«Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс»

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertuilianus) (около 160, Карфаген, — после 220, там же), христианский богослов и писатель. Получил юридическое и риторическое образование, выступал в Риме как судебный оратор; приняв христианство, около 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов».

    Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам. Если современные ему христианские мыслители стремились привести библейские учения и греческую философию в единую систему, то Т. всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»): «Сын божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В полемике против абстрактного теоретического разума Т. подчёркивает права «естественного» практического рассудка, выступая как единомышленник киников и особенно римского стоицизма. Он развёртывает программу возвращения к природе не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр человеческой души. Это означает для Т. утверждение эмпиризма как в мистико-психологическом, так и в сенсуалистико-реалистическом аспектах. Т. требует доверия к спонтанным самопроявлениям души (необдуманным выкрикам, не доходящим до сознания стереотипным формулам речи и т. п.); он стремится заглянуть в поисках истины в человеческое бессознательное (отсюда интерес к его наследию у таких деятелей современного психоанализа, как К. Г. Юнг). Одновременно эмпиризм Т. приводит его к материалистическим тенденциям: все сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух». Господствующее настроение Т. — тоска по эсхатологическому концу истории. Римскому государственному порядку он противопоставляет космополитизм в духе киников и моральное бойкотирование политики.

    Соч.: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 47, 69, 70, 76, Vindobonae, 1890—1957; в рус. пер. — Творения, ч. 1, К., 1910.

    Лит.: Попов К.. Тертуллиан..., К., 1880; Штернов Н., Тертуллиан, пресвитер карфагенский, Курск, 1889; Преображенский П. Ф., Тертуллиан и Рим, М., 1926; Nisters В., Tertullian. Seine Persönlichkeit und sein Schicksal, Münster, 1950.

    С. С. Аверинцев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (ок. 155-245), христианский богослов, родился в Карфагене ранее 160, в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в христианство, однако ок. 195, уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима, дожил "до преклонных лет". Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились. В первый, "кафолический" период своей жизни Тертуллиан защищал христианство от обвинений язычников в апологиях К язычникам (Ad nationes, 197) и Апологетик (Apologeticus), вырабатывал кодекс христианской нравственности в трактатах О зрелищах (De spectaculis), Об идолопоклонстве (De idololatria), О женском убранстве (De cultu feminarum), К жене (Ad uxorem), наставлял катехуменов в сочинениях О крещении (De baptismo), О молитве (De oratione), О покаянии (De poenitentia) и объяснял, почему не следует прислушиваться к еретическим учениям - в трактате Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum, ок. 200). Позднее (быть может, ок. 207) Тертуллиан увлекся монтанизмом, и с этого момента его сочинения несут на себе печать все большего нравственного ригоризма. Пять книг Против Маркиона (Contra Marcionem, в последней редакции - ок. 211) содержат ценные сведения о гностическом учении Маркиона, а трактат О душе (De anima, ок. 211) является первым христианским сочинением на эту тему. После формального вступления в монтанистскую секту (ок. 212) Тертуллиан обвинил "кафолических" христиан ("психиков") в потакании слабостям и порокам, отстаивая крайний аскетизм в сочинениях О гонении (De fuga et persecutione, ок. 212), О единобрачии (De monogamia), О посте (De ieiunio) и О целомудрии (De pudicitia), где выступал против отпущения грехов прелюбодеям и развратникам после принесенного ими покаяния.

    ЛИТЕРАТУРА

    Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Тертуллиа́н Квинт Септимий Флоренс

    (Tertullianus) (около 160 — после 200), христианский богослов и писатель. Подчёркивая пропасть между библейским Откровением и греческой философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу её несоизмеримости с разумом. В конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

  5. Источник: Энциклопедический словарь