Большая Советская энциклопедия

    Жоскин де Пре (Josquin Després, Josquin dcs Prés) (около 1440, Пикардия, — 27.8.1521, Кон-де-сюр-Эско), франко-фламандский композитор. Вероятно, ученик Я. Окегема. Работал главным образом в Италии, гуманистическое искусство которой оказало определяющее влияние на его творческое мировоззрение. В 1474—79 придворный певчий капеллы в Милане, около 1486—94 в Сикстинской капелле в Риме. В 1495—99 руководил соборной капеллой в Камбре, в 1489 в Модене, в 1500 служил в Париже при дворе Людовика XII. В 1501—03 придворный капельмейстер в Ферраре. Последние годы жизни — настоятель собора в Конде. Ж. Д. — один из крупнейших представителей полифонического искусства эпохи Возрождения. Синтезировав достижения нидерландской школы (См. Нидерландская школа), Ж. Д. создал новаторские произведения духовных и светских жанров, близкие к интонациям народной песни. В мессах, мотетах, песнях — французском шансон и итальянских фроттолах — подчинял высокую полифоническую технику новым выразительным задачам. В его сочинениях непосредственность чувства выражена в яркости, жизненности тематического материала. Прогрессивное гуманистическое искусство Ж. Д. подготовило развитие новых творческих направлений европейской музыки 16 в. Собрание сочинений Ж. Д. издаётся в Лейпциге — Амстердаме (до 1968 вышло 54 выпуска; издание продолжается).

    Лит.: Яковлева Е. Г., Жоскин де-Прэ. Биографический очерк, М., 1910.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (ок. 1440-1521 или 1524) - франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы. Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (около 1440 - 1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Обобщив ее достижения, отказался от чрезмерных усложнений музыкальной ткани, способствовал прояснению полифонического стиля. Автор месс, мотетов, светских песен, инструментальных пьес.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (Josquin des Prez) (ок. 1440 - ок. 1521), выдающийся композитор эпохи раннего Возрождения, один из величайших мастеров мирового музыкального искусства. Родился между 1440 и 1450, предположительно в графстве Бургундском или во французской провинции Пикардия. Его имя употребляется в разных формах: Жоскинус, Жодокус, Жускиньо; Депре, Пратенсис, а Прато и т.п. Из биографии композитора достоверными можно считать немногие факты, хотя известно, что он много путешествовал и был благосклонно принят при разных европейских дворах. Предполагают, что Жоскен мальчиком пел в хоре коллегиатской церкви св. Квентина. С 1459 по 1472 он служил в хоре миланского кафедрального собора, а с 1474 по 1479 - при дворе герцога Миланского. С 1486 по 1494 его имя встречается в платежных ведомостях папской капеллы в Риме. В 1499 и потом вновь в 1503 мы находим его при дворе герцога Эрколе д'Эсте в Ферраре; Жоскен посещал Францию, а после 1503, по-видимому, оставался в Ферраре до кончины герцога (1505). Некоторое время спустя вернулся во Францию, где был руководителем королевской капеллы (matre de chapelle) вплоть до кончины короля Людовика XII (1515). В конце жизни был одновременно каноником церкви св. Гудулы в Брюсселе и настоятелем собора Богоматери в Конде. Предполагается, что умер он в Конде в 1521, но, может быть, это случилось тремя-четырьмя годами позже. Современники описывают Жоскена как человека с открытым лицом и лукавыми глазами, остроумного, склонного к шутке, но прилежного в своем ремесле и строгого в оценках собственной работы. Неизвестно, где и у кого он учился. Вполне возможно, что Жоскен не имел среди своих учителей известных музыкантов. Искусство, которое он унаследовал от предшественников, и прежде всего от Йоханнеса (Жана) Окегема, было продолжением средневекового мастерства контрапункта, которое (подобно позднеготической архитектуре) начало вырождаться в самодовлеющую виртуозность. Неоценимая заслуга Жоскена - очищение и совершенствование старой контрапунктической техники, которая в его творчестве становится фундаментом нового, содержательного и возвышенного стиля. Наиболее поразительное качество его музыки - непосредственность и сила выражения. Его понимание задач музыки было глубоко гуманистическим, и потому Жоскена можно считать первым композитором, ставшим вровень с великими поэтами, художниками и архитекторами Возрождения. В 1567 флорентийский гуманист Козимо Бартоли говорил о Жоскене и Микеланджело как о двух художниках, которые "открыли глаза всем, кто ценит эти искусства". Когда в 1868 историк музыки А.В. Амброс объявил Жоскена первым гением в европейской музыке, он только повторил то, что утверждалось тремя столетиями ранее. Здесь невозможно проанализировать многочисленные новации, внесенные Жоскеном в музыкальный язык его времени; отметим лишь некоторые: его замечательное истолкование церковных ладов, часто внутри уже классической гармонической структуры; его предпочтение двудольных метров вместо старых, так называемых "совершенных" трехдольников; его изощренное мастерство в построении полифонической композиции на основе ранее существовавшей темы (или вокруг нее - композиция на cantus firmus); развитие новой техники фугированного, имитационного контрапункта; смелое применение секвенций, ведущих к моментам наивысшего драматического напряжения; наконец, экономное использование возможностей хора, при котором совместное звучание всех голосов (tutti) сберегается для кульминаций. Многие из этих новаций предвосхищают крупнейшие достижения искусства 16 в. Шансоны Жоскена - то веселые, то нежные, задумчивые, грустные, даже душераздирающие - вызывают непосредственную реакцию слушателя, так же, как и его мотеты, в которых содержится немало наиболее впечатляющих художественных высказываний мастера. Мессы Жоскена, ввиду их размеров, возможно, труднее воспринимаются с первого прослушивания, однако и здесь усилия слушателя будут щедро вознаграждены. В качестве примеров можно назвать следующие произведения: Bergerette Savoysienne, Baisiez moi, Parfons regretz, Tu solus qui facis mirabilia, De profundis, Ave Maria; мессы De Beata Virgine и Pange lingua. Среди сочинений других жанров - пользующаяся известностью Stabat Mater и потрясающее Miserere. Наследие Жоскена состоит из 20 месс и ряда отдельных песнопений из этой службы, около сотни мотетов, псалмов и гимнов, 52 светских произведений на французские и 3 на итальянские тексты. Широкому распространению произведений Жоскена способствовало изобретение О. Петруччи нового способа печатания нот. Начиная с 1501 и до конца века Петруччи и другие издатели опубликовали значительную часть наследия композитора, причем многие произведения неоднократно переиздавались. Научная публикация полного собрания сочинений композитора была начата в 1921 доктором А.Смиджерсом (Голландия) и завершена в 1969.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Жоске́н Депре́

    (Josquin Després) (около 1440 — 1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Крупнейший полифонист эпохи Возрождения, представитель нидерландской школы. Выдвинул на первый план эстетическое начало в музыкальном искусстве, оказал большое влияние на развитие западноевропейской музыки. Мессы, мотеты, светские песни и иностранные сочинения.

    * * *

    ЖОСКЕН ДЕПРЕ

    ЖОСКЕ́Н ДЕПРЕ́ (Жоскен де Пре; Josquin Despres) (около 1440—1521 или 1524), франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы(см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА). Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Музыкальный словарь

    ( ок. 1440 - 27 VIII 1521, Конде-сюр-л\'Эско)

    Жоскен Депре - выдающийся представитель нидерландской школы полифонистов. Место его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи считают его фламандцем, хотя во многих документах XVI в. Жоскен назван французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях композитора. Скорее всего, одним из них был великий И. Окегем. Первое документальное свидетельство о жизни Жоскена, где говорится о нем как о певце Миланского кафедрального собора, относится только к 1459 г. В миланском соборе он прослужил с небольшими перерывами с 1459 по 1472 г. Вероятно, находился также при дворе влиятельного кардинала Асканио Сфорцы. Следующее по времени точно документированное упоминание о Жоскене относится к 1486 г., когда он был певчим папской капеллы в Риме. В возрасте примерно 60 лет Жоскен возвращается во Францию. Выдающийся музыкальный теоретик XVI в. Глареан рассказывает историю, которая, возможно, подтверждает связь Жоскена с двором Людовика XII. Король заказал композитору многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве певца миг участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую из... одной ноты. Истинна эта история или нет, она во всяком случае свидетельствует о большом авторитете Жоскена как среди музыкантов-профессионалов, так и среди высших кругов светского общества.

    В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому. (Любопытно, что герцог в поисках руководителя своей придворной капеллы некоторое время колебался между Г. Изаком и Жоскеном, но все же сделал выбор в пользу последнего.) Однако уже через год Жоскен вынужден был покинуть выгодное место. Его внезапный отъезд был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г. эпидемией чумы. Герцог и его двор, а также две трети городского населения покинули Феррару. Место Жоскена занял Я. Обрехт, который пал жертвой чумы в начале 1505 г.

    Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе Конде-сюр-л\'Эско, где он служил настоятелем местного собора. Сочинения этого периода указывают на связь Жоскена с нидерландской полифонической школой.

    Жоскен был одним из крупнейших композиторов позднего Возрождения. В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18 месс (самые известные - "Вооруженный человек, Pange lingua" и "Месса о благословенной Деве"), более 70 мотетов и др. менее масштабные формы. Жоскену удавалось органическое сочетание глубины и философичности замыслов с виртуозной техникой музыкальной композиции. Наряду с духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в основном на французские тексты - т. н. шансон). В этой части своего творческого наследия композитор ближе подходит к жанровым истокам профессиональной музыки, нередко опирается на народные песню и танец.

    Жоскен был признан уже при жизни. Слава его не угасала и в XVI в. Хвалы ему воздавали такие крупнейшие литераторы, как Б. Кастильоне, П. Ронсар и Ф. Рабле. Жоскен был любимым композитором М. Лютера, который писал о нем: "Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты".

  11. Источник: Музыкальный словарь



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: