(итал. basso ostinato, буквально — упорный бас)
одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами. В результате при сохранении тематического единства происходит непрерывное обновление многоголосной музыкальной ткани, форма Б. о. очень подходит для создания единого музыкального образа, воплощения единого настроения. Б. о. использовался в ариях и хорах 17—18 вв. как нижний голос сопровождения (Г. Перселл, И. С. Бах — Crucifixus из мессы си минор), в инструментальных формах типа пассакальи (См. Пассакалья) и чаконы (См. Чакона), сохранившихся до наших дней (Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит и др.). В музыке 19—20 вв. остинатность выходит за рамки Б. о. и становится одним из основных формообразующих принципов в различных элементах музыкального языка (мелодия, ритм, гармония и т.д.).
Вл. В. Протопопов.
БАССО ОСТИНАТО (итал. basso ostinato - букв. - упорный бас), форма вариационного развития в музыке, основанная на многократном повторении в басу неизменной темы при меняющихся верхних голосах. Применялась в пассакалье, чаконе и др. Используется в музыке 20 в.
БАССО ОСТИНАТО (итальянское basso ostinato, буквально - упорный бас) (музыкальное), многократное повторение мелодико-ритмической фигуры-темы в нижнем голосе. Основа формы вариаций на бассо остинато (пассакалья, чакона).
ба́ссо остина́то
(итал. basso ostinato, буквально — упорный бас), многократное повторение мелодико-ритмической фигуры-темы в нижнем голосе. Основа формы вариаций на бассо остинато (пассакалья, чакона).
* * *
БАССО ОСТИНАТОБА́ССО ОСТИНА́ТО (итал. basso ostinato, букв. — упорный бас), форма вариационного развития в музыке, основанная на многократном повторении в басу неизменной темы при меняющихся верхних голосах. Применялась в пассакалье(см. ПАССАКАЛЬЯ), чаконе(см. ЧАКОНА) и др. Используется в музыке 20 в.