«Насир Хосров»

Насир Хосров в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Насир Хосров»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Абу Муин аль-Кубадияни аль-Марвази (1004, с. Кубадиян, близ г. Балх, — после 1072, с. Иомган в Бадахшане), таджикский и персидский поэт, философ, религиозный деятель. В 1046—1052 совершил путешествие в Египет, описанное им в «Книге путешествия» («Сафар-наме»). По возвращении был изгнан из родного города Балха как еретик. Конец жизни провёл в горах Бадахшана (Памир). Проповедовал взгляды мусульманской религиозной секты исмаилитов (См. Исмаилиты). Его литературное наследие включает религиозно-философские трактаты, Диван, состоящий из 12 тыс. Бейтов, поэму «Ровшанайи-наме». Н. Х. осуждал придворную поэзию, бичевал сельджукских феодалов, нападал на ортодоксальное духовенство, сковывавшее свободное развитие научной и философской мысли, требовал сострадания к беднякам. Причину зол и бед видел в распространении «дурной веры» и «несправедливом правлении». В его сочинениях нашла отражение идеология крестьянских движений. Значительна роль Н. Х. в развитии жанров философской касыды (См. Касыда) и дидактической поэмы.

    Соч. в рус. пер.: Сафар-наме. Книга путешествия, [М. — Л.], 1933; Избранное, Душ., 1949.

    Лит.: Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959 (лит.); Ашуров Г., Философские взгляды Носири Хисрава, Душ., 1965.

    Л. Е. Бертельс.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    НАСИР ХОСРО́В

    (Носир Хисрав) (р. 1004 – ум. ок. 1088 или между 1072 и 1077) – таджико-перс. философ, поэт и обществ. деятель. Как приверженец исмаилизма, подвергался гонениям со стороны феод. правителей и мусульм. духовенства. Философия Н. X. носила в основном идеалистич. характер. Утверждая, что "...мир телесен и разнообразен и движется в пространстве", он идеалистически заключал, что "все субстанциональное, все существующее есть творение творца", и считал, что движение есть порождение формы, "а не материи". Окружающий мир, по Н. X., познаваем; внешнее познается при помощи органов чувств, а внутреннее – при помощи разума. Его теория познания в своей основе рационалистична: "Наука – это познание вещей такими, какими те вещи являются, а познавателем вещей, как они есть, является разум". Он подчеркивал и бесконечность процесса познания: "Невозможно, чтобы человек стал таким, что ему не останется что познавать". Известное влияние на философию Н. X. оказали Фараби и Ибн Сина.

    Соч.: Зад ал-мусафирин, Берлин, 1341 л. г. х. (1923); Джамиал-хекмäтäйн, Тегеран–Париж, 1953; Вäдж-е-дин, Берлин, 1343 л. г. х. (1924); Диван, Тегеран, 1307 с. г. х. (1928); в рус. пер. – Избранное, [Душанбе ], 1949; Сафар-Намэ. Книга путешествия, пер. Е. Э. Бертельса, [М.–Л. ], 1933.

    Лит.: Богоутдинов А. М., Очерки по истории таджикской философии, [Душанбе ], 1961; Бертельс А. Е., Насиир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Ашуров Г., Филос. трактат Н. X. "Зод ал-мусофирин", "Изв. отд. обществ. наук АН Тадж. ССР", 1960, No 2 (23); его же, Решение осн. вопроса философии Н. X., там же, 1963, No 2 (33); Ιvanоw W., Nasiri Khusraw and ismailism, Bombay, 1948.

    Г. Ашуров. Душанбе.

  3. Источник: Философская энциклопедия