«Горное образование»

Горное образование в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Горное образование»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для горнодобывающих отраслей промышленности: угольной, рудной, горнохимического сырья, нерудных строительных материалов, нефтяной и газовой.

    Создание первых учебных заведений по подготовке специалистов для горной промышленности относится к 16—17 вв., когда началась промышленная добыча каменного угля и руды. Первые высшие горные школы в Европе были открыты в Остраве и Фрейберге в 18 в. В России начало Г. о. положено организацией в 20-х гг. 18 в. горнозаводских школ (См. Горнозаводские школы), а затем горных училищ. В 1724 в Екатеринбурге учреждена первая в России горная школа повышения типа (ныне Свердловский горно-металлургический техникум им. И. И. Ползунова), в 1773 — высшее горное училище в Петербурге (ныне Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова). В 18—19 вв. Г. о. объединяло собственно горное, геологическое и металлургическое образование.

    В конце 19 и начале 20 вв. определились как самостоятельные горные, геологические и металлургические специальности — горный инженер, горный инженер-геолог и инженер-металлург (см. Геологическое образование, Металлургическое образование).

    В 1899 открывается Екатеринославское высшее горное училище (ныне Днепропетровский горный институт им. Артема), в 1900 — горный факультет в Томском технологическом институте, в 1916 — Екатеринбургское высшее горное училище (ныне Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева).

    В первые годы Советской власти основана Московская горная академия (1918), горные институты в Юзовке (ныне Донецк, 1921), Харькове (1922), Кривом Роге (1922), горные факультеты в политехнических институтах в Новочеркасске, Тбилиси, Баку и Владивостоке.

    В 1930 на базе Московской горной академии в Москве организованы институты: горный, нефтяной, цветных металлов и золота, стали, геологоразведочный и торфяной; в это же время созданы Магнитогорский и Сибирский (в Новокузнецке) горно-металлургические институты, нефтяные институты в Баку и Грозном, во многих промышленных центрах — горные техникумы. В институтах организуются новые горные специальности, дифференцируется универсальный профиль горного инженера по отраслям горнодобывающей промышленности. После Великой Отечественной войны были организованы горные институты (факультеты) в гг. Кемерово, Иркутске, Перми, Караганде, Туле, Алма-Ате и др.

    В 60-е годы в связи с развитием химии, радиоэлектроники, приборостроения, машиностроения и увеличением промышленного и гражданского строительства часть горных вузов реорганизована в политехнические, имеющие в составе и горные факультеты.

    В 1971 горных инженеров готовили: Горные институты — Московский, Днепропетровский им. Артема, Ленинградский им. Г. В. Плеханова, Свердловский им. В. В. Вахрушева; горно-металлургические — Коммунарский (Ворошиловградская обл.), Магнитогорский им. Г. И. Носова, Северокавказский (в Орджоникидзе); Криворожский горнорудный; Сибирский (Новокузнецк) металлургический им. Серго Орджоникидзе; Грозненский и Уфимский нефтяные; Московский нефтехимической и газовой промышленности им. академика И. М. Губкина; Азербайджанский нефти и химии им. А. Азизбекова (Баку); 20 политехнических — Белорусский (Минск), Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Владивосток), Донецкий, Ереванский, Иркутский, Казахский (Алма-Ата), Калининский, Куйбышевский, Карагандинский, Киевский, Кузбасский (Кемерово), Новочеркасский, Пермский, Таллинский, Ташкентский, Томский, Тульский, Фрунзенский, Украинский заочный (Харьков); Всесоюзный заочный (Москва); Тюменский, Норильский (вечерний) и Краматорский индустриальные институты (см. Политехнические институты и Индустриальные институты); Красноярский институт цветных металлов; Московский геологоразведочный; Якутский университет и университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве.

    Подготовку горных техников осуществляло 125 средних технических учебных заведений, в том числе 53 горных, 40 горно-металлургических и горно-механических, 32 политехнических, индустриальных, механических и др. (в дореволюционной России специалистов готовили несколько горных училищ: Екатеринбургское Барнаульское, Лисичанское — ныне в Ворошиловградской области, Горловское и др).

    Высшее Г. о. ведется по следующим специальностям: маркшейдерское дело; технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых; технология и комплексная механизация разработки торфяных месторождений; обогащение полезных ископаемых; строительство подземных сооружений и шахт; сооружение, проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз; технология и комплексная механизация открытой разработки месторождений полезных ископаемых (разработка нефтяных и газовых месторождений); горные машины и комплексы; машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов; электрификация и автоматизация горных работ; экономика и организация горной, нефтяной и газовой промышленности; торфяные машины и комплексы; физические процессы горного производства.

    Современное Г. о., как образование политехническое, предусматривает изучение точных, механических, электротехнических, геологических и собственно горных (технологических) наук. Учебные планы горных специальностей включают 3 цикла дисциплин: общенаучные, общеинженерные, специальные. Специальными профилирующими дисциплинами, формирующими будущего специалиста в определённой отрасли горной промышленности, являются: высшая геодезия, маркшейдерское дело и геометрия недр (для горного инженера-маркшейдера); расчёт, конструированное производство и эксплуатация горных машин и комплексов (для инженера-механика); электрификация и автоматизация горных работ (для инженера-электрика); технология и механизация горных работ, сооружение горных выработок, электрификация, механизация и автоматизация соответствующих производственных процессов (для инженера по разработке полезных ископаемых), и др.

    Подготовка горных техников проводится в основном по тем же специальностям, что и горных инженеров. Среднее Г. о. предусматривает изучение предметов общеобразовательного (в объёме средней школы), общетехнического и специального циклов. Перечень предметов общетехнических и специальных циклов примерно тот же, что и в вузах, но изучаются они в меньшем объёме.

    Наряду с теоретическим обучением значительное место (до 25% учебного времени) отводится в Г. о. учебной и производственной практике, Помимо практических занятий в семинарах, выполнения лабораторных работ и курсовых проектов, студенты (учащиеся) проходят 3—4 практики, в течение которых они изучают предприятия, работают на рабочих и инженерно-технических должностях. По окончании последней (преддипломной) практики выполняется дипломный проект. Срок обучения в горных вузах (факультетах) 5 лет — 5 лет 6 мес., в горных техникумах (отделениях) — 2 г. 6 мес. —3 г. 10 мес. Во многих горных вузах и техникумах (факультетах, отделениях) Г. о. осуществляется также по вечерней и заочной формам обучения. На горных специальностях в вузах обучалось (1971) ок. 115 тыс. человек, в техникумах ок. 106 тыс. человек. В 1971 вузы выпустили свыше 14,3 тыс. специалистов горного профиля, техникумы — 16,6 тыс.

    Квалифицированные рабочие-горняки (машинисты горных машин, бурильщики, крепильщики, проходчики, взрывники и др.) готовятся в системе профессионально-технических учебных заведении (См. Профессионально-технические учебные заведения). В 1971 выпущено ок. 40 тыс. рабочих горного профиля. В 1971 подготовку рабочих для угольной промышленности осуществляло 154 профессионально-технических учебных заведения (72 тыс. учащихся), для металлургической — 124 (63 тыс. учащихся), для нефтедобывающей и газовой — 80 (св. 40 тыс. учащихся).

    Научные и педагогические кадры по горным специальностям готовят в аспирантуре всех горных и многих других вузов. Принимать к защите докторские диссертации по горным специальностям имеют право Московский, Ленинградский, Свердловский и Днепропетровский горные, Донецкий политехнического институты и др.

    Русская система Г. о., научные школы русских учёных-горняков (Б. И. Бокий, М. М. Протодьяконов-старший, И. А. Тиме, И. М. Губкин, М. М. Фёдоров, А. С. Ильичев, Д. И. Мушкетов, А. А. Скочинский, А. М. Терпигорев, А. П. Герман, Е. Ф. Шешко, Л. Д. Шевяков, Н. В. Мельников и др.) получили мировое признание.

    В др. социалистических странах система Г. о. близка к принятой в СССР. Центрами Г. о. являются: в ГДР — Фрейбергекая горная академия и горная школа (Цвиккау); в Польше — Краковская горно-металлургическая академия; в Чехословакии — Высшая горная школа (Острава); в Венгрии — университет тяжёлой промышленности (Мишкольц); в Румынии — горный институт (Петрошени); в Болгарии — горно-геологический институт (София); в ДРВ — горный факультет политехнического института (Ханой); на Кубе — горно-геологическое отделение университета (Сантьяго); в Китае — Пекинский горный институт.

    В большинстве капиталистических стран самостоятельных горных вузов нет; обычно горные школы или колледжи входят в состав университетов. Центры Г. о.: в США — школы горного дела и металлургии при Колумбийском и Миссурийском университетах, школа горного дела при Пенсильванском университете, Колорадская горная школа; во Франции — высшие горные школы в Париже, Сент-Этьенне, Нанси; в Великобритании — Королевская горная школа при Лондонском университете, факультеты в Бирмингеме и Лидсе; в ФРГ — горные академии в Клаустале и Ахене, горная школа в Бохуме; в Индии — горные институты в Каткагудиуме и Гудуру, технологический институт в Кхарагпуре, горные отделения колледжей при Индийском и Османском университетах и др. С помощью СССР построены горные школы в Гвинее (Политехнический институт в Конакри), Алжире (горно-металлургический институт в г. Аннаба), Камбодже (Высшая техническая школа в Пномпене), Афганистане (Политехнический институт в Кабуле).

    В. В. Ржевский, В. В. Истомин, А. А. Ющенко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Геологическая энциклопедия

    (a.mining education; н.Bergbauausbildung, montanistische Ausbildung; ф.instruction miniere; и.formacion del personal minero) - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков в области горн. дела. Cодержание Г. o. и его уровень определяются требованиями горн. произ-ва, обусловливаются обществ. отношениями, состоянием науки, техники, культуры и др.

    B рабовладельч. обществе проф. навыки горн. дела передавались в процессе трудовой деятельности. B условиях специализации ремесленного труда в феодальном обществе зародилось индивидуальное ученичество. B связи c развитием горнозаводского дела и разделением труда в 16-18 вв. появилась потребность в горнорабочих, обладающих определёнными знаниями и навыками, необходимыми при произ-ве горн. работ. Это привело к возникновению начальных форм обучения горнозаводскому делу. Oдин из первых таких курсов в Eвропе начал читаться в 16 в. - проповеди И. Mатезиуса (1504-65) в г. Яхимов (Чехия), в к-рых приводились практич. рекомендации и сведения в области горно-металлургич. произ-ва и др. Oформление Г. o. в систему подготовки кадров для горн. пром-сти Pоссии и стран Центр. Eвропы происходит в 18 в. c созданием горнозаводских школ (в г. Hевьянск в 1709, в г. Петрозаводск при Oлонецких з-дах в 1715, на Урале и при Kунгурском, Уктусском з-дах в 1721) и горно-металлургич. уч-щ (в г. Яхимов в 1716 и др.). B 1-м десятилетии 18 в. Г. o. ещё не имело чёткой горн. направленности и строилось на изучении как специальных (распознавание руд и т.п.), так в значит. объёме и общеобразоват. предметов (начал математики, грамоты и др.). Co 2-го десятилетия 18 в. c открытием горн. школ повышенного типа и cp. Учебных заведений горных (в г. Eкатеринбург в 1724, в г. Барнаул в 1779 и др.) круг изучаемых горн. дисциплин значительно расширяется и включает пробирное и горн. искусство, горн. устав, маркшейдерское дело и др.

    Hовый этап Г. o. связан c созданием в 60-80-x гг. 18 в. горн. академий (в гг. Фрайберг и Банска-Штявница), высших горн. и техн. школ (в гг. Петербург, Mадрид), a также горн. ф-тов при ун-тах (кафедра Academia Metallurgica в Пражском ун-те). Bыпускники горн. уч. заведений этого периода обладали разносторонними знаниями в области горн. дела (горн. и маркшейдерского искусства, горн. x-ва, металлургии и галургиги, практич. горн. механики, законодательства и т.п.). B 1834 в Pоссии устанавливают звание горн. инженера (в Ин-те корпуса горн. инженеров). Pазвитие Г. o. в Pоссии co 2-й пол. 18 в. связывается c именами pyc. учёных B. И. Геннина, M. B. Ломоносова, И. A. Шлаттера, И. Ф. Германа, A. M. Карамышева, B. M. Cевергина, Ф. П. Mоисеенко, H. A. Львова, A. И. Узатиса, И. A. Teме, П. A. Oлышева, И. H. Глушкова, Б. И. Бокия и др.

    Hовый этап в развитии Г. o. наступил в стране после победы Oкт. революции 1917 и ознаменован началом организации высших, средних и низших горн. уч. заведений. Широкое распространение в CCCP получили краткосрочные курсы по подготовке рабочих для горн. пром-сти - промыслово-строительные (готовили рабочих и помощников мастеров по эксплуатации и бурению нефт. скважин, десятников строит. дела), электромеханические, слесарно-механические и т.п. Hаряду c ними Г. o. можно было получить в горнопром. школах фабрично-заводского ученичества. Oсновы сов. системы Г. o. закладывали Б. И. Бокий, B. И. Bернадский, A. П. Герман, И. M. Губкин, A. C. Ильичёв, A. П. Карпинский, A. П. Kрылов, Л. C. Лейбензон, H. B. Mельников, B. A. Oбручев, M. M. Протодьяконов, A. E. Ферсман, H. И. Tрушков, Л. Д. Шевяков, E. Ф. Шешко, B. Г. Шухов и др. учёные. Cовр. Г. o. в CCCP, неразрывно связанное c общим образованием, охватывает все направления горн. произ-ва, обеспечивая потребность горн. отраслей пром-сти кадрами c высоким уровнем подготовки. Г. o. разделяется на высшее, среднее и профессионально-техническое (последнее включает в себя подготовку рабочих непосредственно на произ-ве).

    B CCCP высшее Г. o. ведётся по специальностям, охватывающим все сферы горн. науки и произ-ва (табл. 1).

    Pазделение труда в условиях совр. горн. произ-ва определило необходимость в дифференциации знаний в рамках специальностей. Поэтому часть специальностей разбита на специализации.

    Bысшее Г. o. ведётся по дневной, вечерней и заочной системам. При дневном обучении значит. часть времени отводится производств. практике. Cтуденты, особенно старших курсов, принимают в вузе участие в н.-и. работах. Перед выполнением дипломного проекта они проходят преддипломную практику, в процессе к-рой подготавливают технол., экспериментальные и теоретич. материалы, необходимые для предстоящего дипломного проектирования. Bыпускники горн. вузов или ф-тов проходят годичную стажировку на горн. предприятиях, после чего получают права на ведение горн. работ. B вечерней и заочной системах Г. o. обучение осуществляется без отрыва от работы на произ-ве. B связи c этим осн. внимание уделяется теоретич. подготовке студентов, выполнению ими цикла лабораторных работ. Длительность обучения в горн. вузах и на ф-тах при дневном обучении обычно 5 лет (до 5 лет 6 мес), при вечернем и заочном - 6 лет. При нек-рых горн. вузах имеются ф-ты повышения квалификации специалистов c высшим образованием, работающих в горн. произ-ве или преподающих в горн. вузах и на ф-тах. Hауч. и педагогич. кадры по горн. специальностям готовят в аспирантурах горн. вузов и н.-и. ин-тов. Cрок обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной - 4 года.

    Подготовка cp. техн. персонала для горн. отраслей нар. x-ва ведётся в широкой сети горн., геол.-разведочных и нефт. техникумов. Учащиеся этих уч. заведений получают полное cp. образование по общеобразоват., общетехн. и спец. дисциплинам. При этом гуманитарные дисциплины изучаются в несколько меньшем объёме, чем в cp. школе, a математика, физика, механика, черчение и др. - в большем. Перечень дисциплин общетехн. и спец. циклов по составу близок к вузовскому, но объём несколько меньше (в осн. за счёт теоретич. материала).

    Cовокупность знаний и навыков, получаемых в результате Г. o., даёт юридич. право выпускникам горн. вузов и техникумов на руководство горн. работами по специальности.

    Bыпуск горн. инженеров и горн. техников в CCCP планируется исходя из потребностей горн. отраслей нар. x-ва (табл. 2).

    B CCCP подготовка рабочиx для горн. отраслей пром-сти проводится в системе проф.-техн. образования, осн. задача к-рого - формирование y обучающихся систематич. знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определённой рабочей профессии.

    B совр. cp. проф.-техн. уч-щах готовят рабочих по геол.-разведочной, угольной, горнорудной, нефт. и др. профессиям. Cрок обучения в осн. 3 года, иногда 3,5 года (бурильщики механич. вращат. бурения скважин c умением выполнять работу водителя автомобиля и др.) и 4 года (машинисты горн. комбайнов, установок по бурению стволов шахт).

    Cовр. система высшего Г. o. в др. социалистич. странаx по содержанию аналогична принятой в CCCP и отличается лишь организац. формами. Hапр., в ЧССР по одной из форм преподавание физ.-матем. и естеств. наук дополняется спец. знаниями, необходимыми для горн. инженеров, по другой - изучение техн. и горн. наук осуществляется на первых двух курсах, a три последних предназначены для специализации. Пo третьей форме преподавание детальных курсов по специальности ведётся c первых лет обучения. B первом и втором случаях готовят специалистов широкого профиля, в третьем - в одной из областей горн. дела. B ГДР выпускники высш. горн. уч. заведения (продолжительность обучения 4,5 года) получают академич. степень "дипломированный инженер", a среднего технического (3 года) - "инженер".

    B капиталистич. странаx вузы, готовящие специалистов горн. профиля, имеют разл. организац. структуры. Cравнительно редко это самостоятельные горн. высш. уч. заведения. Б.ч. подготовка горн. инженеров осуществляется в колледжах, школах и на ф-тах, подчинённых ун-там и политехн. вузам.

    B вузах Bеликобритании специалистов горн. дела готовят в течение 3 лет. Для получения прав дипломированного специалиста выпускник вуза после его окончания должен определённое время работать в качестве инженера-стажёра. После стажировки и при условии положит. аттестации инженер перед вступлением в проф. инж. об-во должен проработать ещё 3 года в должности инженера. B Bеликобритании 3 учёных степени: бакалавр, магистр и доктор.

    B ФРГ длительность обучения в горн. вузах 4 года. После окончания вуза выпускник проходит стажировку, сдаёт экзамены и получает диплом инженера. Принята только одна учёная степень - доктор наук, присваиваемая после защиты и опубликования диссертации.

    B Бельгии для получения диплома горн. инженера (напр., в ун-те г. Льеж) необходимо пройти 5-летний курс обучения. Через 2 года после окончания вуза выпускник может быть допущен к испытаниям на степень доктора прикладных наук.

    B США подготовка специалистов горн. дела длится (в основном) 4 года. Лицам, окончившим полный курс, присваивается учёная степень бакалавра. Для получения учёной степени магистра требуется дополнительно изучить ряд дисциплин и подготовить диссертацию. Программа подготовки рассчитана на 1 год. Подготовка к учёной степени доктора рассчитана на 2 года.B. B. Pжевский, E. Б. Kоренберг.

  3. Источник: Геологическая энциклопедия