Большая Советская энциклопедия

    русское, стихосложение русской устной народной поэзии (см. Народное творчество). В Н. с. различаются три основных типа: 1) говорной стих — употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п.; это текст, четко расчленённый на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без чёткой ритмической организации («Ложкой кормит, а стеблем глаз колет», «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал»). 2) Речитативный, напевный стих — употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмическое строение. Наиболее частый размер — 3-ударный (3-иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (Иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера в изолированном виде могут звучать и как хореи (См. Хорей) («Как во сла́вном было го́роде во Ки́еве»), и как Анапесты («Как во сла́вном во го́роде Ки́еве»), и как Дольники («Как во сла́вном го́роде Ки́еве»), и как Тактовики («Как во сла́вном во го́роде во Ки́еве»). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-ударный (например, в былине о Щелкане) и 4-ударный (в некоторых исторических песнях). 3) Песенный стих — употребителен в лирических песнях; колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения 17 в. и сохранялся в 18 в. в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в. в стихе «Сказки о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, в 20 в. у Демьяна Бедного; речитативный тип воспроизводился в «Песнях западных славян» Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича...» М. Ю. Лермонтова и т.д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов.

    Лит.: Востоков А. Х., Опыт о русском стихосложении, СПБ, 1817; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Квятковский А., Народный стих, в его кн.: Поэтический словарь, М., 1966; Бобров С. П., Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности..., «Русская литература», 1967, № 1, 1968, № 2; Trubetzkoy N., Three philological studies, Ann Arbor, 1963; Jakobson R., Slavic epic verse, в его кн.: Selected writings, v. 4, 's-Gravenhage, 1966.

    М. Л. Гаспаров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ русской устной народной поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы - поговорки, загадки, прибаутки и пр.) - чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) - нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха; песенный стих ("протяжные" и "частые" песни) - ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно четким хореем и очень сложными, не вполне исследованными вариантами.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    НАРОДНОЕ стихосложение русской устной народной поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) - чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) - нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик (смотри Тоническое стихосложение); песенный стих ("протяжные" и "частые" песни, например частушки) - ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим хореем и очень сложными его вариантами.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Народное стихосложение

    НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — см. Стихосложение.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    наро́дное стихосложе́ние

    русское, стихосложение русской устной народный поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) — чисто тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раёшный стих); речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) — нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями, в основе ритма — тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха; песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим строением (четырех- или шестистопный хорей) и очень сложными, не вполне исследованными вариациями; несколько более прост стих частушек и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе.

    * * *

    НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

    НАРО́ДНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ русской устной народной поэзии. Различают три вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) — чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих(см. РАЕШНЫЙ СТИХ)); речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) — нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями, в основе ритма — тактовик(см. ТАКТОВИК), иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха(см. АКЦЕНТНЫЙ СТИХ); песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно четким хореем и очень сложными, не вполне исследованными вариантами.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: