Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Гальдос.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Pérez Galdós)

    Бенито (10.5.1843, Лас-Пальмас, — 4.1.1920, Мадрид), испанский писатель. Представитель критического реализма в испанской литературе. Член Королевской академии (1897). Избирался депутатом кортесов (в 1886—90, в 1907). Автор около 80 романов, а также многих драм и рассказов. В романах «Золотой фонтан» (1870, русский перевод 1881, 1937), «Смельчак» (1871) рассказал о первых испанских революциях 19 века (См. Испанские революции 19 века). Романы 1873—1912 объединены в эпопею «Национальные эпизоды» (т. 1—46) и посвящены истории Испании с Трафальгарской битвы 1805 до поражения революции 1868—74. В романах «Сарагоса» (1874, русский перевод 1896, 1970), «Хуан Мартин Эль Эмпесинадо» (1874, русский перевод 1940) и др. показан рост национального самосознания, героизм народа. В центре романов «Донья Перфекта» (1876, русский перевод 1882, 1956) и др.— критика помещичье-клерикальной реакции, средневековых нравов, католического фанатизма. Для цикла «Современные испанские романы» (т. 1—25, 1881—1915) характерны антибуржуазные мотивы. В романе «Марианела» (1878, русский перевод 1888) впервые в испанской литературе изображена жизнь рабочих. В романах 90-х гг. ощущается влияние русской писателей — Л. Н. Толстого и др. П. Г. положил начало испанской социальной драме («Электра», 1901). Отличительные черты стиля П. Г.— динамизм, публицистическая заострённость. Оказал значительное влияние на развитие испанского реалистического романа.

    Соч.: Obras completas, v. 1 — 6, Madrid 1950—1951; Doña Perfecta. [Предисл. К. В. Цурпнова], Moscú, 1964; в рус. пер.— Очарованный кавальеро. [Предисл. Б. А. Кржевского], Л., 1927; Повести. Торквемада на костре. [Предисл. З. И. Плавскина], М., 1958; Трафальгар. [Предисл. Ф. В. Кельина] М. 1961.

    Лит.: Шепелевич Л., История Испании в исторических романах Переса Гальдоса, «Вестник Европы», 1908, №6; Чистякова В. В., Исторические драмы Гальдоса, в сборнике: Записки о театре, Л.— М., 1960; Gutiérrez Gamera E., Galdós у su obra, v. 1—3, Madrid, 1933—35; Regalado García A., B. P. Galdós у la novela histórica española: 1868—1912, Madrid, 1966; Montesinos J. F., Galdós, t. 1—3, [Madrid, 1968—73]; «Cuadernos hispanoamericanos», 1970—71, oct.— en. (спец. номер); Sackett Th. A., Perez Galdos. An annotated bibliography, [Albuquerque (New Mexico), 1968].

    В. К. Ясный.

    Б. Перес Гальдос.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Перес Гальдос

    ПЕРЕС ГАЛЬДОС Бенито (Benito Perez Galdos, 1843—1920) — испанский романист. Р. на Канарских островах, окончил юридический факультет в Мадриде (1886), занимался журналистикой, но вскоре оставил ее и целиком отдался художественной литературе, издав в 1870 первый роман, за которым последовало множество других. Принимал некоторое участие в политической жизни страны и был избран депутатом кортесов от либеральной партии (1905).

    Из всех своих современников П. Г. был наиболее последовательным и стойким защитником идей буржуазного либерализма, выступая против католической церкви, против традиционных устоев государственных, социальных и моральных. Основное его произведение — 46 томов «Национальных эпизодов» (Episodios nacionales), исторических романов, в которых последовательно отражены все перипетии социальных потрясений, политической борьбы, идеологических сдвигов и роста самосознания испанской буржуазии от начала Наполеоновских войн до поражения либералов и восстановления монархии (1805—1874). Здесь в плане художественно-исторического повествования, истоки к-рого восходят к Вальтер Скотту, он дает картины как общественно-политического, так и частного семейного быта в его эволюции на протяжении трех четвертей века, яркие картины самодурства феодалов, революционных заговоров, монархических интриг, жестокости представителей церкви, политических кризисов, вовлечения все более широких слоев из разных классов в политическую борьбу: он создает огромную галерею типов, насчитывающую свыше тысячи представителей самых различных общественных групп нескольких поколений.

    Этот основной труд, над к-рым П. Г. работал с перерывами всю жизнь, не помешал ему написать в промежутках еще свыше трех десятков романов, из к-рых наибольший интерес представляют: «Dona Perfecta» (1876), «Gloria» (1877), «Fortunato y Jacinto» (1888), «Angel Guerra» (1891—1892). И здесь автор трактует различные социальные проблемы, в частности вопрос о католической церкви, в свете идей либеральной буржуазии своего поколения. В «Сострадании» (Misericordia, 1897) он рисует картины мадридского дна, предвосхищая Пио Бароху.

    Написав несколько произведений, стоящих на грани между романом и драмой («Casandra», 1905), приспособив некоторые романы для сцены («Dona Perfecta», 1896), П. Г. отдал дань и драматургии в чистом виде («Electra», 1901, «La de San Quintin», 1884), не отходя и здесь от своих идеологических позиций, но не подымаясь на ту художественную высоту, к-рая и в Испании и за ее пределами обеспечила ему имя первого испанского романиста второй половины XIX в.Библиография:

    I. Произведения П. Г. существуют в многочисленных изданиях, в том числе и собрания сочинений. На русск. яз.: Собр. сочин., перев. М. Ватсон, изд. «Звено», М., 1910—1911 (т. I. Донья Перфекта; т. II. Золотой фонтан); Волонтер, СПБ, 1879; Хамелеон, СПБ, 1880; Друг Маисо, СПБ, 1880; Донья Перфекта, СПБ, 1882; Двор Карла IV, СПБ, 1893; Осада Сарагосы, СПБ, 1896; Желанный король, СПБ, 1900; Очарованный кавальеро, Л., 1923 (то же, Л., 1927), и др.

    II. Лесевич В., Этюды и очерки, СПБ, 1886; Шепелевич Л. Б., История Испании в исторических романах Переса Гальдоса, «Вестник Европы», 1908, № 6; Дионео, Современные испанские романисты, «Русское богатство», 1900, № 11; Menendez y Pelayo M., Estudios de critica literaria, 5 serie, Madrid, 1908; Antondel Olmet L. y A. Garcia Carraffa, Galdos, Madrid, 1912; Alas L. (Clarin), Obras completas, t. I, Madrid, 1913; Andrenio, Novelas y novelistas, Madrid, 1918.

  5. Источник: Литературная энциклопедия