Словарь Брокгауза и Ефрона

    кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей области, от Дарьяла до истока реки Акташ. Река Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну Ч. на две части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно Ч. (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются: кисты (по ущельям Макалдона и Аргуна), ингуши (см.), галгаи, карабулаки (по Ассе и Сунже; самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в Турцию) и ичкеринцы (в Веденском округе). Всех Ч., не считая ингушей, числилось в 1887 г. 195 тысяч. Название Ч. ведет свое начало от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами Ч. себя называют нахчой (люди, народ). Ближайшие соседи Ч. называют их мисджегами (лезгинцы и кумуки) и кистами (грузины). О древнейших судьбах Ч. племени не имеется никаких данных, кроме фантастических легенд о чужеземцах (арабах), основателях этого народа. Начиная с XVI в. Ч. последовательно вели борьбу с ногайцами, калмыками, кабардинцами, кумуками и, наконец, с русскими (с начала XVII столетия). В наших исторических актах имя Ч. встречается впервые в договоре калмыцкого хана Аюки с астраханским губернатором Апраксиным (1708).До 1840 г. отношение Ч. к России было более или менее мирное, но в этом году они изменили своему нейтралитету и, озлобленные требованием со стороны русских о выдаче оружия, перешли на сторону известного Шамиля (см.), под предводительством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба окончилась массовой эмиграцией одной части Ч. в Турцию и переселением остальных из гор на равнину. Несмотря на страшные бедствия, постигшие первых выходцев, эмиграция не прекратилась.

    Ч. высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Ч. представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего и от голубого до более или менее светло-зеленого. В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому. Нос часто вздернутый и вогнутый. Лицевой указатель — 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы). В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно Ч. встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62. Ч. считаются людьми веселыми, остроумными ("французы Кавказа"), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие вборьбе — черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами. В обыкновенное время идеал Ч. — грабеж. Угнать скот, увести женщин и детей, хотя бы для этого пришлось ползти поземле десятки верст и при нападении рисковать своей жизнью, — любимое дело чеченца. Самый ужасный упрек, который может сделать девушка молодому человеку, это сказать ему: "убирайся, ты даже не способен угнать барана!" Ч. никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами. Трогательна глубокая привязанность Ч. к родине; их песни изгнания ("О птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!" и т. д.) полны трагической поэзии. Одежда мужчин — обычная одежда горцев Кавказа: чекмень из желтого или серого сукна домашнего приготовления, бешметы или архалуки разных цветов, летом преимущественно белого, суконные ноговицы и чирики (род башмаков без подошв). Нарядное платье обшивается позументом. Женский костюм ничем не отличается от живописного костюма татарок. Оружие — то же, что у черкесов, на украшение его обращается особое внимание. В противоположность черкесам, живущим изолированно, Ч. живут селениями — аулами. Дома — турлучные, внутри опрятные и светлые, у горных Ч. дома каменные и менее опрятные. Окна без рам, но со ставнями для защиты от холода и ветра. Со стороны входа — навес для защиты от дождя и жары. Для отопления — камины; хлеб пекут в особо устроенных на дворе круглых печах. В каждом домекунакская из нескольких комнат, где хозяин проводит целый день и только к вечеру возвращается к семье. При доме двор, обнесенный плетнем. В пище Ч. умеренны, довольствуясь уреком, пшеничной похлебкой, шашлыком и кукурузной кашей. Главные занятия Ч. — скотоводство, пчеловодство, охота и хлебопашество. На женщинах, положение которых лучше, чем у лезгин, лежат все хозяйственные заботы: они ткут сукна, приготовляют ковры, войлоки, бурки, шьют платье и обувь. Во время своей независимости Ч., в противоположностьчеркесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны. Мы все "уздени" (т. е. свободные, равные), говорят теперь Ч. У немногих только племен были ханы, наследственная власть которых ведет свое начало от эпохи магометанского нашествия. Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость Ч. в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель. Единственным неравноправным элементом среди Ч. были военнопленные, бывшие на положении личных рабов. Они делились на лаев и ясиров; последние могли быть выкуплены и возвратиться на родину. Юридический строй представляет обычные черты родового быта. Кровная месть еще недавно была в полной силе. В конце XII или начале XIII вв. между Ч. стало распространяться христианство. Следы его и теперь видны в развалинах храмов, в праздниках: кистины и ингуши празднуют новый год, день пророка св. Илии и Троицын день. Во многих местах они приносятв жертву баранов в честь св. Девы, св. Георгия и св. Марины. В начале XVIII в. Ч. приняли ислам по суннитскому толку. В своих религиозных обычаях, кроме элементов христианских и магометанских, Ч. сохранили много элементов первобытного язычества, между прочим и фаллического культа. Находимые часто в стране маленькие бронзовые голые приапические статуэтки пользуются поклонением мужчин, как охранители стад, и женщин, которые их обнимают, вымаливая детей мужеского пола. У кистов и галгаев находим еще более интересный обычай. Бездетная женщина отправляется в избушку с двумя выходами, в которой сидит в одной рубашке священник, представитель матсель (матери Божией) и просит его о даровании детей, после чего удаляется через другой выход, все время обращенная лицом к священнику.

    Ср. Берже, "Чечения и чеченцы" (Тифлис, 1859); барон Услар, "Tschetschenzisches und Awarisches" (в "Бюллетене Академии Наук", 1864, т. VIII); Шифнер, "Tschetschenzische Studien" ("Мемуары Акад. Наук", 1884, т. VII, № 5); Schantre, "Recherches anthropologiques dans le Caucase" (П. и Лион, 1885-1887).

    Л. Ш.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (самоназвание — нахчо)

    народ, живущий на Северном Кавказе, преимущественно в центральных и восточных районах Чечено-Ингушской АССР (около 48% населения республики) и в Хасавъюртовском районе Дагестанской АССР. Общая численность в СССР 613 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на чеченском языке (См. Чеченский язык).Верующие — мусульмане-сунниты. Ч., как и родственные им ингуши, относятся к коренному населению Северного Кавказа. Упоминаются в армянских источниках 7 в. под именем нахчаматьян. Первоначально Ч. жили в горах, разделяясь на отдельные территориальные группы. В 15—16 вв. они начали переселяться на равнину, в долину Терека и его притоков — Сунжи, Аргуна. До Октябрьской революции 1917 по месту жительства Ч. делились на две части: Большую и Малую Чечню. В равнинных районах основное занятие — земледелие, в горных — скотоводство; развиты домашние промыслы — производство бурок, выделка кожевенных изделий, гончарство и др. За годы Советской власти коренным образом изменилась культура Ч.: ликвидирована неграмотность, создана письменность, выросла национальная интеллигенция, широкое развитие получили различные виды искусства и литература.

    Об истории, хозяйстве, культуре Ч. см. также ст. Чечено-Ингушская АССР (См. Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика).

    Лит..: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960; Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, т. 1—2, Грозный, 1967—72.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЧЕЧЕ́НЦЫ, -ев, ед. -нец, -нца. муж. Народ, составляющий основное коренное население Чечни.

    | жен. чеченка, -и.

    | прил. чеченский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ев и (устар.) чече́ны, -ов, мн. (ед. чече́нец, -нца и устар. чече́н, , м.; чече́нка, , мн. чече́нки, -нок, -нкам, ж.).

    Народ, живущий в Чечено-Ингушской АССР, а также лица, относящиеся к этому народу.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЧЕЧЕ́НЦЫ, чеченцев, ед. чеченец, чеченца, и (устар.) ЧЕЧЕНЫ, ов, ед. чечен, чечена, муж. Народ Северного Кавказа, живущий в Чечне, в пределах Чечено-Ингушской Автономной ССР. «Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой.» Пушкин. «Чечен ползет на берег, точит свой кинжал.» Лермонтов.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Народ Северного Кавказа, составляющий основное население Чечни.

    2.

    Представители этого народа.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ЧЕЧЕНЦЫ (самоназв. - нохчий) - народ в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. человек) и Дагестане (57,9 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 899 тыс. человек (1992). Общая численность 957 тыс. человек. Язык чеченский. Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ЧЕЧЕНЦЫ (самоназвание нохчий) - народ общей численностью 957 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 899 тыс. чел., в т.ч. Чечено-Ингушетия - 735 тыс. чел., Дагестан - 58 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан - 50 тыс. чел., Киргизия - 3 тыс. чел., Украина - 2 тыс. чел., Грузия - 1 тыс. чел., Узбекистан - 1 тыс. чел., Туркмения - 1 тыс. чел. Язык - чеченский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедический словарь

    ЧЕЧЕ́НЦЫ -ев; (устар.)ЧЕЧЕ́НЫ, -ов; мн. Народ, составляющий основное население Чеченской республики Ичкерия; представители этого народа.

    Чече́нец, -нца; м. (устар.) Чече́н, -а; м. Чече́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Чече́нский, -ая, -ое. Ч. язык. Ч-ая шашка. По-чече́нски, нареч. Говорить по-чеченски.

    * * *

    чече́нцы

    (самоназвание — нохчий), народ в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. человек) и Дагестане (57,9 тыс. человек). Всего в России 899 тыс. человек (1995). Общая численность 957 тыс. человек Язык чеченский. Верующие — мусульмане-сунниты.Чеченцы.

    * * *

    ЧЕЧЕНЦЫ

    ЧЕЧЕ́НЦЫ (самоназвание — нохчо), народ в Российской Федерации, основное население Чечни (1,031 млн. чел.), живут также в Ингушетии (95,4 тыс. чел.), Дагестане (87,8 тыс. чел.), а также городе Москве (14,4 тыс. чел.), Ставропольском крае (13,2 тыс. чел.), Астраханской (10 тыс. чел.), Волгоградской (12,2 тыс. чел.), Ростовской (15,4 тыс. чел.), Тюменской (10,6 тыс. чел.) областях, Приволжском федеральном округе (17,1 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 1,36 млн. чеченцев (2002). Общая численность около 1,4 млн. человек. В Дагестане живет этническая группа чеченцев-аккинцев(см. АККИНЦЫ). Говорят на чеченском языке. Верующие чеченцы — мусульмане-сунниты.

    Чеченцы, как и родственные им ингуши, относятся к коренному населению Северного Кавказа. Упоминаются в армянских источниках 7 веке под именем нахчаматьян. Первоначально чеченцы жили в горах, разделяясь на территориальные группы. В 15—16 веке они начали переселяться на равнину, в долину Терека и его притоков — Сунжи, Аргуна. До 1917 года по месту жительства чеченцы делились на две части: Большую и Малую Чечню. В равнинных районах основное занятие — земледелие, в горных — скотоводство; развиты домашние промыслы — производство бурок, выделка кожевенных изделий, гончарство.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    (самоназвание - нахчо) - народ, живущий на Сев. Кавказе, преим. в Центр. и Вост. р-нах Чеч.-Ингуш. АССР (ок. 48% населения республики) и в Хасавъюртовском р-не Даг. АССР. Общая числ. в СССР - 613 тыс. чел. (1970, перепись). Чеченский яз. относится к нахской (вейнахской) ветви кавк. языков. Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Ч., как и родств. им ингуши, являются коренным населением Сев. Кавказа. В арм. источниках 7 в. упоминаются под именем нахчаматьян. Первоначально Ч. жили в горах, разделяясь на отдельные терр. группы (мичиковцы, качкалыковцы, ауховцы, ичкеринцы, шатуевцы, чеберлоивцы, чантинцы и др.). В 15-16 вв. они начали переселяться на равнину, в долину р. Терек и его притоков - pp. Сунжи, Аргуна. До Октябрьской революции по месту жительства делились на 2 части: Большую и Малую Чечню. В равнинных и лесогорных р-нах Ч. занимаются земледелием (кукуруза, пшеница, ячмень, овощеводство, садоводство, бахчеводство, виноградарство), а в высокогорных р-нах - преим. скотоводством (овцы, крупный рогатый скот, лошади); развиты домашние промыслы: производство бурок, войлочных изделий, выделка кожаных изделий, гончарство и др. Многие работают в качестве инженерно-технич. персонала и рабочих на нефтепромыслах и пром. предприятиях республики. За годы Сов. власти коренным образом изменилась культура Ч.: ликвидирована неграмотность, создана письменность, выросла нац. интеллигенция, широкое развитие получили различные виды иск-ва и лит-ра.

    В кон. 1943 - нач. 1944 в результате нарушения социалистич. законности Ч. были переселены в различные р-ны Ср. Азии и Казахстана. 9 янв. 1957 издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении нац. автономии чеченского народа, была восстановлена Чеч.-Ингуш. АССР. Почти все Ч. возвратились в родные места. Об истории, х-ве, культуре Ч. см. также ст. Чечено-Ингушская АССР.

    Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960 (лит. с. 570-71); Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, т. 1-2, Грозный, 1967-72; Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва. Шестая сессия (5-12 февраля 1957). Стенографич. отчет, М., 1957, с. 576-77, 743-44.

    Б. А. Калоев. Москва.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Большой Энциклопедический словарь

    ЧЕЧЕНЦЫ
    ЧЕЧЕНЦЫ (самоназв. - нохчий) - народ в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. человек) и Дагестане (57,9 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 899 тыс. человек (1992). Общая численность 957 тыс. человек. Язык чеченский. Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  21. Источник: