Большая Советская энциклопедия

    (р. 16.11.1892, м. Шавань уезда Лэшань провинции Сычуань)

    китайский учёный, историк, писатель. Выходец из помещичьей семьи. В 1923 окончил медицинский факультет университета Кюсю (Япония). Участник Революции 1925—27 в Китае (См. Революция 1925-27 в Китае). В 1928—37 жил в эмиграции в Японии, где занимался изучением древнекитайской истории. В период антияпонской войны 1937—45 находился на политической работе в вооружённых силах гоминьдановского правительства. С 1949 президент АН Китая, с 1954 заместитель председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания партийных представителей. В апреле 1969 на 9-м съезде КПК избран член ЦК КПК. Печатается с 1919. Был одним из организаторов и руководителей (1921) литературного общества «Творчество» и «Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства по отпору врагу». Ранняя поэзия представлена сборниками «Богини» (1921) и «Звёздное пространство» (1923), для которых характерны антифеодальные настроения, революционный романтизм. Стихи последующих лет вошли в сборники «Ваза» (1927), «Возвращение» (1928), «Голос войны» (1938) и «Цикады» (1948). После образования КНР (1949) вышли сборники «Гимн новому Китаю» (1953) и «Пусть расцветают все цветы» (1958). Пьесы Г. М.-ж. написаны на историко-патриотические темы («Тигровый знак», 1942, и др.). В работах Г. М.-ж. по истории большое место отводится вопросу о существовании рабовладельческого общества в Китае, дешифровке и интерпретации различных древних надписей. Критические, публицистические статьи и мемуары Г. М.-ж. вошли в книги «Сегодня и завтра» (1949), «Кипение» (1950), «Песня о бушующей волне» (1959), «Путевые заметки об СССР» (1946). Перевёл на китайский язык «Немецкую идеологию» К. Маркса и Ф. Энгельса, «К критике политической экономии» К. Маркса, часть «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Фауст» И. В. Гёте; первым переводил стихи В. В. Маяковского и других советских поэтов.

    Соч.: Мо жо вэнцзи, т. 1—8, Пекин, 1957—59; Чжунго гудай шэхуй яньцзю, 2 изд., Пекин, 1954; Цзягу вэньцзы яньцзю, 2 изд., Пекин, 1954; Цзиньвэнь цункао, Пекин, 1954; Вэньши луньцзи, Пекин, 1961; в рус. пер. — Соч., т. 1—3, М., 1958; Эпоха рабовладельческого строя, М., 1956; Бронзовый век, М., 1959; Философы древнего Китая (Десять критических статей), М., 1961.

    Лит.: Федоренко Н. Т., Китайская литература, М., 1956; Маркова С. Д., Поэтическое творчество Го Мо-жо, М., 1961; Цыбина Е. А., Драматургия Го Мо-жо в период антияпонской войны (1937—1945), М., 1961.

    Л. И. Думан, С. Д. Маркова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ГО МО-ЖО́

    (псевдоним – Го Дин-тан; род. 16 ноября 1892) – китайский общественный и гос. деятель, историк и писатель. Учился медицине в Японии. В 1921 вернулся на родину и занялся лит. деятельностью. Принимал участие в революции 1924–27. После ее поражения находился в эмиграции в Японии, подвергался преследованиям со стороны япон. пр-ва. В период антияпон. войны (1937–45) выступает за создание и укрепление единого нац. фронта. При образовании КНР (1949) Г. М.-ж. был избран членом Центр. нар. правительственного совета, назначен председателем Комитета по делам культуры и просвещения при Гос. адм. совете. С 1954 – зам. председателя Постоянного комитета Всекит. собрания нар. представителей, президент АН КНР (с 1949), иностр. член АН СССР (с 1958). Директор 1-го Ин-та истории АН КНР. Г. М.-ж. – видный деятель междунар. движения сторонников мира. В 1950 он избирается председателем Кит. нар. комитета защиты всеобщего мира и вице-президентом Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1951).

    Г. М.-ж. – автор ряда трудов по истории древнего Китая, посвященных гл. обр. изучению социально-экономич. основ древнекит. общества ("Исследование древнего общества Китая", 1929; "Собрание надписей на бронзе обоих Чжоусских периодов", 1933; "Эпоха рабовладельческого строя", 1952; "Бронзовый век", 1945, и др.). На основе исследования историч. и археологич. материалов Г. М.-ж. пришел к выводу, что классовое рабовладельч. общество устанавливается в Китае уже в период Шан-Инь (16–11 вв. до н.э.), а переход от рабовладения к феодализму начался в 6–5 вв. до н.э. Ряд работ Г. М.-ж. посвящен исследованию проблем истории кит. философии (ст. "Взгляды Мо-цзы", "Гунсунь Ни-цзы и его теория музыки", "Конфуцианцы царств Цинь и Чу", "Развитие воззрений на "небесный путь" до эпохи Цин" и др.). В работе "Десять критических статей" (1945) он анализирует взгляды др.-кит. мыслителей – Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, Сюнь-цзы, указывая на демократич. характер древнего конфуцианства. Г. М.-ж. – автор перевода на кит. яз. соч. Маркса и Энгельса "Немецкая идеология" и Маркса "К критике политической экономии".

    Соч.; Мо-жо вэньцзи (Собр. соч. Го Мо-жо), т. 1–8, Пекин, 1957–59; в рус. пер – Сочинения, в 3-х томах, т. 1–3, М., 1958; Избранные сочинения, М., 1955; Эпоха рабовладельческого строя, М., 1956; Бронзовый век, М., 1959.

    Лит.: Никольская Л., Смирнов В., Го Мо-жо – писатель, ученый, революционер, в кн.: Писатели стран народной демократии, вып. 2, М., 1958, с. 142–175; Го Мо-жо – историк древнего Китая, "Вестник древней истории", 1952, No 1; Васильев Л. С., Исследования Го Мо-жо о рабстве в древнем Китае, "Советское китаеведение", 1958, No 2.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (псевдоним - Го Дин-тан) (р. 16.XI.1892) - кит. историк, писатель, обществ. и гос. деятель. Чл. компартии Китая. Род. в д. Шавань, у. Лэшань пров. Сычуань. В 1912 окончил среднюю школу в г. Чэнду, в 1923 окончил медицинский ф-т ун-та Кюсю (Япония). В авг. 1927 участвовал в Наньчанском восстании. В том же году был вынужден эмигрировать в Японию, где находился до 1937. В 1928-30 опубликовал "Исследование древнего общества Китая" ("Чжунго гудай шэхуй яньцзю"; выходила по частям, в 1930 издана отд. книгой, переиздана в Пекине в 1954). В 1931-37 Г. М.-ж. опубликовал ряд специальных работ, посвященных исследованию надписей на иньских костях и бронзовых сосудах периодов Инь-Чжоу: "Исследование надписей на костях" ("Цзягу вэньцзы яньцзю", 1931, 2 изд. 1954), "Исследование надписей на бронзе эпох Инь и Чжоу" ("Инь Чжоу цинтунци минвэнь яньцзю", 1931, 2 изд. 1954), "Исследование надписей на бронзе" ("Цзиньвэнь юй ши чжи юй", Токио, 1932), "Собрание надписей на бронзе и исследование" ("Цзиньвэнь цункао", Токио, 1934, Пекин, 1954) и др. В 50-х гг. Г. М.-ж. издал сб. "Эпоха рабовладельческого строя" ("Нуличжи шидай", 1952, рус. пер. 1956) и заново переработал свои прежние работы: "Бронзовый век" ("Цинтун шидай", 1954, рус. пер. 1959) и "Десять критических статей" ("Ши пипаньшу", 1954, в рус. пер. вышла под названием "Философы Древнего Китая", М., 1961).

    После образования КНР занимал ряд адм. постов, с 1954 - зам. пред. Постоянного комитета Всекит. собрания народных представителей; с 1949 - президент АН Китая. С 1950 Г. М.-ж. - пред. Кит. нар. комитета защиты всеобщего мира и вице-президент (с 1959 - чл. Президиума) Всемирного Совета Мира. В дек. 1951 Г. М.-ж. была присуждена премия "За укрепление мира между народами".

    Соч. Г. М.-ж. по истории (кроме назв. в ст.): Лиши жэньу (Ист. деятели), 1947, Шанхай, 1957; Шигувэнь яньцзю (Исследование надписей на кам. барабанах), Пекин, 1955; Гуань-цзы цзицзяо (Собрание комментариев к Гуань-цаы) (совм. с Вэнь И-до и Сюй Вэй-юй), Шанхай, 1956; Вэнь-ши луньцзи (Сб. статей по лит-ре и истории), Пекин, 1961.

    Л. С. Переломов. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия