гироскопический прибор для измерения углов крена и тангажа летательного аппарата. Угол тангажа — угол между продольной осью аппарата и горизонтальной плоскостью, а угол крена — угол наклона продольной плоскости аппарата к вертикали. Основные части А. — Гироскопс тремя степенями свободы, сохраняющий положение своей оси в пространстве неизменным, и маятниковая система коррекции, устраняющая отклонения оси ротора гироскопа от истинной вертикали. Во всех случаях несовпадения оси ротора гироскопа с истинной вертикалью система коррекции, состоящая из маятника, расположенного на внутренней раме гироскопа, и коррекционных двигателей, вызывает прецессию оси (движение её в плоскости, перпендикулярной направлению приложения силы) до тех пор, пока ось не займёт заданного ей положения. Как только ось совпадает с вертикалью, прецессия прекращается. На практике наиболее распространены А., у которых на лицевой части прибора нанесён силуэт самолёта 2, неподвижный относительно корпуса 1 и, следовательно, самолёта. За силуэтом находится сфера 3, положение которой стабилизировано гироскопом. Нижняя половина сферы окрашена в голубой цвет (небо), а верхняя — в коричневый (земля). Линия раздела цветных полусфер служит линией искусственного горизонта 5. На сферу также нанесены шкалы для измерения углов тангажа 4 и крена 6.Наблюдая за положением изображенного на шкале прибора силуэта относительно перемещающейся линии искусственного горизонта, лётчик судит о наличии и величине этих углов. В корпус А. вмонтирован также указатель скольжения 7самолёта с меткой нулевого положения 8. В прошлом применялись А. с пневматическими гироскопами и корректирующими устройствами; в дальнейшем получили распространение А. с электрическими гироскопами и корректирующими устройствами. Общая погрешность показаний электрических А. при прямолинейном полёте не превышает 1°, а после выхода из виража с креном 20° при скорости самолёта 400 км/ч — 2°, что практически обеспечивает возможность пилотирования вне видимости земли.
Лит.: Фридлендер Г. О., Козлов М. С., Авиационные гироскопические приборы, М., 1961.
Внешний вид авиагоризонта со сферической шкалой и указателем скольжения.
-а, м.
Авиационный прибор, показывающий положение самолета относительно горизонта.
м.
Авиационный прибор для определения положения самолета в пространстве относительно горизонта.
АВИАГОРИЗОНТ - гироскопический прибор для определения углов крена и тангажа летательного аппарата.
аэро artificial horizon, gyrohorizon
gyroscope, gyro(scopic) horizon, flight indicator
м. ав.
horizonte artificial
АВИАГОРИЗО́НТ -а; м. Гироскопический прибор для определения положения летательного аппарата относительно горизонта.
* * *
авиагоризо́нтпилотно-навигационный гироскопический прибор для определения углов крена и тангажа летательного аппарата.
* * *
АВИАГОРИЗОНТАВИАГОРИЗО́НТ, гироскопический прибор(см. ГИРОСКОП) для определения углов крена(см. КРЕН) и тангажа(см. ТАНГАЖ) летательного аппарата.
пилотажно-навигац. гироскопич. прибор для измерений и визуальной индикации углов крена и тангажа, характеризующих положение ЛА относительно горизонтальной плоскости. См. рис.
Авиагоризонт: 1 - подвижная линия горизонта; 2 - шкала тангажа; 3 - флажок сигнализатора отказа прибора; 4 - зенит; 5 - силуэт-самолётик; 6 - шкала крена
gyroscope, gyro(scopic) horizon, flight indicator
* * *
авиагоризо́нт м.automatic [artificial, gyro] horizon, attitude gyro, attitude indicator
авиагоризо́нт выбива́ется — the gyro horizon topples [tumbles]
(за)арретировать авиагоризо́нт — cage the gyro horizon
разаррети́ровать авиагоризо́нт — uncage the gyro horizon
дистанцио́нный авиагоризо́нт [АГД] — remote-indicating automatic horizon
* * *
gyroscopic horizon
м.
orizzonte m artificiale, girorizzonte m, indicatore m giroscopico di orizzonte
техн.
(прибор) авіагоризо́нт
техн.
(прибор) авіагоризо́нт