Большая Советская энциклопедия

    Мария Ивановна [р. 29.10 (11.11).1900, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1954). Окончила студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. В 1920—27 работала в Театре РСФСР 1-м (позже Театр им. Мейерхольда). Роли: Стелла («Великодушный рогоносец» Кроммелинка), Бой («Рычи, Китай!» Третьякова), Марья Антоновна («Ревизор» Гоголя) и др. Одновременно участвовала в спектаклях Театра Революции, где играла роль Полины («Доходное место» Островского в постановке В. Э. Мейерхольда). В 1927 окончательно перешла в труппу Театра Революции (ныне Московский театр им. Маяковского).

    Исполнила здесь роли Гоги («Человек с портфелем» Файко), Колокольчиковой, Маши («Мой друг», «После бала» Погодина), Джульетты («Ромео и Джульетта» Шекспира), Дианы («Собака на сене» Лопе де Вега), Тани (одноименная пьеса Арбузова). Б. особенно близки сложные психологические конфликты, тема борьбы за утверждение человеческого достоинства. Тонкая лирическая актриса, Б. создаёт ярко индивидуальные сценические характеры. Творчество актрисы отличается высоким мастерством, пластичностью жестов, музыкальностью речи, эмоциональностью. Роли в русской и советской классической драматургии: Лариса («Бесприданница» Островского), Софья («Зыковы» Горького). Сыграла роль Кей в пьесе японского драматурга Каору Моримото «Украденная жизнь». Государственная премия СССР (1941). Награждена 2 орденами.

    Лит.: Грачевский Ю., Мария Ивановна Бабанова, М., 1952; Новицкий П., Образы актеров, [М.], 1941, с. 261—302.

    М. И. Бабанова.

    М. И. Бабанова в роли Тани (одноимённая пьеса А. Н. Арбузова).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    БАБАНОВА Мария Ивановна (1900 - 83), актриса. С 1920 в Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1927 в Театре Революции (с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского). В искусстве Бабановой трогательная искренность, лиризм сочетались с отточенностью, выверенностью сценической формы. Обладая редкого тембра высоким, чистым ("хрустальным") голосом, тонко разрабатывала интонационно-мелодический рисунок роли: Стелла ("Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка, 1922), Гога ("Человек с портфелем" А.М. Файко, 1928), Диана ("Собака на сене" Лопе де Веги, 1937), Таня ("Таня" А.Н. Арбузова, 1939), Жена ("Все кончено" Э. Олби, 1980) и др. Работала на радио.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.