Большая Советская энциклопедия

    Жаров Михаил Иванович [р. 14(27).10. 1900, Москва], русский советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1949). Член КПСС с 1950. В 1919 окончил студию при театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО). Был актёром передвижного фронтового театра, Опытно-героического театра, Театра им. Мейерхольда, Бакинского рабочего театра и др. В 1931‒37 артист московского Камерного театра. Среди лучших ролей, сыгранных здесь, ‒ Алексей в «Оптимистической трагедии» Вишневского; выступал и как режиссёр (поставил «Очную ставку» Шейнина, 1936). Творчество актёра как в театре, так и в кино первоначально тяготело к комедии. Ему особенно удавались яркие комедийные образы, отмеченные заразительным народным юмором, обаянием, сочностью красок, бытовыми деталями. С 1938 работает в Малом театре, где сыграл роли: Харитонова («За тех, кто в море» Лавренева), Прохора («Васса Железнова» Горького), Митрича («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Лебедева («Иванов» Чехова), Ягуба («Браконьеры» Раннета, был также режиссёром спектакля), Дикого («Гроза» Островского), Воронцова («Так и будет» Симонова) и др. В Малом театре особенно раскрылась широта творческого диапазона актёра. В театре и кино Ж. стал играть наряду с комедийными остро характерные, а также драматические роли. Комедийная лёгкость соединилась в его исполнении с психологической глубиной; при создании отрицательных персонажей ярче проявилась сатирическая заострённость.

    Ж. ‒ один из крупнейших советских киноактёров. Среди лучших ролей в звуковом кино: Жиган («Путёвка в жизнь», 1931), Кудряш («Гроза», 1934), Зайцев («Три товарища», 1935), конторщик Дымба («Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939), Смирнов («Медведь», 1938), Меншиков («Петр I», 1937, 1939), дьяк Гаврила («Богдан Хмельницкий», 1941), партизан Русов («Секретарь райкома», 1942), Еропкин («Близнецы», 1945), Малюта Скуратов («Иван Грозный», 1945, 1958), военный министр («Каин XVIII», 1963), Анискин («Деревенский детектив», 1969) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

    Соч.: Жизнь, театр, кино, [М., 1967].

    Лит.: Меттер Л., Михаил Жаров, М. 1939; Ефимов Н., Михаил Жаров, Л., 1940; Краснов П., Народный артист СССР М. И. Жаров, М., 1951: Юренев P., Михаил Жаров, в сборнике: Актеры советского кино, в. 1. М., 1964.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЖАРОВ Михаил Иванович (1899-1981) - российский актер, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). Работал в театре им. Мейерхольда, Камерном театре, с 1938 в Малом театре. Среди ролей - Алексей ("Оптимистическая трагедия" Вишневского). Снимался в фильмах: "Путевка в жизнь", "Петр I", "Возвращение Максима" и "Выборгская сторона", "Богдан Хмельницкий", "Деревенский детектив" и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Жа́ров Михаил Иванович

    (1899—1981), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). Работал в Театре им. Вс. Мейерхольда, Камерном театре, с 1938 в Малом театре. Роли: Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Митрич («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова), Лыняев («Волки и овцы» А. Н. Островского) и др. В кино с 1924, исполнял роли весёлых, жизнелюбивых героев, людей широкой души; ему были присущи тяга к яркой характерности, сочный юмор. Снялся в фильмах: «Путёвка в жизнь», «Пётр I», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», «Иван Грозный», «Медведь», «Деревенский детектив» и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947).

    * * *

    ЖАРОВ Михаил Иванович

    ЖА́РОВ Михаил Иванович [15 (27) октября 1900 (по другим сведениям 1899), Москва — 15 декабря 1981, там же], российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1949). Государственная премия СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974).

    Творческая биография

    С 1913 — ученик наборщика в типографии, с 1915 — администратор и помощник режиссера в труппе Оперного театра Зимина(см. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА). В 1920 окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актер Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921—1925 — Театра Мейерхольда(см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич). В 1926—1927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра, в 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 — Реалистического театра, в 1931—1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актер академического Малого театра.

    Театральные роли

    Дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).

    Наиболее полно раскрылось актерское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).

    Киногерои

    В кино Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет.

    В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Н. В. Экка(см. ЭКК Николай Владимирович) он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева(см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) и Л. З. Трауберга(см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова(см. ПЕТРОВ Владимир Михайлович) — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых(см. ВАСИЛЬЕВЫ братья) — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна(см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович) — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).

    Последняя роль

    Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актера программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

    Как режиссер Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ЖАРОВ Михаил Иванович (27 октября 1900, Москва — 15 декабря 1981, Москва), российский актер, режиссер; народный артист СССР (1949); государственная премия СССР (1947); Герой Социалистического Труда (1974).

    Творческая биография

    С 1913 — ученик наборщика в типографии, с 1915 — администратор и помощник режиссера в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актер Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921—1925 — Театра Мейерхольда. В 1926—1927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра, в 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 —Реалистического театра, в 1931—1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актер академического Малого театра.

    Театральные роли

    Дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).

    Наиболее полно раскрылось актерское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).

    Киногерои

    В кино Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет.

    В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).

    Последняя роль

    Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актера программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

    Как режиссер Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).

    1915 ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ («Дочь Пскова», «Псковитянка») актер

    1924 АЭЛИТА актер

    1924 ПАПИРОСНИЦА ОТ МОССЕЛЬПРОМА актер

    1925 ДОРОГА К СЧАСТЬЮ актер

    1925 ЕГО ПРИЗЫВ («23 января») актер

    1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА актер

    1926 МИСС МЕНД («Приключения трех репортеров») актер

    1926 ПОСЛЕДНИЙ ВЫСТРЕЛ («Черное золото», «Углекопы») актер

    1926 СЛУЧАЙ НА МЕЛЬНИЦЕ («Убийство на мельнице») актер

    1927 АНЯ («Тайна Ани Гай») актер

    1927 ДОН ДИЕГО И ПЕЛАГЕЯ («Дело Пелагеи Деминой») актер

    1927 КТО ТЫ ТАКОЙ? («По ту сторону щели») актер

    1927 ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА актер

    1928 БЕЗ КЛЮЧА актер

    1928 БЕЗ КЛЮЧА («Копилка», «Не в деньгах счастье») актер

    1928 БЕЛЫЙ ОРЕЛ («Губернатор») актер

    1929 ДВА-БУЛЬДИ-ДВА актер

    1931 МАНОМЕТР—2 (Ликвидация прорыва на заводе «Манометр») (см. МАНОМЕТР-2) актер

    1931 НИКИТА ИВАНОВИЧ И СОЦИАЛИЗМ («Погибла Россия», «Люди на земле») актер

    1931 ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ актер

    1932 ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ КОМИССАРОВ актер

    1933 ОКРАИНА (см. ОКРАИНА (1933)) актер

    1934 ГРОЗА (см. ГРОЗА (1934)) актер

    1934 МАРИОНЕТКИ актер

    1935 ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ актер

    1935 ТРИ ТОВАРИЩА актер

    1937 ВОЗВРАЩЕНИЕ МАКСИМА актер

    1937 ПЕТР ПЕРВЫЙ (1-я серия) актер

    1938 ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА актер

    1938 МЕДВЕДЬ (см. МЕДВЕДЬ (СССР)) актер

    1938 ПЕТР ПЕРВЫЙ (2-я серия) актер

    1939 ОШИБКА ИНЖЕНЕРА КОЧИНА актер

    1939 СТЕПАН РАЗИН актер

    1939 ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ актер

    1941 БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ актер

    1942 ВАНЬКА (новелла из БКС N 12) (см. ВАНЬКА (1942)) актер

    1942 ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА (1-я серия) актер

    1942 ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА (2-я серия) актер

    1942 СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА актер

    1943 АКТРИСА (см. АКТРИСА (1943)) актер

    1943 ВО ИМЯ РОДИНЫ («Русские люди») актер

    1943 ВОЗДУШНЫЙ ИЗВОЗЧИК актер

    1943 ЮНЫЙ ФРИЦ актер

    1944 ИВАН ГРОЗНЫЙ (1-я серия) актер

    1945 БЛИЗНЕЦЫ (см. БЛИЗНЕЦЫ (СССР)) актер

    1945 ИВАН ГРОЗНЫЙ (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») актер

    1946 БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО актер, режиссер

    1947 ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ актер

    1948 МИЧУРИН актер

    1949 СЧАСТЛИВЫЙ РЕЙС («Машина 22—12») актер

    1953 ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА актер

    1954 АННА НА ШЕЕ актер

    1954 РЕВИЗОРЫ ПОНЕВОЛЕ актер

    1957 САПОГИ актер

    1958 ДЕВУШКА С ГИТАРОЙ актер

    1958 КРАСНЫЕ ЛИСТЬЯ актер

    1959 МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ (см. МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ (1959)) актер

    1961 ЧУЖОЙ БУМАЖНИК актер

    1963 ВНИМАНИЕ! В ГОРОДЕ ВОЛШЕБНИК! («Кукольная комедия») актер

    1963 КАИН XVIII («Два друга») (см. КАИН ВОСЕМНАДЦАТЫЙ) актер

    1966 СТАРШАЯ СЕСТРА актер

    1968 ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ актер

    1974 АНИСКИН И ФАНТОМАС актер, режиссер

    1978 И СНОВА АНИСКИН режиссер, актер

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: