(«Шёлковый путь»,)
название караванных торговых путей, связывавших со 2 в. до н. э. до 16 в. н. э. Китай (через Среднюю Азию) с Передней Азией и далее с Европой. Главным товаром, провозимым по «Ш. п.», был китайский шёлк. «Ш. п.» начинался в центральных районах Китая и через Ланьчжоу шёл на Дуньхуан, где раздваивался. Южный путь проходил через гг. Хотан, Яркенд, Балх и Мерв; северный — через Турфан, Кашгар, Самарканд, Мерв. Далее «Ш. п.» проходил через Нису, Гекатомпил, Экбатану, Багдад к портам Средиземного моря Тиру и Антиохии. В первые века существования «Ш. п.» между Римом и Парфией велась борьба за преобладание в посреднической торговле. В 5—6 вв. значительная часть «Ш. п.» находилась в руках Иран. и согдийских, а с 7 в. — арабских купцов. В 14 в. в связи с развитием мореходства значение «Ш. п.» упало.
"ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" - общее название (до 16 в.) торговых караванных путей из Китая в Переднюю Азию через Ср. Азию, по которым привозились шелковые ткани.
"ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ", общее название (до 16 в.) торговых караванных путей из Китая в Переднюю Азию через Среднюю Азию, по которым привозился главным образом китайский шелк.
丝绸之路
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ, см. Великий шелковый путь.(см. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ)
общее назв. торговых, караванных путей, связывавших со 2 в. до н. э. до 16 в. Китай с Передней Азией через Ср. Азию. Назв. получил в связи с тем, что гл. товаром, провозимым по "Ш. п.", был китайский шелк. "Ш. п." начинался в центр, районах Китая и через Ланьчжоу шел на Дуньхуан. В Дуньхуане "Ш. п." раздваивался на южный и северный. Юж. путь пролегал через города Хотан, Яркенд, Балх и Мерв, северный - через Турфан, Кашгар, Самарканд, Мерв. В Мерве юж. и сев. пути соединялись и далее на 3. "Ш. п." проходил через Нису, Гекатомпил, Экбатану, Багдад, к портам вост. побережья Средиземного м., Тиру и Антиохии. В первые века существования "Ш. п." велась борьба за преобладание в посреднич. торговле между Римом и Парфией. В 5-6 вв. значит. часть "Ш. п." находилась в руках иранских и согдийских купцов, а после образования Араб, халифата (7 в.) преобладание на "Ш. п." получили купцы-арабы. Протяженность "Ш. п." превышала 7 тыс. км. Значение его в связи с развитием мореходства к 14 в. упало. "III. п." способствовал укреплению и расширению торговых и культурных связей народов Азии.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.