Большая Советская энциклопедия

    Сантаяна (Santayana) Джордж (16.12.1863, Мадрид, ‒ 26.9.1952, Рим), американский философ-идеалист, писатель (автор популярного романа «Последний пуританин», 1935). Испанец по происхождению, С. в 1872‒1912 жил в США. В 1907‒12 профессор Гарвардского университета. Будучи одним из главных представителей критического реализма, С. интерпретировал его в духе платонизма. С позиций критического реализма С. разделяет бытие на две сферы ‒ феноменов сознания и материальных объектов. Свидетельством существования внешнего мира, по мысли С., служит убеждение в его объективной реальности, так называемая «животная вера». Вместе с тем абсолютно достоверными С. считает только «данные опыта», феномены сознания. По мысли С., придерживающегося позиции скептицизма, знание внешнего мира всегда субъективно истолковано и символично, а единственной формой миропонимания является миф.

    В сочинении «Царство бытия» (т. 1‒4, 1927‒40), претендуя на сочетание реализма с идеализмом, С. создаёт систему бытия, заключающую в себе четыре сферы ‒ независимые и не связанные между собой «реальности»: «Царство сущности», «Царство материи», «Царство истины» и «Царство духа». Центральный пункт системы С. ‒ концепция идеальных сущностей, развиваемая в русле идей Э. Гуссерля и А. Уайтхеда. Сущности, придающие качественную определённость бытию, ‒ это всевозможные идеальные качества, духовные образования. Материя в системе С. выступает как нечто иллюзорное, как бессодержательное и бескачественное начало. В своём этическом учении С. разрабатывал концепцию «эстетической морали». Для социальных воззрений С. характерно растворение общественных явлений в природных, биологизм, сочетающийся с «морально-эстетическим» подходом к явлениям социальной жизни. В политической жизни был противником демократии, сторонником господства «элиты».

    Соч.: Interpretations of poetry and religion, N. Y., 1900; Scepticism and animal faith, L., 1923; The background of my life, N. Y., 1944; Dominations and powers, N. Y., 1951: The life of reason, v. 1‒5, N. Y., 1962.

    Лит.: Ендовицкий В. Д., Критика философии американского критического реализма, М., 1968; Богомолов А. С., Буржуазная философия США XX века, М., 1974, гл. 6; The philosophy of G. Santayana, Evanston ‒ Chi., 1940; Butler R., The mind of Santayana, Chi., 1955; Munson T. N., The essential wisdom of G. Santayana, N. Y. ‒ L., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Santayana, George)

    ДЖОРДЖ САНТАЯНА

    ДЖОРДЖ САНТАЯНА

    (1863-1952), философ и литератор, представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде 16 декабря 1863, по происхождению испанец. Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже, который окончил в 1886. В течение двух лет изучал философию в Берлинском университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под руководством У.Джемса. В 1889 стал преподавателем, а в 1907 профессором философского факультета Гарвардского университета. В одном из безупречных по стилю, но "изношенных и традиционных" сонетов, написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборнике Стихотворения (Poems, 1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и поэтического мифа, что становится также главной темой работы Интерпретация поэзии и религии (Interpretation of Poetry and Religion, 1900); более чем через 40 лет он возвращается к ней в книге Идея Христа в Евангелиях (The Idea of Christ in the Gospels, 1946). В шестом сонете в Стихотворениях утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге Платонизм и духовная жизнь (Platonism and the Spiritual Life, 1927) и находит окончательную формулировку в работе Царство Духа (The Realm of Spirit, 1940), составляющей четвертую часть Царств Бытия. Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У.Джемсу и Дж.Ройсу "более с удивлением, чем с искренним согласием", плохо понимая "протестантское сочетание серьезности и своенравия" (т.е. субъективности). Десятилетия спустя, когда оба его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в книге Характер и мнение в США (Character and Opinion in the United States, 1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его учителей означала невозможную попытку "описывать вещи такими, как они есть" и в то же время "объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим желаниям". После обучения за рубежом он решил создать собственную философию, "нецерковную религию". В 1896 опубликовал лекции по эстетике - по-видимому, первый весомый труд в этой области, вышедший в США: Смысл прекрасного (The Sense of Beauty); в 1900 за ними последовала книга Интерпретации поэзии и религии (Interpretations of Poetry and Religion). Однако важнейшим итогом первого периода творчества философа стал пятитомный труд Жизнь разума (The Life of Reason, or The Phases of Human Progress, 1905-1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически отточенный, как сборник литературных эссе. В 1910 вышла книга, представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: Три философа-поэта (Three Philosophical Poets), в которой различные мировоззрения - натурализм, супранатурализм и романтизм - представлены блестящим, хотя и импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гете, а также Шелли, Бергсона и Рассела. В 1912 Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек Атлантику и стал "странствующим ученым". Жил уединенно в Англии и Франции. В 1924 поселился в "вечном городе". Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952. Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них статьи на философские темы, например, в сборнике Некоторые повороты мысли в Новой философии (Some Turns of Thought in Modern Philosophy, 1933), и особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике Очерки по критическому реализму (Essays in Critical Realism, 1921). Значительную ценность также представляют работы: Эгоизм в немецкой философии (Egotism in German Philosophy, 1916); Английские монологи (Soliloquies in England and Later Soliloquies, 1922); Скептицизм и животная вера (Scepticism and Animal Faith, 1923); повесть Последний пуританин (The Last Puritan, 1936); трехтомная автобиография Лица и положения (Persons and Places, 1944, 1945, 1953) и книга Сила и господство: размышления о свободе, обществе и государстве (Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and Government, 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны является четырехтомный труд Царства Бытия (Realms of Being, 1927-1940), в котором его система получила наиболее полное и точное выражение. Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока, который можно назвать "материей". Эта субстанция познаваема с исключительно узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей, цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем увидеть в них их собственное вневременное бытие. При помощи такого незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Сантая́на Джордж

    (Santayana) (1863—1952), американский философ, один из главных представителей критического реализма (филос.); интерпретировал его в духе платонизма. Создал учение о «царстве бытия», в центре которого концепция «идеальных сущностей». Роман «Последний пуританин» (1935).

    * * *

    САНТАЯНА Джордж

    САНТАЯ́НА (Santayana) Джордж (1863—1952), американский философ-идеалист, один из главных представителей критического реализма (философского); интерпретировал его в духе платонизма. Создал учение о «царстве бытия», в центре которого концепция «идеальных сущностей». Роман «Последний пуританин» (1935).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Сантаяна Джордж

    (Santayana)Сантаяна Джордж (Santayana, George) (1863 - 1952)

    Американский философ-идеалист, писатель, поэт. Родился 16 декабря 1863 в Мадриде, в испанской семье. 1907 - 1912 - профессор Гарвардского университета. Жил в 1872 - 1912 в США, затем - в Европе, с 1924 - в Риме. Умер 26 сентября 1952 в Риме. Выступал против демократии, научно-технического прогресса и социализма. Являлся одним из главных представителей критического реализма в философии дав ему интерпретацию в духе платонизма. Среди произведений - "Области бытия" в 4 томах (Realms of Being, 1927 - 1940), где создает систему бытия, заключающую в себе четыре независимые и не связанные между собой "реальности": "Царство сущности", "Царство материи", "Царство истины" и "Царство духа", роман "Последний пуританин" (1935), работы по эстетике, философии поэзии, теологии.Афоризмы, цитаты
    • Всю свою жизнь американец прыгает в поезд, когда он уже тронулся, и выпрыгивает из него, когда он еще не остановился. И при этом, заметьте, никогда не остается на платформе и никогда не ломает ногу.
    • Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их.
    • Революция - вещь непростая. Ее успех зависит обычно от умения приспособиться ко всему тому, против чего она была направлена.
    • Фанатизм - удвоение усилий при одновременной потере цели.
    • Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.
    • Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни.
    • В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции. Те, кто не способен запомнить прошлое, обречены повторять его.
    • Мы приносим большую пользу людям, преследуя личные цели, а не общественные.
    • Американская жизнь - мощный растворитель. Она способна нейтрализовать любой, даже совершенно чуждый ей интеллектуальный элемент, растворить его в свойственном ей добродушии, самодовольстве, бездумности и оптимизме.
    • Природа - это вторая любовница, которая утешает нас, когда изменяет первая.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов