Большая Советская энциклопедия

    (Suarez)

    Франсиско (5.1.1548, Гранада, — 25.9.1617, Лисабон), испанский теолог и философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики (См. Схоластика);иезуит. Окончил университет г. Саламанка (1570). Преподавал в 1570—80 в Саламанке, Сеговии, Вальядолиде и Авиле, затем в Римской коллегии (1580—85), в Аль-кале (1585—93), Саламанке: с 1597 — в Португалии, в университете г. Коимбра. С. во многом видоизменил учение Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский), сближаясь в ряде моментов с Иоанном Дунсом Скотом (См. Иоанн Дунс Скот). Отрицая реальное различие между сущностью и существованием, С. считал, что единичное обладает приматом по отношению к общему; отдельная вещь не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к ним, тождественна «бытийственности». В спорах о соотношении свободы воли (См. Свобода воли)и божественного предопределения (См. Предопределение), обострившихся в полемике с концепциями Протестантизма, С. перенёс акцент с предопределения на божественное предвидение: бог не обусловливает свободный выбор человека, но предвидит его и в соответствии с этим предзнанием пути человека к богу сообщает благодать. Учение С. вызвало оппозицию со стороны официальных кругов церкви, но впоследствии получило значительное распространение среди католических теологов. Основное философское соч. С. «Метафизические рассуждения» (1597) пользовалось большим влиянием (в частности, в университетах 17 в.) и Оставило заметный след в творчестве даже некоторых антисхоластических философов, в том числе Р. Декарта и Г. Лейбница. По политическим взглядам С. — тираномах: правитель, ставший тираном и тем нарушивший божественный принцип власти, понимаемый как справедливый договор между народом и правителем, достоин смерти. Трактаты С., излагающие принципы естественного права (См. Естественное право), оказали значительное воздействие на Г. Гроция (См. Гроций).

    Соч.: Opera omnia, v. 1—28, P., 1856—78.

    Лит.: Scorraille R. de, F. Suarez, v. 1—2, P., 1912—13; Rommen H., Die Staatslehre des F. Suarez, Münch., 1926; Mullaney Т., Suarez on human freedom, Bait., 1950; Perena Vicente L., Teoria de la guerra en F. Suarez, v. 1—2, Madrid, 1954; Dumont P., Liberte humaine et concours divin d'apres Suarez, P., 1960; Wilenius R., The social and political theory of F. Suarez, Hels., 1963; McCormick J. J., A suarezian bibliography, Chi., 1937; Mugica P., Bibliografica suareciana, Granada, 1948.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    СУАРЕС (Suarez) Франсиско (1548 - 1617), испанский теолог, философ, представитель поздней (так называемой второй) схоластики, иезуит. Родоначальник получившего распространение течения суаресизма, противостоявшего томизму. Суарес во многом видоизменил учение Фомы Аквинского, сближаясь с Дунсом Скотом. По политическим взглядам - тираноборец: правитель, ставший тираном, достоин смерти.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. История Философии: Энциклопедия

    СУАРЕС

    (Suarez) Франсиско (1548—1617) — испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже — богословские дисциплины в университете г. Сала-манка. Читал курсы лекций в испанских университетах. Под давлением местных властей был вынужден уехать в Рим. Там С. высоко оценили и предоставили право читать лекции в знаменитой Римской коллегии. С 1597 С. заведует кафедрой теологии в Коимбрском университете. Главное философское сочинение С. — ‘Метафизические рассуждения’ (1597). С. переосмыслил многие положения философии Фомы Аквинского. Он несколько видоизменяет его в двух центральных моментах: вслед за Уильямом Оккамом упраздняет различия между сущностью и существованием, а также делает вывод, что не правильно считать, будто вещь состоит из материи и формы (‘эйдос’). Вещь, согласно С., не есть ни материя ни форма, она первична по отношению к ним. После С. многие философы отказались от гилеморфизма. Другим важным вопросом для С. выступила проблема соотношения свободной воли у человека и божественного предвидения. По мнению С., Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. С. оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.

  5. Источник: История Философии: Энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    СУАРЕС

    (Suares) Франсиско (1548—1617) — ведущий представитель «второй схоластики». В католической традиции обладает почетным титулом «Doctor exi-mius» — «превосходный доктор». По С. теолог обязан обладать глубоким пониманием метафизических принципов и основ метафизического рассуждения. При этом филос. работы С. представляют собой первое последовательно проведенное разделение теологии откровения и философии. Главное произведение С. «Disputationes metaphysicae» (1597) («Метафизические рассуждения») — первое систематическое рассмотрение вопросов метафизики, реализованное не в форме и не в порядке комментирования аристотелевской метафизики. Оно служило образцом для последующих независимых трактатов по метафизике. Вместе с тем «Метафизические рассуждения» содержат полное и систематическое рассмотрение схоластической метафизики, за исключением метафизической психологии, представленной в «Трактате о душе» (изд. посмертно в 1621).

    С. определяет метафизику как науку, рассматривающую бытие как сущее. Метафизика обладает своим предметом, им является сущее как реально сущее. Но это не означает, что метафизика занимается сущим как таковым в полном отрыве от тех способов, в которых сущее реализуется конкретно, т.е. от наиболее общих видов сущего. Метафизик занимается не только понятием сущего, но и его трансцендентальными атрибутами, несотворенным и сотворенным сущим, бесконечным и конечным сущим, субстанцией и реальными акцидентами, а также видами причин. Но материальным сущим он занимается только постольку, поскольку это нужно для познания общих разделений и категорий. Понятие сущего — аналогическое, и его нельзя познать, если не проведено четкого различия между различными видами сущего. В предметную сферу метафизики не входят «образования разума» (entia rationis). С. проводит различие между сущим, обозначающим акт существования, и сущим, обозначающим то, что обладает реальной сущностью, независимо от того, существует оно или нет. «Реальная сущность» — это то, что не предполагает к.-л. противоречия и не является лишь конструкцией разума. С. отвергает мнение тех, кто считает, что существование и сущность действительно различны в творениях. Позиция С. заключается в том, что сущность и существование в творении различимы только «по разуму» (tantum ratione) при условии, что «существование» имеет в виду актуальное существование, а «сущность» — актуально существующую сущность.

    С. создал оригинальную и объемную концепцию философии права, в которой применил к новым историческим условиям средневековую философию права, представленную, прежде всего, томизмом. С философией права он сочетал политическую теорию. По С. утверждавшийся в начале Нового времени суверенитет народов, т.е. независимость от папской власти, должен носить ограниченный характер.

    Воззрения С. особенно его главное произведение «Метафизические рассуждения», оказали мощное воздействие на католическую и протестантскую теологическую и филос. мысль Нового времени, в частности на протестантскую схоластику 17 в. Творчество С. породило самостоятельное направление в рамках неосхоластики. Его представители считают работы С. продуктивным и самостоятельным продолжением схоластической традиции. В то же время др. неосхоласты, прежде всего томисты (М. де Вульф и др.), оспаривают правомерность суарезианства как особого направления католической философии.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    СУАРЕС (Suarez) Франсиско (1548-1617) - представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже - богословские дисциплины в университете города Саламанка. Читал курсы лекций в испанских университетах. Под давлением местных властей был вынужден уехать в Рим. Там С, высоко оценили и предоставили право читать лекции в знаменитой Римской коллегии. С 1597 С. заведует кафедрой теологии в Коимбрском университете. Главное философское сочинение С: «Метафизические рассуждения» (1597). С. переосмыслил многие положения философии Фомы Аквинского. Он несколько видоизменяет его в двух центральных моментах: вслед за Оккамом упраздняет различия между сущностью и существованием, а также делает вывод, что не правильно считать, будто вещь состоит из материи и формы (»эйдос»). Вещь, согласно С, не есть ни материя ни форма, она первична по отношению к ним. После С. многие философы отказались от гилеморфизма. Другим важным вопросом для С. выступила проблема соотношения свободной воли у человека и божественного предвидения. По мнению С, Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. С. оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.

  9. Источник: Новейший философский словарь