Словарь Брокгауза и Ефрона

    сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

    В первой половине XVIII в. Ш. приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их. Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Ш. и сожгли их мечети. Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось. У Ш. не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество. Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом. Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Ш. решительную победу на берегах Бзиюкозауо. Долго после того еще продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Ш. и бзедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу. Ш. достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, еще 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго. Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений.

    Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела. Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ. Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой - зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Ш. был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

    Борьба Ш. с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее. Южные приморские Ш. были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.

    См. "Кавказский Сборник" (21 т.); Н. Ф. Дубровин, "История войны и владычества русских на Кавказе"; его же в "Обзоре войн" Леера (т. IV, ч. 2); "Военный Сборник" (1863, 1864, 1865, 1866 гг.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    часть адыгейцев (См. Адыгейцы), в прошлом одно из адыгейских племён. Живут в Адыгейской АО, а также в районах Туапсе и Лазаревского в Краснодарском крае. Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка (См. Адыгейский язык). Ведущие отрасли хозяйства — земледелие и садоводство.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ШАПСУГИ - народность общей численностью 10 тыс. чел., проживающая на территории Российской Федерации. Язык - адыгейский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ШАПСУГИ

    ШАПСУ́ГИ, народ на западе Северного Кавказа; коренное население Туапсинского и Лазаревского районов Краснодарского края. Численность в Российской Федерации — 3,2 тысячи человек (2002). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка. Верующие — мусульмане-сунниты.

    Шапсуги составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов, населяли земли между реками Джубга и Шахе и высокогорные лесистые районы на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе. Они принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством и Российской империей. В 1864 году большая часть шапсугов переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Северном Кавказе осталось около двух тысяч шапсугов. В 1924 году был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское. В 1945 году Шапсугский район был преобразован в Лазаревский район Краснодарского края.

    Ведущие отрасли хозяйства — земледелие и садоводство. Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами. Они сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овeс; с конца 18 века распространилась кукуруза. В горах разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место в хозяйстве шапсугов принадлежало садоводству и виноградарству; занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).

    Мужчины-шапсуги носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины — наголовныс платки. В общественно-семейном быту сохраняются патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств — грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша, а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.

  7. Источник: Энциклопедический словарь