Словарь Брокгауза и Ефрона

    степной народ сев. Ирана, помещаемый Геродотом по ту сторону Яксарта (Сыр-Дарьи) и принадлежащий к числу северных племен, которые иранцы называли общим именем саков. С М. приходилось бороться культурным государствам Ирана; по сказанию, сохраненному Геродотом, Кир пал в войне с ними. Рассказывают, что в это время М. управлялись царицей Томиридой. Кир домогался ее руки, но тщетно, так как она не желала быть орудием порабощения своего народа. Она предложила Киру померяться силами на расстоянии трех дней пути от границы, или в области Кира, или в области М. По совету Креза, решено было второе. При помощи хитрости, Киру удалось взять в плен сына царицы, Спаргаписа, который завладел было его лагерем и набросился на найденное там вино; но в сражении с выступившими против него в полном составе М. Кир был убит, причем мстившая за смерть сына (лишившего себя жизни, под влиянием стыда) царица бросила отрубленную голову Кира в мешок с кровью, со словами: "Пей досыта". Зонара называет М. также один из диких восточных народов, восставших, в 350 г. по Р. X., против Сапора II. М. были, кажется, арийцы; по мнению Н. А. Веселовского, они тожественны с Да-Юети китайских источников; имя их = "Великие Геты". По Геродоту, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву коней, имели общность жен и отличались всеми особенностями кочевников, питаясь преимущественно молоком и мясом своих стад, сражаясь железными копьями, стрелами и обоюдоострыми топорами, с коня и пешком.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. Massagétai)

    собирательное название группы племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисленные гипотезы об отождествлении М. и их этнической принадлежности. Одни учёные считали, что назв. «М.» происходит от слова «масуо» — «рыба» и означает «рыбоеды». Другие объясняют его как составное из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». По предположениям третьих, слово «М.» означает «мазагеты» — «великие геты», а сами М. тождественны с «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей. Разделяющий эту точку зрения С. П. Толстов считает массагетскими некоторые археологические памятники низовьев Сырдарьи. Однако ни одну из гипотез нельзя считать общепризнанной. О каких племенах говорит тот или иной автор, называя их М., не всегда ясно. По Геродоту, М. — кочевники; сражались они пешими и на конях, причём их кони имели на груди латы; их утварь и оружие изготовлялись из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеменидской державы Кир, побежденный «царицей» М. Томирис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и островов, живших примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также некоторые знавшие земледелие племена (например, хорезмийцев).

    Лит.: Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Пьянков И. В., К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов, «Вестник древней истории», 1964, № 3.

    Б. Я. Ставиский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    МАССАГЕТЫ - собирательное название кочевых и др. племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    массаге́ты

    собирательное название кочевых и других племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна.

    * * *

    МАССАГЕТЫ

    МАССАГЕ́ТЫ, собирательное название кочевых и др. племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Massagetai) - собирательное назв. группы племен Закаспия и Приаралья в соч. древнегреч. авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисл. гипотезы об отождествлении М. и их этнич. принадлежности. Одни ученые считали, что назв. М. происходит от слова "masyo" - "рыба" и означает "рыбоеды". Другие объясняют его как составленное из слов "мас", "сака" и "та" и означающее "большая сакская (скифская) орда". По предположению третьих, слово "М." означает "мазагеты" - "великие геты", а сами М. тождественны с "да (большие) юечжи" древнекит. летописей. В наст. время точку зрения последних разделяет С. П. Толстов, к-рый приписывает М. археологич. памятники в низовьях Сыр-Дарьи. Однако ни одну из гипотез нельзя считать общепринятой. О каких племенах говорит тот или иной автор, называя их М., не всегда ясно. По Геродоту М. - кочевники. Сражаются они пешими и на конях, причем их кони носят на груди латы. Вся их утварь и оружие изготовлены из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеменидской державы царь Кир, побежденный "царицей" М. Томирис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и островов, живущих примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также хорезмийцев и нек-рые др. племена.

    Лит.: Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Пьянков И. В., К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов, "ВДИ", 1964, No 3.

    Б. Я. Ставиский. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Massagětae,

    Μασσαγέται, могущественный и воинственный кочевой народ на северо-восточном берегу Каспийского моря, по ту сторону Аракса (по Hdt. 1, 201 сл. надо разуметь под этим реку Яксарт), следовательно, между Аральским озером и Каспийским морем и в киргизской степи; первоначально они жили, вероятно, ближе к Уралу. По своим нравам они изображаются грубыми и дикими (общие жены, убиение стариков); покланялись солнцу, которому приносили в жертву коней. Hdt. 1, 216. Страна их была богата золотом и медью, что заметно было по их оружию и убранству лошадей; но в железе и серебре чувствовался недостаток. Strab. 11, 512 сл. В земле М., по Геродоту (1, 208) и Юстину (1, 8), погиб Кир.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: