мелодическая — украшение одного голоса фигурами в гомофоническом (см.) сочинении, а также проведение известной мелодической фигуры по всем голосам полифонического (см.) сочинения, в котором каждый голос имеет одинаковое мелодическое значение, как, напр., в фигурованном хорале, в котором все сопровождающие хоральную мелодию голоса повторяют ту же избранную фигуру буквально или немного измененной. В фигурованном хорале три или четыре голоса, предназначенные для сопровождения, не только идут вместе с хоральной мелодией, но иногда образуют и самостоятельные отрывки, как то: прелюдию перед вступлением хорала, интермедии между строфами хорала и постлюдию по окончании хоральной мелодии. Если вместо фигуры пользуются мелодией в два, три или четыре такта, то проведение такой мелодии в разных голосах называется не Ф., а имитацией. Ф. гармоническая состоит в том, что каждый аккорд разбивается на его составные части, исполняемые не одновременно, причем разбитому аккорду придается известное ритмическое содержание. Разбитый подобным образом аккорд образует фигуру. Применение такого приема к целому ряду аккордов в сочинении и называется гармонической Ф., которой пользуются преимущественно в аккомпанементе гомофонического сочинения. Ф. мелодическая и гармоническая составляют приемы вариации.
Н. С.
(от лат. figuratio – придание формы, образное изображение)
в музыке, усложнение музыкальной ткани мелодическими или ритмическими элементами. Гармоническая Ф. – движение одного из голосов, главным образом баса, по звукам аккордов, образующее разложенную гармонию, гармонический орнамент. Один из видов гармонической Ф. – альбертиевы басы. Ритмическая Ф. – повторение того же звука, нескольких звуков аккорда, целого аккорда. Мелодическая Ф. – введение между отрезками мелодии единых по ритмике, зачастую и по мелодическому рисунку оборотов, «фигур», близких к мелодическим украшениям. Мелодическая Ф. использовались с 16 в. главным образом при повторении мелодии на другой высоте или у др. инструмента, в вариациях на Бассо остинато, в классической и романтической музыке – в вариационных частях, а также в репризных разделах произведений. К мелодической Ф. могут быть отнесены и различного рода неаккордовые звуки – задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, камбиата.
-и, ж. муз.
Вплетение в музыкальную ткань произведения различных фигур (в 4 знач.).
Особенно обаятельное впечатление производит последнее появление основной мелодии в альтах и виолончелях с сопровождением фигурации в скрипках с сурдинами. Чайковский, Пятое симфоническое собрание.
[От лат. figuratio — придание формы, образное изображение]
ж.
Включение в музыкальную ткань произведения различных фигура V 2..
ФИГУРАЦИЯ (от лат. figuratio - придание формы) - в музыке - усложнение музыкальной фактуры с помощью повторений звуков и аккордов (ритмическая фигурация), мелодические движения по звукам аккордов (гармоническая фигурация), применения в мелодии неаккордовых звуков (мелодическая фигурация).
figuration
ФИГУРА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. figuratio - придание формы, образное изображение] Муз. Вплетение в музыкальную ткань произведения различных фигур (3 зн.).
* * *
фигура́ция(от лат. figuratio — придание формы) (муз.), усложнение музыкальной фактуры с помощью повторений звуков и аккордов (ритмическая фигурация), мелодические движения по звукам аккордов (гармоническая фигурация), применения в мелодии неаккордовых звуков (мелодическая фигурация).
* * *
ФИГУРАЦИЯФИГУРА́ЦИЯ (от лат. figuratio — придание формы), в музыке — усложнение музыкальной фактуры с помощью повторений звуков и аккордов (ритмическая фигурация), мелодические движения по звукам аккордов (гармоническая фигурация), применения в мелодии неаккордовых звуков (мелодическая фигурация).
(лат. figuratio - образ, форма, образное изложение, от figuro - образовываю, формирую, изукрашиваю, расцвечиваю) - один из методев обработки муз. материала, благодаря к-рому в произв. активизируется фактурное развитие (см. Фактура), Ф. - распространённый и действенный способ динамизации муз. ткани.
Различают три осн. вида P. Mелодич. Ф. в одногол. и полифонич. построениях муз. произв. предполагает вариантное преобразование мелодич. линии посредством опевания осн. звуков. В гомофонном складе этот вид Ф. проявляется в активизации голосов. В этом случае фигурац. звуки определяются по их отношению к основному и именуются проходящими, вспомогательными, задержаниями, предъёмами, камбиатами. Гармонич. Ф. - это последовательное перемещение по звукам, входящим в состав аккордов (очень часто используются и звуки, прилегающие к аккордовым). Rитмич. Ф. представляет собой ритмич. формулу, повторяющую звук или группу звуков и радикально не изменяющую муз. логику данного построения. Эти виды Ф. в муз. практике часто объединяются, образуя смешанные виды Ф., напр. ритмогармонические, мелодико-гармонические.
Ф. издавна применялись в муз. практике. На древнейших стадиях развития муз. иск-ва использовались разл. виды ф. - от фигурирования примитивных ритмич. схем и простейших опеваний ладовых устоев до сложных фигурац. построений - распевов. В средневековье Ф. применялись в григорианском хорале (юбиляции) и в произв. трубадуров, труверов и миннезингеров. Мастера полифонии использовали элементы Ф. (задержания, предъёмы и камбиаты), а также развёрнутые фигурац. построения в разработочных частях полифонич. форм (напр., в разработках и интермедиях фуг). Широко применялась Ф. в жанрах прелюдии, чаконы, фантазии, сарабанды. Образцы техники Ф. содержатся в византийской церк. музыке и в рус. хоровых произв. 15-18 вв. В эпоху генерал-баса Ф. получили большое распространение в практике органных и клавирных импровизаций, хотя теоретики генерал-баса в своих трактатах уделяли вопросам Ф. мало внимания и рекомендовали применять Ф. в одном из голосов лишь тогда, когда в другом мелодич. движение останавливается. В творчестве франц клавесинистов и англ. вёрджинелистов Ф. стали одним из гл. способов развития муз. материала в инстр. формах, где зачастую представляли собой расширение мелизматич. групп. В эпоху классицизма Ф. систематически использовались и в инстр. произв. (особенно в вариациях - как важнейший способ орнаментального варьирования), и в вок. (в оперных ариях и ансамблях) как в светской музыке, так и в церковной (в отд. частях месс, в России - в культовых произв. Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского и др.). В творчестве композиторов-романтиков в связи с эволюцией ладового мышления Ф. часто насыщались хроматикой. В муз. иск-ве 20 в. Ф. применяются в разл. формах, зависящих от индивидуального стиля композитора, от конкретных художеств. задач.
Литература: Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925; Tюлин Ю., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927; его же, Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, кн. 1 - Музыкальная фактура, M., 1976, кн. 2 - Мелодическая фигурация, M., 1977; Рудольф Л., Гармония, Баку, 1938; Мазель Л., О мелодии, M., 1952; Карастоянов А., Полифоническая гармония, М., 1964; Успенский H., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts.., Bern, 1917, B., 1922 (рус. пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта.., M., 1931); Tосh E., Melodielehre, В., 1923 (рус. пер. - Tох Э., Учение о мелодии, M., 1928); Schmitz H.-P., Die Kunst der Verzierung im 18 Jahrhundert Instrumentale und vokale Musizierpraxis in Beispielen, Kassel, 1955; Ferand E., Die Improvisation in Beispielen aus neuen Jahrhunderten abendlandischer Musik Mit einer geschichtlichen Einfьhrung, Kцln, 1956; Szabolcsi B., A melуdia tцrtйnete Vazlatok a zenei stilus mъltjбbуl 2 kiadбs, Bdpst, 1957 (англ. пер. - A history of melody, N. Y., 1965); Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (Indianapolis), 1958; Ghominski J., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1, Kr., 1958, Paccagnella E.,La formazione del languaggio musicale, pt. 1. Il canto gregoriano, Roma, 1961; Wellesz E., Melody construction in Byzantine chant, Belgrade - Ochride, 1961; Mendelsohn A., Melodia si arta оnvesmоntarn ei, Buc., 1963; Arnold R., The art of accompaniment from a thoroughbass, as practised m the XVII and XVIII centuries, v. 1-2, N. Y., 1965.E. В. Герцман.фигура́ция ж.
figuration
Большой Энциклопедический словарь. 2000.