Большая Советская энциклопедия

    Андреев Николай Андреевич [14(26).10.1873, Москва, ‒ 24.12.1932, там же], советский скульптор и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в Москве в Строгановском училище (1885‒91) и училище живописи, ваяния и зодчества (1892‒1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал влияние искусства передвижников («Жница с ребёнком», гипс, 1899, Третьяковская галерея и Киевский музей русского искусства), в последующих произведениях (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, Третьяковская галерея) в поисках новой пластической выразительности обращался к приёмам импрессионизма. В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904‒09), отличающемся выразительностью силуэта и живописной свободой композиции, создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». В статуе Свободы (сохранилась голова, 1918‒19, бетон, Третьяковская галерея), памятниках А. И. Герцену и Н. П. Огареву (цемент с гранитной крошкой, 1918‒22), памятнике А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924‒29; все ‒ в Москве) добился монументальности и простоты форм. Крупным вкладом А. в историю советского искусства явилась серия скульптурных (около 100) и графических портретов В. И. Ленина ‒ т. н. «Лениниана» (1919‒32, Центральный музей В. И. Ленина и Третьяковская галерея). Возникшая на основе многочисленных этюдов с натуры, выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича, она воссоздаёт целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой человечностью облик вождя. Серии присущи точность реалистических наблюдений, глубина раскрытия многообразных психологических состояний, ясность и лаконизм пластических средств. Итогом серии явился исполненный внутренней собранности и героической целеустремлённости образ В. И. Ленина в статуе «Ленин-вождь» (гипс, 1931‒32, окончена В. А. Андреевым).

    С 1913 А. работал также как театральный художник, оформил ряд спектаклей Московского Художественного театра. Выполненные им графические портреты Ф. Э. Дзержинского, М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и др. занимают существенное место в истории советской портретной графики. Творчество А. сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма. совместно с А. в 1919‒28 работал его брат Вячеслав Андреевич А. (1890‒1945), известный как автор статуи «Рабочий со звездой» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

    Лит.: Бакушинский А. В., Н. А. Андреев. 1873‒1932, М., 1939; Николай Андреевич Андреев. Выставка произведений, М., 1958: Трифонова Л. П., [Вступит. статья], в кн.: Лениниана. Скульптор Н. А. Андреев. [Альбом], [Л., 1961].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873-1932) - российский скульптор, заслуженный деятель искусств России (1931). Памятники Н. В. Гоголю (1904-09), А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1918-22), А. Н. Островскому (1924-29) - все в Москве. Серия скульптурных (ок. 100) и графических портретов Ленина на основе этюдов с натуры.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Андре́ев Николай Андреевич

    (1873—1932), скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Автор психологически выразительного, проникнутого внутренним трагизмом памятник Н. В. Гоголю (1904—1909), а также памятники А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (1918—1922), А. Н. Островскому (1924—1929) — все в Москве. Серия скульптур (около 100) и графических портретов В. И. Ленина на основе этюдов с натуры.

    * * *

    АНДРЕЕВ Николай Андреевич

    АНДРЕ́ЕВ Николай Андреевич [14 (26) октября 1873, Москва — 24 декабря, 1932, там же], российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России (1931).

    Учился в Москве в Строгановском училище (1885—1891) и Училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1901) у С. М. Волнухина(см. ВОЛНУХИН Сергей Михайлович). В ранних работах испытал влияние сначала передвижников(см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) («Жница с ребенком», гипс, 1899, Третьяковская галерея и Киевский музей русского искусства), а затем импрессионистов(см. ИМПРЕССИОНИЗМ) (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, Третьяковская галерея). Скульптор создал в Москве глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ Н. В. Гоголя (бронза, гранит,1904—1909). Памятник отличается выразительностью силуэта и живописной свободой композиции.

    В первые годы Советской власти скульптор участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». Автор памятников А. И. Герцену и Н. П. Огареву (цемент с гранитной крошкой, 1918—1922), А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924—1929) — все в Москве. Серия скульптурных (около 100) и графических портретов Ленина на основе этюдов с натуры. С 1913 работал как театральный художник. Оформил ряд спектаклей Московского Художественного театра. Графические портреты М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и других занимают существенное место в истории российской портретной графики. Совместно с Андреевым в 1919—1928 гг. работал его брат Вячеслав Андреевич Андреев (1890—1945), известный как автор статуи «Рабочий со звездой» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: