Большая Советская энциклопедия

    Луначарский Анатолий Васильевич [11(23).11.1875, Полтава, ‒ 26.12.1933, Ментона, Франция], советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вёл пропаганду в рабочих кружках. В 1895‒98 ‒ в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда». С 1898 вёл революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведён в Вологду, Тотьму (1900‒04). Конец 19 ‒ начало 20 веков для Л. ‒ период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчёркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной эстетики», 1904), с другой ‒ выдвижение на первый план социальных, классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошёл в состав редакций большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооружённом восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904‒07 Л. играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьёзные философские разногласия, которые в годы реакции 1908‒10 углубились. Л. вошёл в группу «Вперёд», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства («Религия и социализм», т. 1‒2, 1908‒11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Л. оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).

    В период 1-й мировой войны 1914‒18 ‒ интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917‒29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918‒20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.

    Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внёс огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внёс огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.

    Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

    Л. ‒ автор работ по истории революционной и философской мысли («Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818‒1918», 1918; «От Спинозы до Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н. Г. Чернышевском, 1928). Перу Л. принадлежат пьесы «Королевский брадобрей» (1906), «Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные работы «Рассказы о Ленине» (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания об Октябрьской революции 1917. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.

    Соч.: Собрание сочинений. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1‒8, М., 1963‒67; О театре и драматургии, т. 1‒2, М., 1958; В мире музыки, М., 1958; О народном образовании, М., 1958; Статьи и речи по вопросам международной политики, М., 1959; О кино, М., 1965; Силуэты, М., 1965; Об изобразительном искусстве, т. 1‒2, М., 1967; Воспоминания и впечатления, М., 1968; Неизданные материалы, «Литературное наследство», т. 82, М., 1970 (есть библиографический указатель); Статьи о советской литературе, 2 изд., М., 1971; В. И. Ленин и А. В. Луначарский, «Литературное наследство», т. 80, М., 1971; Об атеизме и религии, М., 1972.

    Лит.: Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, [2 изд.], 1965; Каиров И. А., А. В. Луначарский ‒ выдающийся деятель социалистического просвещения, [М., 1966]; Лифшиц М. А., Вместо введения в эстетику А. В. Луначарского, в книге: Луначарский А. В., Собрание сочинений в 8 томах, т. 7, М., 1967, с. 587‒613; Дементьев А. Г., Сац И. А., А. В. Луначарский и вопросы советской литературы, в книге: История русской советской литературы, т. 1 ‒ 1917‒1929, М., 1967; Лебедев А. А., Эстетические взгляды А. В. Луначарского, 2 изд., М., 1969: Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и советская литературная критика, Саратов, 1972; А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902‒1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964.

    А. Ф. Ермаков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933) - российский политический деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред в Испании. Труды по истории общественной мысли, проблемам культуры, литературно-критические работы. Пьесы.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (псевдоним - Воинов) (1875-1933), русский писатель, публицист, издатель и первый народный комиссар просвещения СССР (1917-1929). Родился 23 ноября 1875 в Полтаве в семье состоятельных чиновников; учился в киевской гимназии, где увлекся революционными идеями. Вскоре ему пришлось бежать из страны. В Цюрихе (1892-1894) изучал естественные науки и экономику; в Париже (1894-1896) - эстетику, искусствоведение и литературу. Вернувшись в Россию, с 1896 по 1904 был политическим агитатором, подвергался арестам и тюремному заключению. За границей в 1904 редактировал вместе с Лениным большевистские издания; в 1905 возвратился в Санкт-Петербург, был арестован, бежал в Стокгольм. Луначарский получил международную известность в 1908 за сочинение Религия и социализм, где провозглашал, что "социалистическое учение есть подлинная религия человечества". В Италии в 1910-1911 он организовывал специальные школы по системе М.Монтессори, в Париже вплоть до Февральской революции занимался журналистикой. По возвращении в Санкт-Петербург попал в тюрьму. Освобожденный Октябрьской революцией, был назначен народным комиссаром просвещения 7 ноября 1917. Луначарский организовал советскую систему образования, внедряя прогрессивное обучение, и оказал действенное влияние на советскую литературу, поддерживая авангардистов, однако настаивая на сохранении всех ценностей прошлого. Его радикальные эксперименты в области образования вызвали широкий отклик как в России, так и за ее пределами. Упадок дисциплины в школах вызвал наконец неудовольствие Сталина, который в 1929 отправил Луначарского в отставку, заменив его А.С.Бубновым.

    Умер Луначарский 28 декабря 1933.

    ЛИТЕРАТУРА

    Луначарский А.В. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1963-1967 Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1967 Лебедев А.А. Эстетические взгляды Луначарского, 2-е изд. М., 1969 Трифонов Н.А. А.В.Луначарский и современная литература. М., 1974 О Луначарском. Исследования. Воспоминания. М., 1976 А.В.Луначарский. Исследования и материалы. М., 1978

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Лунача́рский Анатолий Васильевич

    (1875—1933), политический деятель, публицист, драматург, академик АН СССР (1930). Участник Революции 1905—07, развивал идею «богостроительства». В 1917—29 нарком просвещения, один из создателей Пролеткульта, с 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. В 1933 назначен полпредом в Испании (в должность не вступил). Работы по вопросам философии, эстетики, литературы, театра, искусства; пьесы.

    * * *

    ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич

    ЛУНАЧА́РСКИЙ Анатолий Васильевич (11 (23) ноября 1875, Полтава —26 декабря 1933, Ментона, Франция), советский политический и государственный деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Участник Октябрьской революции(см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) (Петроград). С 1917 нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред в Испании. Труды по истории общественной мысли, проблемам культуры, литературно-критические работы. Пьесы.

    Родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию,учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете. Во время учебы — поклонник идей как эмпириокритицизма Р. Авенариуса(см. АВЕНАРИУС Рихард), так и марксизма плехановского(см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) варианта. Близко познакомился с М. М. Ковалевским(см. КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович), главой русской социологической школы, известным масоном.

    В 1899 возвращается в Россию, занимается пропагандистско-литературной деятельностью, подвергается ссылке в Вологду. Там знакомится с А. Богдановым(см. БОГДАНОВ Александр Александрович), Н. А. Бердяевым(см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович), А. Ремизовым(см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), Б. Савинковым(см. САВИНКОВ Борис Викторович) и др. Особенно сближается с Богдановым, на сестре которого был женат первым браком. В 1903 возвращается из ссылки в Киев. Сотрудничает в газете «Киевские отклики». По вызову Ленина(см. ЛЕНИН Владимир Ильич) уезжает в Швейцарию, вступает в партию большевиков(см. БОЛЬШЕВИКИ). Сближается с М. Горьким(см. ГОРЬКИЙ Максим) и создает вместе с Богдановым школу для подготовки партийных деятелей на Капри. Выпускает двухтомник «Религия и социализм», вызвавший резкое осуждение у Ленина. В 1908 выпускает вместе с Богдановым, В. А. Базаровым(см. БАЗАРОВ Владимир Александрович) и Горьким «Очерки философии коллективизма». Книга подверглась резкой критике Ленина за интерпретацию идей австрийского физика и философа Э. Маха(см. МАХ Эрнст), считавшего, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению, задача науки их описать.

    В 1911 Луначарский переезжает в Париж, где создает вместе с М. Н. Покровским(см. ПОКРОВСКИЙ Михаил Николаевич), Ф. И. Калининым и др. группу «Вперед». Активно участвует в полемических баталиях с меньшевиками, Г. В. Плехановым(см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) по вопросам стратегии и тактики революционной борьбы. Блестяще начитан, завязывает знакомства со многими культурными деятелями Европы. С началом первой мировой войны входит в группу интернационалистов (вместе с Л. Троцким(см. ТРОЦКИЙ Лев Давидович), Д. Мануильским, В. Антоновым-Овсеенко(см. АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО Владимир Александрович)). В Петроград вернулся в мае 1917. В составе «межрайонцев» вошел в РСДРП (б) на VI съезде в июне 1917.

    Просвещенный нарком

    В октябре 1917 назначается наркомом просвещения, входит в состав Совнаркома. Но уже 2 (15) ноября 1917, узнав о бомбардировках Кремля при установлении в Москве советской власти, подает в отставку. Мотивирует ее невозможностью смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Прошение об отставке опубликовано в меньшевистской «Новой жизни». Однако Совнарком не принял его отставку, Ленин уговорил Луначарского остаться. Тогда же А. Богданов написал Луначарскому: «Мне грустно, что в это дело ввязался ты, … потому что для тебя разочарование будет много хуже».

    Луначарского всегда недолюбливала партийная верхушка и никогда ему полностью не доверяла. Сам Луначарский это хорошо осознавал. Он, единственный из прочих «долгожитель» Совнаркома (с октября 1917 по 1929), никогда не входил в состав ЦК партии. Отсюда и крайняя сложность в трактовке его позиции. О Луначарском бытует мнение и как о романтике и утописте, напоминавшем и в суровые времена о незыблемости идеалов красоты, любви и добра как основах человеческой жизни. Его называют и капризным, и водевильным, и анекдотичным. Поминают, что восемь раз подавал в отставку, узнав об обстреле Кремля, упал в обморок, и то, что не шел ни на какие компромиссы. Вторым браком был женат на актрисе Малого театра, известной красавице Н. А. Розенель. Мировоззрение Луначарского было эклектичным. Однако это была личность, заметно выделявшаяся среди других партийных функционеров своими идейными пристрастиями, далеко не органичными российскому варианту марксизма.

    Луначарский был под обаянием этических идей И. Фихте(см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб), но его тайным кумиром был Ф. Ницше(см. НИЦШЕ Фридрих). Вместе со своим другом Богдановым он популяризировал идеи Г. Спенсера(см. СПЕНСЕР Герберт), представителя позитивизма и утилитаризма в этике. Воззрения этих философов сыграли большую роль в завоевании умов общественности задолго до революции, оказали влияние и на формирование собственной системы взглядов самого Луначарского. Они позволяли ему подходить с более рационалистических позиций к формированию культурной политики советской власти, допускать фрагменты либерализма в ней. Луначарский разделял и идеи П. Наторпа(см. НАТОРП Пауль), одного из лидеров марбургской школы неокантиантства.

    У Фихте Луначарский нашел конкретного адресата гуманистического призыва Песталоцци(см. ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих) «учить всех» в лице национального государства. Фихте сформулировал объект воспитания: национальное целое — народ, конкретизируя представления Канта и Песталоцци о задаче воспитания рода человеческого в целом, добавив при этом, что любовь к нации и вера в нацию соединяет не только с национальным целым, но и со всем родом человеческим. Период пребывания Луначарского на посту наркома просвещения отмечен наибольшим вниманием к этнокультурным особенностям российского общества. Им будут заложены основы для развития национальных систем образования многих народов СССР. Луначарский был единственным наркомом просвещения, считавшим себя русским наркомом, который не в праве решать за наркома просвещения украинского, татарского, иного другого. После его ухода такие представления о равной значимости культур, их уникальности будут искоренены из политической практики.

    Педагогические установки

    Луначарский способствовал деятельности петроградской группы реформаторов, стремившихся сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания. Благодаря ему российская школа в 20-е годы многие учебные предметы преподавала по дореволюционным, так называемым «игнатьевским» программам. Он не признавал идей Крупской(см. КРУПСКАЯ Надежда Константиновна) о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа», а К. Маркс(см. МАРКС Карл) был далек от признания производительного труда в ней как экономической необходимости для страны.

    В принципах руководства культурной сферой Луначарский пытался реализовать идею П. Наторпа о том, что государство должно управляться советами специалистов, реализовывать социализм не массы, а науки и разума, не механически-политический, а органически корпоративный социализм. Это, по Луначарскому, и есть противоположность бюрократическому механизму абсолютистского государства.

    Конечно, эти идеи Луначарскому реализовать не удалось. Однако их присутствие в его мировоззрении и мировосприятии и делает его одной из самых противоречивых фигур в большевистском руководстве, наиболее подверженной критике со всех сторон. Но именно его избрал адресатом своих знаменитых писем В. Короленко(см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович), ибо понимал — Луначарский один из немногих, способных понять их содержание.

    Луначарский не избежал магнетизма мировой революции, интернационализма. Прекрасный оратор, он был пламенным трибуном. Об этом свидетельствуют и его литературные произведения («Фауст и Город»), конъюнктурные, откровенно поданные на злобу дня, достаточно слабые с профессиональной точки зрения. Но Луначарский с его противоречивостью был тем должностным лицом, у которого искали защиты (и иногда находили) многие представители интеллигенции в годы жесточайшего террора гражданской войны. Нужно видеть и то, что партийным комиссаром в Наркомпрос был назначен М. Н. Покровский, а финансовые вопросы отданы под контроль Е. А. Литкенса.

    Луначарский играл роль связующего моста с западным культурным миром. У него были обширные связи с большинством европейской культурной элиты. В Москву приезжали или переписывались с наркомом А. Барбюс(см. БАРБЮС Анри), Г. Уэллс(см. УЭЛЛС Герберт), Б. Шоу(см. ШОУ Джордж Бернард), А. Гидаш(см. ГИДАШ Антал), Р. Роллан(см. РОЛЛАН Ромен), Э. Синклер(см. СИНКЛЕР Эптон Билл), Б. Келлерман(см. КЕЛЛЕРМАН Бернхард), С. Цвейг(см. ЦВЕЙГ Стефан) и другие деятели литературы и науки. В 1929 году Луначарский снят с поста наркома просвещения. Это год «великого перелома», начатого И.Сталиным и отразившегося и на сфере культуры. Наркомпрос возглавил военный А. Бубнов, покончивший с эклектикой «либерала» Луначарского.

    12 сентября 1929 Луначарский назначается председателем Комитета по заведованию учеными и учебными заведениями ЦИК СССР, занимается литературной работой. Известны его работы по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. Он избирается академиком АН СССР. В 1933 Луначарский назначается послом в Испании. По дороге в Ментоне он умер.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедия кино

    ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (11.11.1875, Полтава, Украина — 26.12.1933, Ментон, Франция), советский политический и государственный деятель, писатель, академик АН СССР (1930).

    Учился в Первой киевской гимназии, затем в Цюрихском университете (1895—1898). С юности принимал участие в революционной деятельности, примкнул к социал-демократам. Однако был известен не только как политик, но и профессиональный литератор, драматург, критик, публицист, исследователь западного и русского искусства.

    Участник Октябрьской революции, Луначарский с 1917 года был наркомом просвещения, определял политику Советской власти в области культуры. В 1920-е многие театры считали за честь поставить пьесы Луначарского. Он выступал и в качестве киносценариста. В 1925 была экранизирована его пьеса «Медвежья свадьба».

    1918 УПЛОТНЕНИЕ автор сценария

    1919 ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА автор сценария

    1919 СМЕЛЬЧАК автор сценария

    1925 МЕДВЕЖЬЯ СВАДЬБА (см. МЕДВЕЖЬЯ СВАДЬБА) автор сценария

    1928 САЛАМАНДРА актер, автор сценария

    1930 ЗВУКОВАЯ СБОРНАЯ ПРОГРАММА НОМЕР ОДИН (см. ЗВУКОВАЯ СБОРНАЯ ПРОГРАММА 1) читает текст

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Энциклопедия социологии

    Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) - деятель большевистской партии и советского государства, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киевской гимназии (1887-95) и Цюрих. университете (1895-98), где посещал, в частности, философский и биопсихологический семинар Р. Авенариуса; в конце 90-х гг. сблизился с группой "Освобождение труда"; один из пяти членов "литературной группы большевиков", соредактор газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1909 примкнул к группе "Вперед" (А.А. Богданов и др.) и оказался вне партии большевиков; в мае 1917 вошел в Петербург, группу "межрайонцев" (Л. Троцкий, В. Володарский, М. Мануильский, М. Урицкий и др.), вместе с которыми вновь был принят в большевистскую партию и стал активным участником Октябрьской революции; в 1917-29 - нарком просвещения, в 1929-33 - председатель ученого комитета при ЦИК СССР.

    Культурологическая концепция Луначарского сформировалась еще в дооктябрьский период, когда он присоединился к группе Богданова, выдвинувшего, в числе прочего, идею "пролетарской культуры". В развернувшейся в 1913 в социал-демократической печати дискуссии по проблемам культуры Луначарский занял промежуточную, "центристскую" (между сторонниками и противниками идеи "пролетарской культуры") позицию, сохранив ее в общем до конца жизни.

    Основные положения культурологической концепции Луначарского дооктябрьского периода: культура - понятие, противопоставляемое природе; это - все продукты человеческого труда; основа развития культуры - взаимодействие между человеком и природой; классовость - принцип культуры, кроме первобытной и будущей социалистической; нац. основа культуры, возможно, останется навсегда, но человечество неудержимо идет по пути интернационализации культуры; интернационализм не предполагает уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии, а лишь их гармонию; единые особые, внутренне связанные культуры вырастают на почве интереса общественных групп, но эволюция культуры к ее вершинам заключается в формировании творческих личностей; господствующие классы накладывают на культуру особый отпечаток, культура диктуется правящим классом, хотя не он непосредственно ее создает; материальная - созидается трудовыми классами, а тонкие формы духовной культуры - интеллигенцией; угнетенные классы до нек-рой степени приобщены к господствующей культуре, но уже при капитализме рабочий класс начинает ковать свою культуру в теоретической (марксизм), политической и экономической областях, в формах борьбы и организации, в формах быта; возникает также пролетарское социал-демократическое искусство в том же смысле, как искусство христианское, буддийское или эллино-греческое; культура угнетенных классов - это бедная, классовая, резко обособленная культура; классовая, пролетарская культура - органическая метаморфоза общечеловеческой культуры; история истинно человеческой, внеклассовой победоносной, светлой культуры начнется только с победы социализма. Эти общие положения культурологической концепции Луначарский вырабатывал и совершенствовал в своих многочисленных литературоведческих, литературно-критических, социально-политических и философских статьях.

    В 20-е гг. у Луначарского во взглядах на культуру появились новые акценты: его высказывания о "Бесчеловечности" культуры вызвали критику сторонников чисто классовой культуры - и он стал отстаивать мысль об относительности "общечеловеческого" в культуре; ужесточилась критика современной буржуазной культуры как культуры якобы "изживающей себя"; умножились филиппики против "упаднического", "глупого", "развратного", "буржуазного искусства", "чесавшего пятки буржуазии"; буржуазный строй представлялся как строй варварский и менее культурный, чем, скажем, античный.

    Луначарский доказывал, что все великое в нынешней культуре - антибуржуазно, что из наследия капитализма нельзя воспользоваться даже малой долей; настаивал на необходимости "лабораторного строительства" особой, самостоятельной, абсолютно пролетарской культуры, подчеркивал нетождественность пролетарской и социалистической культуры, которая в переходный период только зарождается и будет достраиваться новыми поколениями. В программу строительства новой культуры Луначарского входило также создание крестьянской литературы.

  11. Источник: Энциклопедия социологии



  12. Лермонтовская энциклопедия

    ЛУНАЧ́́АРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875—1933), рус. сов. гос. и политич. деятель, критик, публицист, драматург. В статьях о лит-ре неоднократно обращался к творчеству Л., рассматривая его преим. в свете революционно- и социально-политических задач своего времени. Критик называл Л. в одном ряду с А. С. Пушкиным, Н. А. Некрасовым, В. В. Маяковским, относил «Маскарад» к великим созданиям рус. драматургии, цитировал лермонт. произведения. В ст. «О художнике вообще и о некоторых художниках в частности» (1903) Луначарский анализировал совр., гл. обр. декадентскую, лит-ру с т.з. изображаемых ею характеров — «жалких, бесцветных людей», меланхоликов, расплодившихся «в нашей провинциальной жизни». Соотнося эти персонажи с лермонт. героем, критик видит в них модификацию образа Грушницкого, окончательно измельчавшего к нач. 20 в.: «Грушницкие на новый лад» изображают «гений и беспутство», принимая беспутство за доказательство гениальности, а свободу видят в «преступлении и подлости». В «Лекциях по истории западно-европейской литературы» (1924) Луначарский ставит в заслугу Пушкину и Л. то, что они явились «в известной степени учителями русской интеллигенции», преподав ей урок байронизма, положит. смысл к-рого — в «гордыне, неуступчивости, отказе от компромисса». Несколько субъективную интерпретацию получила в ст. «Александр Петефи» (1925) проблема революционности Л.: Луначарский утверждал, что рус. поэт «узко и как бы беспочвенно отразил Байрона, потому что стихийная революционность, жившая в сердце этого желчного, обиженного светом гусара, была оторвана от живой революции в гораздо большей мере, чем мрачная и кипучая поэзия Байрона».Более обстоятельно исследуется эта же проблема в ст. «Лермонтов — революционер» (1926), Луначарский утверждает, что величие Л. в проповеди мятежного бунтарства, в почти одиноком противостоянии николаевской реакции. По мнению Луначарского, Л. воспринимает революцию сквозь призму демонизма (как нечто аналогичное «с бунтом дьявола против бога»), глубоко симпатизирует этому бунту и вместе с тем осуждает протестантов «за то, что они побеждены, за то, что они являются как бы ненужными в жизни». Особо выделено в статье стих. Л. «Предсказание», в к-ром поэт провидел «эту таящуюся в недрах русского народа ужасную грозу чуть не за столетие до ее наступления!». «Поражающее предчувствие всего трагизма, всего скорбного величия гигантского потрясения, пережитого нами в 1917—1918 годах» несет на себе, считает Луначарский, «печать того же двойственного отношения к демоническому в революции». По мнению Луначарского, эта двойственность выражается, в частности, в созданном Л. образе вождя революции: он «беспощаден», «в нем все ужасно и мрачно», но это человек «с возвышенным челом», «это человек мощный, это порождение и вождь гигантского потрясения всей страны, без которого Лермонтов не мог себе представить действительного восстания замученного народа». Луначарский несколько упрощает историко-лит. процесс, противопоставляя революционность Л. (стих. «10 июля 1830 года», «30 июля 1830 года», «Пир Асмодея», «Новгород», «Последний сын вольности») либеральному, с его т.з., консерватизму «последекабристского» Пушкина. В стих. «К***» («О полно извинять разврат!») критик видит справедливый упрек молодого поэта своему великому учителю — автору «Стансов», «Друзьям». Значение лучших лирич. произв. Л. («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта», «Дума») — в глубине и широте выраженных в них настроений протеста, обличения, гнева и тоски. «Тоска Лермонтова была не тоской тунеядца, щеголяющего в гамлетовском плаще, он шел бесконечно дальше дворянской обывательщины Евгения Онегина, этот мрак порожден был именно невозможностью найти жизненные формы, которые были бы по плечу его гигантской и мятежной натуре». В поэме «Песня про... купца Калашникова», к-рая по классич. завершенности «стоит на равной высоте с лучшими творениями Пушкина», главный герой, восставший против «царской силы самовластья», не только представитель «третьего сословия», но и «представитель народа».Соч. Собр. соч., т. 1—8, М., 1963—67 (по указателю).

  13. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: