«Мазерель Франс»

Мазерель Франс в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Мазерель Франс»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Мазерель, Масерел (Masereel) Франс (30.7.1889, Бланкенберге, Западная Фландрия, ‒ 4.1.1972, Авиньон, Франция), бельгийский график и живописец. Член Коммунистической партии Бельгии. Учился в АХ в Генте (1907‒1908). С 1909 жил главным образом во Франции. Во время 1-й мировой войны 1914‒1918 жил в Швейцарии, где присоединился к группе писателей-пацифистов во главе с Р. Ролланом и создал цикл антивоенных газетных рисунков. Используя близкие экспрессионизму и другим новым течениям 20 века художественные принципы (фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого), а также литературную фабулу, язык традиционных символов и аллегорий, М. создавал серии ксилографий («романы в картинах»), со стремительным, подобным смене кинокадров развитием сюжета. М. был увлечён эпосом жизни современного человека, захваченного социальной стихией города. Прослеживая духовный рост, судьбу своего героя, он раскрывал трагический конфликт всякой свободной идеи с буржуазным обществом, выражал своим творчеством сознательный политический протест против насилия и эксплуатации, стремился осознать место человека и связанных с его бытием гуманистических ценностей в современном мире («Крестный путь человека», 1918, «Мой часослов», 1919; «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть», 1920; «Город», 1925; «Созидание», 1928; «Пляска смерти», 1941; «Юность», 1948). М. известен также как иллюстратор произведений Ш. Де Костера, Р. Роллана и других. Выполнял альбомы рисунков и акварели, писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, работал для театра и кино. Искусство М. оказало влияние на творчество многих европейских мастеров 1-й половины 20 века и сыграло большую роль в формировании новых образно-выразительных средств критического реализма.

    Лит.: Кантор А. М., Творчество Франса Мазереля, в сборнике: Современное изобразительное искусство капиталистических стран, М., 1961; Сапего И., Образный строй графики Мазереля, «Искусство», 1961, № 8; Раздольская В., Мазерель, Л. ‒ М., 1965; F. Masereel, Malerei und Graphik. 1917‒1957, В., 1957; F. Masereel..., [Dresden], 1959.

    К. Г. Богемская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Мазере́ль Франс

    Масерел (Masereel) (1889—1972), бельгийский график и живописец. В сериях ксилографий («романов в картинах»), используя близкие экспрессионизму художественные приёмы (гротеск, геометризованный рисунок, динамизм композиции, контраст чёрного и белого), раскрывал трагическую судьбу человека в современном мире («Крестный путь человека», 1918). Циклы иллюстраций, антивоенные рисунки, портреты, пейзажи, жанровые композиции.

    * * *

    МАЗЕРЕЛЬ Франс

    МАЗЕРЕ́ЛЬ (Масерел) (Masereel) Франс (1889—1972), бельгийский график и живописец. В сериях ксилографий («романов в картинах»), используя близкие экспрессионизму художественные приемы (гротеск, геометризованный рисунок, динамизм композиции, контраст черного и белого), раскрывал трагическую судьбу человека в современном мире («Крестный путь человека», 1918). Циклы иллюстраций, антивоенные рисунки, портреты, пейзажи, жанровые композиции.

  3. Источник: Энциклопедический словарь