианском мире после утраты ее Константинополем. Наиболее лаконично и точно политическая теория суверенности Русского государства была сформулирована Филофеем в его послании к Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется».

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. писатель и публицист 1-й пол. 16 в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к вел. кн. Василию III и царю Ивану IV, дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину - руководителю великокняж. администрации в Пскове после его присоединения к Рус. гос-ву и др. Предполагают, что Ф. принимал участие в составлении псковского летописного свода 1547. В своих произв. Ф. с иосифлянских позиций (см. Иосифляне) вставал на защиту церк. интересов. В посланиях Ф. нашла наиболее четкое и последовательное изложение теория "Москва - третий Рим", утверждавшая идею преемственности ведущей роли Москвы, Рус. гос-ва в православном христианском мире после утраты ее Римом и Константинополем. Ф. был сторонником присоединения Пскова к Москве.

    Лит.: Малинин В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, К., 1901; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 - нач. 16 в., М.-Л., 1960; Масленникова H. H., Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству, Л., 1955.

    H. H. Масленникова. Ленинград.

    2

    .

    (до пострижения в монахи - Лещинский) (1650-1727) - церк. деятель России. Род. на Украине. Окончил Киевскую духовную академию. В 1702, после посвящения в сан митрополита Сибирского, отправился в Тобольск. Управлял митрополией до 1709, затем в 1717-20. Известен как распространитель христианства среди народов Сибири. Религ.-миссионерская деятельность Ф., проводившаяся крутыми и насильственными мерами, была в то же время тесно связана с просветительской работой и с изучением Сибири. В 1704 Ф. снарядил миссию в Монголию, в 1705 - на Камчатку. Много путешествовал по Сибири. Впервые в сиб. истории открыл духовные школы, где, кроме русских, обучались и дети местных народов.

    Лит.: Абрамов H. A., Святитель Филофей, в схиме Федор, просветитель сиб. инородцев, Омск, 1882; Буцинский П. Н., Крещение остяков и вогулов при Петре Великом, X., 1,893.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛОФЕЙ
    ФИЛОФЕЙ - русский писатель 16 в., монах псковского Елизарова монастыря. Развивал теорию "Москва - третий Рим". Сторонник иосифлян.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: