Большая Советская энциклопедия

    (Chase)

    Стюарт (р. 8.3.1888, Сомерсуэрт, Нью-Хэмпшир), американский экономист. Получил образование в Массачусетсском технологическом институте (1907—08) и Гарвардском университете (1910). В 20—40-е гг. консультант ряда правительственных учреждений США. В 1925 выступил с работой «Трагедия расточительства», в которой приводится богатый фактический материал, характеризующий расхищение производительных сил при капитализме. Ч. отстаивает ошибочную теорию возможности реформирования, улучшения капитализма. В работе «Технократия» (1933) Ч. утверждал, что главная роль в этом должна сыграть техническая интеллигенция. Ч. вынужден признать недоиспользование производственных мощностей в США и наличие постоянной армии безработных. Но причину этих явлений он усматривает не в капиталистических производственных отношениях, а в психологии людей, в господствующих представлениях и понятиях. Эти идеалистические взгляды Ч. выразил в работе «Тирания слов» (1938). В работе «Цели для Америки» (1942) выступил активным сторонником буржуазно-реформистской теории смешанной экономики (см. Смешанной экономики теория). Главным средством лечения капитализма Ч. считает государственное регулирование экономики. Благодаря соединению частного предпринимательства и государственного регулирования капиталистическая экономика, по мнению Ч., становится смешанной (mixed). Рассуждения Ч. о «смешанной экономике» представляют фактически не что иное, как апологию государственно-монополистического капитализма. Заявляя, что для сокращения безработицы необходимо расширять как личное потребление, так и военное производство, Ч. по существу оправдывает милитаризацию экономики. Этим же целям служит рекламируемая Ч. широкая программа общественных работ (строительство аэродромов, стратегических дорог и т.п.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЧЕЙЗ

    (Chase), Стюарт (р. 8 марта 1888) – амер. социолог и экономист. Осн. влияние на формирование взглядов Ч. оказали Бриджмен и Кожибский. В работах 20-х гг. резко и аргументированно критиковал расточительство человеческих и материальных ресурсов, присущее капиталистич. системе.

    В 30-х гг. Ч. пропагандировал либеральные социальные и экономич. идеалы тех слоев амер. общества, политич. выразителем к-рых стал Ф. Д. Рузвельт.ч. развивает концепцию "смешанного общества", к-рое, по его мнению, имеет достоинства как капиталистической, так и социалистич. экономики. По мнению Ч., руководство обществом должно осуществляться специалистами. Эта технократич. утопия была холодно встречена амер. деловым миром, и, хотя Ч. и в послевоенное время не отказывается от идей "гибридизации" капитализма и социализма, осн. темой его работ становится природа социального конфликта; в кн. "Пути к соглашению" ("Roads to agreement", N. Y., 1951) Ч. развивает идеи "человеч. отношений". Ряд работ Ч. посвящен методам исследования обществ. мнения. Предпосылки теории "смешанного общества", социального конфликта вытекают из интерпретации Ч. общей семантики: "Если мы хотим понять мир и самих себя, нам необходимо употреблять язык, структура которого соответствует структуре природы и общества" ("The tyranny of words", N. Y., 1938, p. 80). Ч. утверждает, что в то время как социальная жизнь усложняется, "разговорные" языки остаются теми же, что и двести лет назад, в силу чего происходит постоянная подмена значений. "Хороший язык сам по себе не спасет человечества. Но если мы будем видеть за именами вещи, это поможет нам в понимании структуры мира, в котором мы живем. Хороший язык поможет нам понимать друг друга в беседах о реальных вещах нашего окружения, тогда как теперь мы говорим туманно, на чужих друг другу языках" (там же, р. 361). Т.о., сводя важнейшие социальные конфликты к действию семантогенных факторов, объясняя идеологич. противоречия "семантич. неграмотностью", "плохим языком", Ч. приходит к выводу, что мировые державы легко смогут достичь взаимопонимания, если на международ. конференциях будут присутствовать семантики.

    Роль Ч. в развитии общей семантики сводится к попыткам свести проблемы взаимопонимания (коммуникации) к проблемам чисто языковым. И хотя аргументацию Ч. против радикального конвенционализма нельзя не признать убедительной, сама социальная программа общей семантики целиком отвергается марксистской социологией.

    Соч.: The tragedy of waste, N. Y., 1925; Your money's worth, N. Y., 1927; Prosperity. Fact or myth?, N. Y., 1929; Men and machines, N. Y., 1929; The Nemesis of American business and other essays, N. Y., 1931; A new deal, N. Y., 1932; The economy of abundance, N. Y., 1934; Government in business, N. Y., 1935; Rich land, poor land, N. Y., [1936]; The new western front, N. Y., [1939]; Idle money, idle men, N. Y., 1940; Goals for America, N. Y., 1942; Men at work, N. Y., 1945 (совм. с M. Tyler); Democracy under pressure, N. Y., 1945; Tomorrow's trade, N. Y., 1946; Proper study of mankind, N. Y., 1948; The power of words, N. Y., 1954; Guides to straight thinking, N. Y., 1956; Live and let live, N. Y., [1960].

    Б. Самсонов. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия