Большая Советская энциклопедия

    (Tasso)

    Торквато (11.3.1544, Сорренто, — 25.4.1595, Рим), итальянский поэт. Сын поэта Б. Тассо. Окончил Болонский университет (1565). С 1572 Т. — придворный поэт феррарского герцога Альфонса II д'Эсте. Под влиянием контрреформации (См. Контрреформация) Т. отказался от философского скептицизма. Впал в болезненную религиозность, страдал манией преследования. В 1579— 1586 по приказу герцога был заключён в госпиталь для сумасшедших. В последние годы жизни скитался по городам Италии.

    В творчестве Т. сочетаются черты стиля Возрождения и сменяющих его стилей Классицизма и Барокко. Ренессансную лирику 60-х — начала 70-х гг., изображающую природу и любовное чувство, сменяют барочные стихи (1579—86) с их натуралистичностью и гиперболизмом. Пасторальная драма «Аминта» (1573, опубликованная 1580), проникнутая пантеистическим восприятием мира и мыслью о могуществе любви, — произведение ренессансное с тенденцией к классицизму. Трактат «Рассуждения о поэтическом искусстве» (1565—66, издание 1587) и его 2-я редакция «Рассуждения о героической поэме» (1594) основаны на поэтике Аристотеля и являются теоретической базой нового смешанного жанра Т., сочетающего античную эпопею с рыцарской поэмой Л. Ариосто. Главное произведение Т. — историческая поэма «Гоффредо» (написана в 1574—75), полностью опубликована под названием «Освобожденный Иерусалим» (1580, рус. пер. Д. Мин, т. 1—3, 1900), имела актуальное значение в связи с военными столкновениями европейских народов с турками. В поэме противоборствуют принципы гуманизма и индивидуализма, характерные для Возрождения, и мораль периода контрреформации. Поэтическим образцом для Т. служила «Илиада», 2-я редакция поэмы «Завоёванный Иерусалим» (1593) выдержана в ортодоксально-католическом духе. Творчество Т. сыграло важную роль в развитии западноевропейской литературы 17—18 вв., а образ самого Т. запечатлен в произведениях И. В. Гёте, Дж. Байрона, К. Н. Батюшкова и др.

    Соч.: Opere, a cura di G. Rosini, v. 1—33, Pisa, 1821—32; Tutte ie poesie, a cura di L. Caretti, [Mil., 1957]; Opere, [v. 1—2, Mil., 1961—68]- в рус. пер.—Аминта, М.—Л., 1937.

    Лит.: Розанов М., Пушкин, Тассо, Аретино, [М.—Л., 1937]; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Storia dellaletteratura italiana, direttori F. Cecchi e N. Sapegno, v. 4, [Mil., 1966].

    Н. Г. Елина.

    Т. Тассо.

    Т. Тассо. «Аминта» (Париж, 1666) Гравюра Л. Коссена.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ТАССО (Tasso) Торквато (1544 - 95), итальянский поэт. В пасторальной драме "Аминта" (1573) - идея торжества земной любви. Героическая поэма в октавах "Освобожденный Иерусалим" (полностью опубликована в 1580, подвергнута суду инквизиции; 2-я редакция под названием "Завоеванный Иерусалим" в ортодоксальном католическом духе, 1593) - с историческим сюжетом, основанным на хрониках и традиционных литературных мотивах; в нравственном конфликте (борьба страсти и христианского благочестия, земного чувства и религиозного долга) отразились мучительные противоречия между идеалами Возрождения и аскетической идеологией католицизма.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Литературная энциклопедия

    Та́ссо

    (Tasso) Торквато (1544, Сорренто – 1595, Рим), итальянский поэт.

    Т. Тассо

    Т. Тассо

    Домашнее образование получил под руководством отца, автора куртуазных стихотворных романов. В возрасте 15 лет начал сочинять поэму «Иерусалим» о событиях первого Крестового похода, но прервал работу. Рыцарскую поэму «Ринальдо» (1562) посвятил кардиналу Луиджи д’Эсте, который впоследствии принял его на службу. Живя в Ферраре, написал множество стихотворений (всего поэтом было создано около 2000 произведений малых лирических жанров). В 1572 г. стал придворным поэтом брата кардинала, герцога Альфонсо II, и начал работу над произведениями больших жанровых форм. Сочинил драму-пастораль в стихах «Аминта» о любви молодого пастуха к нимфе (1573), задумал трагедию «Галеальто» (завершена в 1587, название «Король Торрисмондо»). Эпическая поэма в октавах «Освобождённый Иерусалим» (1580; первоначальное название «Гоффредо», 1574–75) посвящена событиям первого Крестового похода Готфрида Бульонского и освобождению священного города от сарацин. В поэме использовал повествовательный опыт Гомера, Вергилия и Ариосто. Сюжет часто прерывают вставные эпизоды, вымышленные персонажи сменяют реальных исторических лиц, фактография мешается с фантазией – так в «Освобождённом Иерусалиме» совершается жанровый синтез античного эпоса и средневекового рыцарского романа. Вскоре у Тассо стала развиваться душевная болезнь, мания преследования, в 1579—86 гг. содержался в госпитале Св. Анны для сумасшедших. Болезнь усугублялась творческими неудачами: вновь переработанная с учётом полемики поэма (под заглавием «Завоёванный Иерусалим», 1593), религиозная поэма «Семь дней сотворения мира» (1594), а также другие произведения не получили признания. Между тем к 1590-м гг. поэма «Освобождённый Иерусалим» стала популярной. В 1594 г. папа Климент VIII пригласил поэта в Рим, чтобы короновать его лавровым венком, как в 14 в. короновали Ф. Петрарку, но Тассо умер за несколько дней до церемонии.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Литературные герои

    ТАССО (нем. Tasso) - герой драмы И.-В.Ге-те «Торквато Тассо» (1790). Исторический прототип - итальянский поэт Торквато Тассо (1544-1595). Образ Т. продолжает в творчестве Гете линию, связанную с судьбой незаурядной поэтической личности в обществе, - тема, берущая начало в романе «Страдания молодого Вертера». Отчасти в коллизии драмы отразились отношения самого Гете и герцога Саксен-Веймарского Карла-Августа, который протестовал против замысла писателя и не хотел, чтобы пьеса была опубликована. Т. тяготится своим положением придворного поэта герцога феррарского Альфонса II. Т. окружен вниманием, его поэтическому дару поклоняются две женщины, в одну из которых, принцессу Леонору д'Эсте, сестру герцога, он влюблен. Но поэт понимает, что его талант не оценен по достоинству, что его воспринимают как изысканную игрушку и, как только Т. говорит не то, что от него ожидали услышать, его одергивают, как провинившегося ребенка. Доброе отношение к себе принцессы Т. принимает за любовь. Когда же узнает, что ошибся, впадает в отчаяние. Ссора с секретарем герцога Анто-нио Монтекатино, человеком холодным и практичным, убеждает Т., что он должен покинуть замок герцога, где его поучают, наказывают и не принимают всерьез. В финале, перед отъездом, он близок к безумию, но его, в отличие от Вертера, спасает творчество. Он потерял любовь, не нашел понимания дорогих ему людей, но с ним пребудет его дар поэта, и этого дара никто не в силах у Т. отнять. Хрестоматийными стали слова Т.: «И если человек в страданиях нем, мне бог дает поведать, как я стражду».

    Образ Т. привлекал к себе выдающихся актеров Германии, эту роль с успехом играли Йозеф Кайнц (1887), Хорст Каспар (1938). Интересно был трактован образ Т. в постановке П.Штайна (1967), где Бруно Ганц впрямую сопоставил Т. и Гете.

    Лит.: Аникст А. Торквато Тассо

    //Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

    Г.В.Макарова

  9. Источник: Литературные герои