Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Dupré, 1812—89) — один из выдающихся франц. пейзажистов новейшего времени, принадлежащий к группе основателей так наз. "интимного" пейзажа, т. е. к тем художникам, которые в начале 30-х гг. текущего столетия отрешились от всякой стильности в ландшафте и стали воспроизводить природу с точностью, передавать ее общее впечатление и в малейших ее мотивах отыскивать не столько красоту, сколько те черты, которыми она может возбуждать в зрителе то или другое чувство. Д. был сын фабриканта фарфоровых изделий в Нанси и, изучая отцовское дело, занимался вместе с тем рисованием, в котором вскоре подвинулся настолько вперед, что задумал посвятить себя всецело искусству. Мало-помалу он перешел от рисования к живописи и благодаря своему врожденному таланту не замедлил достигнуть в ней блестящих успехов. Так. образом, он сделался художником почти без помощи учителей, лишь через непосредственное изучение природы. Принятое им направление ясно обозначилось уже в первых картинах, с которыми он явился перед публикою в парижском салоне 1831 г. После этого он выставлял в салонах, но нерегулярно, многие свои произведения, для которых сюжеты доставляли ему умеренно холмистые местности Зап. Франции и изредка природа Англии. В последний раз его работы были выставлены в салоне 1883 г. Большинство их, однако, переходило к покупателям и заказчикам прямо из его мастерской, и теперь они встречаются во многих общественных и частных коллекциях. Между прочим, в Кушелевской галерее имп. акд. художеств находятся два пейзажа этого мастера, дающие полное понятие о его направлении.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Дюпре (Dupré) Жюль (5.4.1811, Нант, ‒ 6.10.1889, Л'Иль-Адан, близ Парижа), французский живописец, представитель барбизонской школы, мастер национального реалистического пейзажа. Живописи учился главным образом самостоятельно. Для Д. характерны внимательное изучение и эмоциональная трактовка сложных и драматичных явлений природы, тяга к звучности и насыщенности тона, контрастам света и тени, в чём сказывается романтическая традиция («Вечер», 1840-е гг., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Большой дуб», 1844‒55, Лувр, Париж). Д. воссоздаёт как материальность предметов, так и воздушную среду, часто вводит в пейзажи жанровые мотивы («Пейзаж с коровами», см. илл.).

    Лит.: Clarétie J., Dupré, P., 1879.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Дюпре́ Жюль

    (Dupré) (1811—1889), французский живописец. Представитель барбизонской школы. Драматичные, эмоциональные, звучные по цвету сельские пейзажи («Большой дуб», 1844—55).

    * * *

    ДЮПРЕ Жюль

    ДЮПРЕ́ (Dupre) Жюль (5 апреля 1811, Нант — 6 ноября 1889, Л"Иль-Адан, близ Парижа), французский живописец, представитель барбизонской школы(см. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА), мастер национального реалистического пейзажа. Родился в семье керамиста, ставшего позднее директором фарфоровой фабрики. Живописи учился самостоятельно, работая у своего отца. В 1829 переехал в Париж, где продолжил совершенствовать свое мастерство художника, встретил Каба, Декампа, Жарона и Хюэ. В 1831 побывал в Великобритании, учился у английских пейзажистов, особое впечатление на него произвело творчество Д. Констебла(см. КОНСТЕБЛ Джон). Подружился с Т. Руссо(см. РУССО Теодор), с которым путешествовал по французским провинциям и работал вместе в студии. В 1833 четыре картины были выставлены в Салоне(см. САЛОНЫ). Официальное признание получил в 1835, когда был награжден медалью Салона за свои пейзажи. Жюри Салона 1839 недооценило произведения Дюпре и художников его круга. Несмотря на это, его произведения продолжали пользоваться популярностью, с картин Дюпре печатали гравюры. Финансовое благополучие позволило художнику 10 лет писать картину «Большой дуб» (1844—1855). После революции 1848(см. РЕВОЛЮЦИЯ 1848 ВО ФРАНЦИИ) он стал членом комиссии по реорганизации Салона, но свои работы в Салоне не выставлял. В 1849 кавалер ордена Почетного Легиона(см. ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН). В Салоне 1852 выставил знаменитый «Пейзаж с коровами» (1850) — простой по композиции и эмоциональный по настроению. Его работы были представлены на крупных выставках в 1860, 1883, на Всемирной выставке в Париже в 1867. В последние годы жизни писал в основном этюды с натуры. Для него характерны внимательное изучение и эмоциональная трактовка сложных и драматичных явлений природы, тяга к звучности и насыщенности тона, контрастам света и тени.

  5. Источник: Энциклопедический словарь